Грибы семейства Сыроежковых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение видового разнообразия семейства Сыроежковые и особенностей биологии его видов, распространение видов семейства по Гомельской области.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить особенности строения и распространение грибов;
Изучить методики проведения исследований макромицетов;
Ознакомиться с систематикой семейства Сыроежковые и изучить особенности биологии семейства;
Определить наиболее распространенных представителей семейства Сыроежковые в Гомельской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………....4

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...6
1.1 Общая характеристика грибов…………………………………………...6
1.2 Систематика семейства Сыроежковые……………………………..........9
1.3 Характеристика семейства Сыроежковые ……………………………..10
1.4 Значение грибов в природе……………………………………………...15


ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………..18
2.1 Характеристика объекта и условий проведения исследований ……...18
2.2 Методика проведения исследований …………………………………..19

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ ……………21
3.1 Сыроежки Гомельской области ………………………………………...21
3.2 Внеклассное мероприятие ………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

56 (Автосохраненный).doc

— 6.88 Мб (Скачать файл)

Рисунок 20

24) Подгруздок белый – R. delica

Шляпка крупная 7-12 см в диаметре, выпуклая или  вдавленная, с опушенным тонким волнистым краем. Кожица сухая, грязновато – или буровато – белая; мякоть белая, с приятным своеобразным запахом, не едкая. Пластинки приросшие, иногда коротко нисходящие, частые, толстые, беловатые, с зеленовато – голубоватым оттенком, а ножка цилиндрическая, сплошная, белая или чуть буроватая. Встречается в следующих районах Гомельской области: 

Мозырском, Лельчицком, Ельском. (Рисунок 21)

 Рисунок 21

 

 

3.2 Внеклассное мероприятие

«Раз сыроежка, два сыроежка…»

Цель: способствовать сплочению коллектива, развивать кругозор учащихся. 

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с разнообразием грибов наших лесов.

Развивающая:  развивать познавательную активность у учащихся.

Воспитательная: продолжить воспитывать бережное отношение  к природе.

Форма проведения: игра.

Класс: 7.

План подготовки:

  1. Подготовить плакат для информирования учащихся об игре.
  2. Организовать 2 команды (не менее 8 человек).
  3. Выбрать жюри.
  4. Подготовить задания.
  5. Подготовить карточки с головоломками, 2 листика бумаги и 2 ручки и многое другое.
  6. Подготовить задания для игры с болельщиками.
  7. Подготовить музыкальный номер.
  8. Подготовить призы для награждения участников.

 

План проведения:  

  1. Вступительное слово ведущего. Представление команд. Представление жюри (5 мин).
  2. 1-й конкурс «Разминка» (2 мин).
  3. 2-й конкурс «Всезнайки» (10 мин).
  4. Слово жюри(1 мин).
  5. 3-й конкурс «Вспомнить всё» (3 мин).
  6. 4-й конкурс «Великие математики» (5 мин).
  7. Слово жюри(1 мин).
  8. 5-й конкурс «Народные мудрости»(5 мин).
  9. 6-й конкурс «Весёлые головоломки»(10 мин).
  10. Игра с болельщиками.
  11. Музыкальная пауза(4 мин).

12.Подведение итогов и награждение команд(2 мин).

13.Заключительное слово ведущего(2 мин).

 

 

Ход мероприятия:

  1. Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас сегодня всех видеть на игре «Раз сыроежка, два сыроежка…». Мы сегодня пополним наши знаниями о грибах. А для этого я попрошу подняться участников  на сцену. Пока команды выберут себе название, я представляю вам наше жюри.
  2. Разминка.

И так начнем как всегда с небольшой разминки.

Командам нужно как можно быстрее собрать мозаику (рисунок 22) и ответить о чем речь на рисунке (2 балла).

 

 Рисунок 22.

 

3) Всезнайки.

Ответить на вопросы, за правильный ответ – 1 балл.

1.  Назовите у грибов признаки растений. (Неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу витаминов, всасывание воды.)

2.  Назовите у грибов признаки животных. (Гетеротрофный тип питания, наличие хитина в клеточных стенках, гликоген.)

3.  Необходим ли грибам солнечный свет? Почему? (Нет, так как они не осуществляют фотосинтеза.)

4. Содержат ли грибные нити, гифы, хлорофилловые зерна? (Нет.)

5. Почему плодовые тела грибов  находятся над поверхностью почвы? (Это способствует рассеиванию спор. Которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках. Споры рассыпаются и переносятся ветром.)

6. Почему к старости шляпки  грибов распрямляются и края  приподнимаются вверх? (Для лучшего рассеивания спор.)

7. Почему при кулинарной обработке объем грибов резко уменьшается? (Грибы состоят из воды более чем на 90%.)

8. Как делятся грибы по способу  питания? (Сапрофиты, паразиты и хищники.)

9. Как размножаются грибы? (Спорами и грибницей.)

