Активизация познавательного интереса на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала...….8
1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке……………....11
1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия изучаемого материала………………………………………………………….18
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала…………………………………………………………..20
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала…………………………………………………………..22

2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии…………………………………………………………….24
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии с использованием средств развития познавательного интереса…………………………………………………….…35
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50

Файлы: 1 файл

Дипломная работа .doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 

               1-й вариант.  По намеченной  теме составляется план, для чего  выбираются узловые вопросы, предлагается литература, устанавливается срок проведения семинара. Ребята готовятся самостоятельно, при необходимости проводится консультация. Выступающим на семинаре задаются вопросы, обсуждается содержание докладов, грамотность и ясность изложения. Итоги подводит педагог,  он обобщает, делает выводы, оценивает выступления.

 

              2-й вариант  семинара способствует  хорошей активности учащихся. Проведение  его усложняется тем, что намечаются  докладчики, оппоненты, раздаются карточки  рецензента.

 

             УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ – это метод создания ситуаций познавательного спора, отстаивание различных точек зрения, форма сотрудничества. Цель дискуссии – поиск, выявление истины, нахождение правильного решения проблемы, спорного вопроса.

           Учебные дискуссии вызывают повышенный интерес, материал усваивается углубленно, осмысленно, сознательно, вырабатывается своя точка зрения, своя позиция.

            Учебная дискуссия строится так: выбирается актуальная тема, по  которой высказываются многие точки зрения. Заранее дается задание: изучить проблему, а затем обсудить ее на уроке. Учащиеся могут объединяться в группы – сторонники той или иной точки зрения на проблему. Например,  на дискуссию могут быть вынесены такие  многоаспектные проблемы: как сохранить Арал, нужны ли АЭС и т.д.

            Не  может быть полноценного  обучения учащихся без привлечения  их к самостоятельности.

 

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – это форма, при которой формируются умения самостоятельно добывать знания, заниматься самообразованием. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие условия. Сначала учитель обучает приемам работы с текстом (чтение и  выбор главной мысли, составление плана, постановка вопроса к тексту и т.д.); затем учить  работать по  схемам, рисункам,  делать краткие записи, работать со справочником. Учитель продумывает цель самостоятельной работы, указывает пути достижения этой цели; разнообразит формы самостоятельности; учитывает познавательные возможности учащихся, оказывает им индивидуальную помощь; создает психологический настрой, желание работать. Самостоятельную работу необходимо обязательно проверить, подвести итоги, иначе подобная  форма теряет свою ценность. Передовые педагоги придают огромное внимание самостоятельности учащихся.

         Поднимает  активность и ответственность, опережающее  задание по изучению нового  материала. На предварительном уроке  учащийся рассказывает новый  материал вместо учителя. Во время  закрепления можно предложить  запись о сведениях  по определенному  плану.

 

         ЗАЧЁТ  - это активная форма проверки знаний учащихся. Зачет помогает углубить и закрепить важнейшие идеи изучаемого материала, проводить индивидуализацию общения с учащимися, выяснить пробелы в знаниях по теме.

        Формы зачета  могут быть разными: защита реферата, тематическая проверка  знаний, составление, составление схем на выяснение производственных связей, выполнение поделок. Своеобразной и интересной формой проведения зачетов является методика В.Ф. Шаталова. Он заранее дает вопросы по теме.  Перед зачетом подробно консультирует по каждому вопросу. Знания оценивает по  положительной трехбалльной системе.  Разрешается повторная задача зачета. Со слабыми учащимися вновь проводится консультация и прием зачета. Таким образом, все учащиеся получают глубокие знания, прочное усвоение учебного материала и положительные оценки.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

 

Игры всегда занимали умы педагогов, психологов. Великие педагоги А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский вели страстную пропаганду за внесение игрового начала во все направления учебно-воспитательного процесса. В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Чем игра привлекательна? Игра активизирует психические процессы учащихся (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание и др.), строится на добровольных началах. Учащихся не надо заставлять играть, они сами включаются в игру с большим интересом и желанием.

Во время игры учащиеся получают удовлетворение, радость от участия в игре и от полученного результата. Игра создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей. Соответственно этим особенностям игры подразделяются на три группы: ролевые (сюжетные), дидактические, игры-упражнения.

Ролевая (сюжетная) игра является наиболее трудной и сложной, но зато эффективной. Эта игра развивает у ребят творчество, самостоятельность, обогащает знаниями. Действия обычно инсценируются в условиях воображаемой ситуации, в основе лежит роль, намечается сюжет. Учитель дает наметку, схему выполняемой работы.  Участник подбирает  материал, обогащает свою роль интересными явлениями, фактами, соответственно роли действует в игре.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

К дидактическим играм относятся игры, в содержание которых входят краткие сообщения, ответы на вопросы. Группа обычно делится на 2-3 команды, выбираются капитаны для организации и проведения игры. К подобным играм относятся: «Познавательный ринг», «Встречный бал», «КВН», «Что, где, когда» и др. «Познавательный ринг» проводится обычно после изучения темы, раздела. Учащиеся делятся на три команды, например, «Поиск», «Пламя», «Искра». Каждая команда выделяет своего представителями, обычно более подготовленного. Выходит ученик от первой команды, вопросы задают две другие и оценивают ответ по пятибалльной системе, затем – от другой и третьей команд. Предварительно договариваются, по сколько вопросов (2-3) будут задавать отвечающим. На этом заканчивается первый раунд, подводится итог по количеству оценок, например, первый учащийся получил «4» и «5» – в сумме выводится 9 баллов и т.д.

