Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 21:28, дипломная работа
Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала...….8
1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке……………....11
1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия изучаемого материала………………………………………………………….18
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала…………………………………………………………..20
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала…………………………………………………………..22
2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии…………………………………………………………….24
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии с использованием средств развития познавательного интереса…………………………………………………….…35
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе
осмысления изучаемого материала.
Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.:
На уроках в IX классах мы используем следующие вопросы:
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала мы установили, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом – состояний, свойственных познавательному интересу.
На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:
3) Эвристический прием
Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
4) Прием научного спора
На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание, уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.
1-й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».
2-й ученик: « Не смотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается» 19 видов этих животных занесены в «Красную книгу».
3-й ученик: « Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление в пищу многими животными и человеком».
4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём».
Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это – стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности.
ВЫВОД: Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала
Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое в психологии называется переносом знаний. Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует вынесения определённых корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического напряжения. Н.А. Мечинсткая указывала на то, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. Только разумно поставленная система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний.
На этапе осмысления
и закрепления полученных
1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся
Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
Задание: Различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека?
2) Прием моделирования
В качестве приема
можно привести следующее
3) Составление схем, таблиц:
Развитию познавательного
Например, заполните таблицу:
Лягушка – земноводное
Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.
Черты приспособленности кводной среде |
Черты приспособленности к наземной среде |
|
На основании изучаемого материала составьте таблицу:
Основные признаки классов.
Признаки |
Класс двудольчатые |
Класс однодольчатые |
|
4) Использование символов для выполнения заданий
При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения.
В Ы В О Д : Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий. На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, от влечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса.
2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии.
Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача – есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. В практике работы школы используются следующие типы задач:
I. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний
Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?
Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.
II. Задачи, способствующие развитию логического мышления
Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие года наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать данному случаю?
Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоимение этой ткани в растении.
IV. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы
Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную погоду они обычно находятся на дне водоёмов или плавают в толще воды.
Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они
используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предположите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
V. Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков
Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.
VI. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими
Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает
жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся четко обозначенными. Как это можно объяснить?
VII. Задачи, связанные с самонаблюдением
Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течении дня.
Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки – это вены.
Задача 1. Летучие
мыши чемпионы по
В Ы В О Д : Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.
2.2 Формы и методы активного обучения
Предлагаемые
отдельные формы и методы, проводимые
в опытном порядке, показали наибольшую
эффективность учебного
СЕМИНАР – это особая форма организации учебных занятий, требующих большой самостоятельной работы от учащихся и квалифицированного руководства педагога. Семинары можно проводить в разных вариантах и желательно после изучения темы, раздела.
Информация о работе Активизация познавательного интереса на уроках биологии