Активизация познавательного интереса на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала...….8
1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке……………....11
1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия изучаемого материала………………………………………………………….18
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала…………………………………………………………..20
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала…………………………………………………………..22

2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии…………………………………………………………….24
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии с использованием средств развития познавательного интереса…………………………………………………….…35
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50

Файлы: 1 файл

Дипломная работа .doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Развивает интерес к знаниям работа в предметных кружках. Здесь учащиеся, как правило, узнают много нового, занимаются творческой работой, знакомятся с научной литературой по предмету, готовят доклады, рефераты. Это не только углубляет знания, но и вырабатывает навыки научно-исследовательской работы, умение обрабатывать полученные  данные. Возникающие при этом осознание общественной значимости своей работы способствует развитию интереса к знаниям.

        Задача  преподавателя - побуждать и укреплять  познавательные интересы ребят, сделать содержание предмета  богатым, глубоким, привлекательным, а  способы познавательной деятельности разнообразными, творческими, продуктивными. Во многом зависит от увлеченности учителя, его эрудиции, желания зажечь и развить интерес у учащихся. Не случайно,  поэтому Гербарт в свое время говорил:

« Смертный грех учителя – быть скучным».

Педагогические условия активности учащихся на уроке.

         Рассматриваемая проблема не  потеряла своей актуальности  на современном этапе.

Учет психолого-педагогических условий тесно взаимосвязан с врожденной потребностью человека в активном познании окружающего мира.

Активность - не просто деятельное состояние ученика, а качество этой деятельности, в котором проявляется его личность. ( Шамова Т.И. Активизация учения школьников – М.: Педагогика, 1982).

Активизация - это мобилизация психических процессов, психических состояний и психических свойств.

Формирование творческой активности, инициативы, самовыражения ученика - процесс, который ведет к совершенству личности.

Учение протекает успешно только в процессе собственной познавательной деятельности. Изо дня в день формируется у учащихся познавательная потребность в самостоятельном добывании знаний. Это и есть результат, на который работает учитель, используя различные пути повышения активности учеников на уроке.

Важным условием успешного обучения является личность педагога. Ребята высказывают свои мнения, спорят, волнуются, отстаивают убеждения только на уроках того педагога, которого они любят, ценят,

кому доверяют. В процессе познания устанавливается доброжелательная взаимная обстановка. Учитель использует средства, методы, формы, подходы, способствующие формированию познавательной активности учащихся.

Таким образом, повышению активности ребят в учении способствуют личность учителя, постановка целей и задач, раскрытие практической значимости изучаемой темы, различные средства, методы и формы, используемые в учебном процессе.

Метод- это прежде всего способ познавательной деятельности людей (Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. – М.:, 1988). Без методов невозможно достичь усвоения учебного материала, реализовать цели и задачи обучения. Используя тот или иной метод, учитель вооружает не только знаниями, но и учит приемам их приобретения, овладению навыками самостоятельной работы.

Педагог вправе выбрать тот метод, который дает наибольшую результативность.  Нельзя навязывать педагогу обязательное применение того или иного метода, требовать, чтобы на каждом уроке были и  проблемность, и наглядность, и кодоскоп и др. Всегда надо исходить из конкретных условий и обстоятельств проводимого урока, содержания изучаемой  темы.

Наблюдения подсказывают, что судить о правильности выбора метода обучения надо прежде по конечным результатам (качеству знаний), необходимо учитывать рациональность времени, насколько учащиеся активно участвовали в учебном процессе и умели применять свои знания в новой ситуации.

В подтверждение вышесказанной мысли приводим данные эксперимента. В одной группе на уроках использовались традиционные формы обучения, в другой – самостоятельные, практические работы, дискуссии и т. д. В заключение эксперимента, осуществляющего в течении 2-х месяцев, провели письменный опрос в той и другой группе. В первой группе учащиеся показали качество знаний всего на 9%, а во второй 76%. При анкетировании во второй группе 73% учащихся указали на полезность практических работ, объяснив тем, что был, организован самостоятельный поиск ответов на задания и что это им очень понравилось. Проводимая опытная работа утвердила в мысли, что педагог может добиться хороших  результатов, если умело использует разнообразные формы и методы, поднимающие активность учащихся.