Во время передышки на отвечавших «знатоков» составляют дружеские шаржи, письменные резюме, сочиняют стихи или включают музыку. Передышка дается на  5 – 7 минут.

Во втором раунде защищают честь своей команды другие учащиеся. Для более слабых создаются льготные условия вызова на ринг, вопросы можно дать заранее и помочь в подготовке, что стимулирует желание участвовать в игре.

Преподаватель подводит итоги игры и объявляет ее результаты.

Наблюдения показывают, что в практике больше всего пользуются играми-упражнениями. По методике организации они просты, доступны, их можно проводить на всех этапах урока по всем предметам. Времени уходит немного: от 2-х до 10-и минут. Игры-упражнения воздействуют на отдельные познавательные процессы: одни развивают память, другие – мышление, третьи – внимание и т.д. Рассмотрим этот вид игр.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ. К ним относятся кроссворды, чайнворды, ребусы, викторины, криптограммы и др.

Игра «Кроссворд». Содержание: ответы на вопросы заполняются по горизонтали и вертикали. Отвечать надо сначала на вопросы хорошо знакомые, а затем на все остальные. При верных ответах все клетки заполнятся правильно, грамотно. Игру можно использовать для домашнего задания, проверки знаний, закрепления изученного материала, для развития памяти.

Составить кроссворд можно так: выбрать 4 длинных слова-термина по теме, расположить по квадрату, короткие слова по горизонтали и вертикали. Все буквы данных слов заключить в клетки, начертить рамки, поставить номера слов. Буквы в клетках убрать, стереть резинкой, получится кроссворд.

Составить вопросы к словам по вертикали и горизонтали. Такой технике  составления кроссворда можно научить и учащихся.

Игра «Кубик». Содержание: заготовить несколько карт на твердой основе размером 15х20 сантиметров. На каждой карте разместить по краям 6 вопросов соответственно 6 граням  кубика. На каждой грани кружки, на первой – 1 кружочек…., на 6-й – шесть.

Ученик при индивидуальном опросе бросает кубик на карту, верхняя сторона которого указывает номер вопроса. Если  ученик отвечает на 2-3 вопроса, ему выдается 2-3 карты.

Игра хорошо зарекомендовала себя при индивидуальной проверке знаний, ответы учащиеся могут дать устно или письменно.

 Игра «Ребус». Содержание: понятие, правило, определение изречение, пословица зашифровываются с помощью рисунков и запятых. В зависимости от количества запятых и их расположения (в начале или в конце слов) – от слова отнимается одна или несколько букв. Часто буквы или предметы, изображенные в ребусе, нарисованы один в другом или один за другим. В таких случаях следует прибавлять предлоги «в», «за», «под». В букве «А» нарисована буква «Л», читаем: ВАЛ. Под буквой «В» изображен слог «ИГ», читаем: ПОДВИГ. Можно в середине слова заменять буквы путем перечеркивания ненужных и вставления необходимой.

 Игра может использоваться  для домашних заданий.

Важно заметить, что предлагаемые в данных рекомендациях формы и методы активного обучения необходимо использовать в сочетании с другими формами и методами работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного  интереса  к биологии

 

     Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми  мир,  раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

   К игре, как любой форме, предъявляются психологические  требования:

 

    • Как и  любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть миротворна, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

 

    • Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

 

    • Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

 

    • Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

 

      Игровые действия  опираются на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

           Учебная  игра выполняет несколько функции:

- обучающую,  воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого,  развивая его мышление,  расширяя кругозор);

 

        - ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

 

  • мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует) познавательную деятельность учащихся, что способствует развитию познавательного интереса.

 

Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.

     

    1. Игры – упражнения

 

         Игровая  деятельность может быть организована  в коллективных и групповых  формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении  материала, проверки знаний учащихся, во внеклассной работе.

     Пример : «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

 

    1. Игра- поиск

 

         Учащимся  предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых  вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

 

    1. Игры – соревнование

 

         Сюда можно  отнести конкурсы, викторины, имитации  телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить  как на уроке, так и во внеклассной  раб

         

    1. Сюжетно – ролевые игры

 

         Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным   и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого – орнитолога, археолога и др.  Роли,  которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию.  В процессе  такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

 

    1. Познавательные игры – путешествия

 

            В предлагаемой игре учащиеся  могут совершать «путешествия»  на континенты, в различные географические  пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра–путешествие обычно проводится после изучения тем  или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

 Пример игры – путешествия.

    Условия игры:

 

    1)  К следующей станции  можно двигаться, лишь ответив  на вопросы.

    2 )  За ответы на  каждой станции получаете 5 баллов.

Информация о работе Активизация познавательного интереса на уроках биологии