В настоящее время передовые педагоги находятся в постоянном поиске методов, способствующих поднятию процесса обучения на новый качественный  уровень. Появился термин «активные методы».

Педагогическая литература не акцентирует  внимание на методах активного обучения. Так, Ильина Т.А., ссылаясь на Голанта Е.Я., отмечает, что можно все методы подразделить по тому, как действует в обучении ученик, назвав их активными, если ученики работают самостоятельно (работа с книгой) и пассивными, если ученики слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение).  (Ильина Т.А. Педагогика. – М.;                                    

1984).

На наш взгляд деление на «активные» и «пассивные» методы – условное.

Педагог может поднять активность учащихся с помощью таких методов, как беседа, лекция, рассказ, если он ими хорошо владеет.

Использование того или иного метода зависит, прежде всего, от подготовки педагога, его эрудиции, т.е. его педагогического мастерства.

Проводимый опыт подтверждает, что наибольшую активность вызывают практические, самостоятельные работы, работа с учебником, семинары, экскурсии, зачеты, дискуссии, проблемные ситуации, познавательные игры и т.д.

В основе методов и форм активного обучения лежит принцип сознательности и активности. Чем активнее учащиеся будут участвовать в учебном процессе, тем они сознательнее, осмысленнее будут усваивать изучаемый материал. И наоборот, чем сознательнее усваивается материал, тем активнее учащиеся участвуют в учебном процессе.

Значение методов и форм такого обучения велико. Они активизируют деятельность учащихся, мобилизуют их внимание, побуждают к творческому мышлению, способствуют проявлению самостоятельности, помогают снять утомляемость, воспитывают интерес к предмету, вырабатывают желание учиться. Одним словом, такие методы формируют положительные мотивы учения.

         Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия»? Эйнштейн ответил: « А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой  человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно,  это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том числе и собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело  не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы  «сомневаться», не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

        Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного  отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

        Познавательный  интерес – это один из важнейших  для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием

познавательного  учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

       Познавательный  интерес при правильной педагогической  организации деятельности учащихся  и систематической и целенаправленной  воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

      Познавательный  интерес направлен не только  на процесс познания, но и на  результат его, а это всегда  связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

     Познавательный  интерес – не враг волевого  усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие  организации, протеканию и завершению деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний.

 

       Приемами, способствующими развитию познавательного  интереса на этапе восприятия  знаний и активизирующие деятельность  учащихся, являются:

1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

         Приведем примеры таких заданий: 

В 1560 году французский посланник при лиссабонском дворе Жан Нико приобрел, семена табака у прибывшего их Америки купца и подарил их королевскому дворцу в Португалии и французской королеве Екатерине Медичи. К. Линней, описывая позже растения табака, дал ему имя «никотино  табакум». Родовая часть названия в честь Нико, а видовая «табакум» - от острова Тобаго в Карибском море, где был распространен этот вид. В России  был введен строгий запрет на курение, нарушителей его били кнутами и  ссылали. Только Петр 1 снял ограничения и наказания.

Один гектар леса в течении года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько цветков посещают пчелы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительная слабая семья пчел может отправить в поле  до 10 тысяч рабочих пчел. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят  они не менее 72 миллионов цветков в день.

     Показателем  эмоционального интереса в этом  случае является особое эмоциональное  воздействие, наступившая тишина, которая  свидетельствует о поглощенности  от только что услышанного. Сведения о количестве посещенных пчелами цветов вызывает не только удивление, но и восхищение.

 

2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия

например, -

    • Цветок « Мать и мачеха» Русский народ дал этому цветку меткое название. Возьмите в руки листок  растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа – холодно, мачеха.

 

    • Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу – Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл. Как вы думаете, почему животное получило такое название?

Раскрытие смыслового значение слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы – характерные показатели познавательного интереса в данном случае.

 

      3) Прием значимости изучаемого материала, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической ценностью, практической значимостью для учащихся.

Например:

Леса называют  «зелеными легкими» планеты. Ученные подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Кокой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?

Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных  пищевых и количество энергии, образующееся в организме при их использовании?

Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.  Стимуляция познавательных интересов с использованием приема значимости

материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников.

        Однако  занимательность и яркость изложения  должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся.

    ВЫВОД:   Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усвояемые знания, рождает множество вопросов.

Информация о работе Активизация познавательного интереса на уроках биологии