10. Император Клавдий, французский  король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами.)

4) Слово  предоставляется жюри.

5) Вспомнить  всё.

Командам дают по листику и ручке. За 3 минут вам нужно как можно больше вспомнить представителей семейства Сыроежковые и записать их. Каждый представитель оценивается в 1 балл.

6) Весёлые математики.

А сейчас мы проверим математические способности наших участников. Командам нужно решить задачу:

Шла из леса тетя Зина, 
Сто грибов несла в корзине. 
Подошел Лисичкин Колька: 
-Тетя Зина, белых сколько? 
-Сыроежек много было,  
Я считала, но забыла. 
Белых меньше в десять раз. 
Это помню как сейчас. 
Есть тут парочка маслят 
И десяточек опят… 
- Ну а белых, белых сколько? 
- Вот не помню, да и только! 
Кто подскажет тете Зине, 
Сколько беленьких в корзине? (Восемь)

За правильно решенную задачу - 5 баллов. У вас 5 минут.

Пока команды выполняют задание, вам учащийся прочтет стихотворение.

Вьётся узкая тропинка, 
Дует лёгкий ветерок. 
На руке висит корзинка, 
И пестрят цветы у ног. 
Мы шагаем в лес зелёный, 
Были там уже не раз. 
Слышим дятла стук весёлый, 
Барабанит он для нас. 
Приближаемся. Опушка. 
Раздаётся вдруг “ку-ку!” 
Нас приветствует кукушка, 
Примостившись на суку. 
Манит сладкая малина. 
Спрятались грибы вокруг. 
Сердцу милая картина – 
Лес зелёный верный друг.

7)  Подвести итоги 2 конкурсов попросим  жюри.

8)  Народные мудрости. 
Команды получают половинки высказываний на листочках.Вам нужно за 5 минут составить из половинок целые правильные высказывания.

  1. Появились опенки – лето кончилось.
  2. Мы грузди – ребятушки дружные.
  3. Колосится рожь – начинают появляться белые.
  4. Полетел пух с осины – иди за подосиновиком.
  5. Зацвела сосна – появился масленок.
  6. Грибы-подснежники – это сморчки, строчки.
  7. Назвался груздем – полезай в кузов.
  8. Чем ядовитее гриб – тем красивее его шляпка.
  9. Не поклоняясь до земли – и гриба не подымешь.
  10. Всякий гриб в руки берут – да не всякий в кузов кладут. 
    За каждую правильно составленную поговорку – 2 очка.

9) Весёлые головоломки.

Вам нужно правильно воспользоваться ключом и прочитать зашифрованные в головоломках загадки (10 мин).

1. У кого одна нога, да и  то без сапога. (Гриб)

2. Зашел мужик в сосняк, нашел  слизняк: бросить - жалко и съесть  сыро. (Груздь).

5 баллов за каждую загадку.

10) Игра  с болельщиками.

Пока команды справляются с заданиями. Болельщики могут помочь своим командам, заработав им дополнительно 1 балл.

Жюри, пожалуйста, следите за болельщиками, кто первым поднял  руку.

  • Видишь, гриб волнуется, 
    Ясно почему: 
    Как бы не испортили шляпки бахрому.

-Что  это за гриб? (Волнушка)

  • Вдоль лесных дорожек 
    Стоят на крепких ножках 
    В шляпках разноцветных 
    Издали заметных 
    Собирай не мешкай 
    Это... (Сыроежки.)
  • Наши шляпки, как колечки, 
    Как колечки волн на речке. 
    Сыроежек мы подружки, 
    Нас зовут грибы... (Волнушки.)
  • Гордый стройный пан, 
    Владыка всем грибам 
    Ему не знакома грусть, 
    Звали его... (Груздь.)

 

Уважаемые участники сдайте свои работы. Жюри подводят итоги игры.  11) Музыкальная пауза:

(Поют на мелодию Песни охранников  из мультфильма “Бременские музыканты”).

Приятна и полезна наша роль … 
И каждый из нас по-своему король. 
Грибочки все должны вы уважать, 
Нас правильно срывать, не обижать. 
Вкусны мы, 
Готовь корзины. 
Припев: 
За грибами вышел в путь, 
Нас не перепутай 
И внимательнее будь 
С каждою минутой! 
Накормим белок, ёжиков, лосей 
и всех зверей … 
На свете нет икры грибной вкусней. 
Грибочки все должны вы уважать, 
Нас правильно срывать, не обижать. 
Вкусны мы, 
Готовь корзины. 
Припев.

12) Подведение  итогов и награждение команд.

13) Я надеюсь, вам было интересно, и вы узнали  много нового. Спасибо участникам за участие, болельщикам за поддержку команд. Жюри за честное и справедливое судейство. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы мы достигли поставленных целей и задач.

  1. Грибы – это не только белые, подосиновики, подберезовики. Мир грибов необычайно многообразен. Грибы - особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных. Тело грибов представлено мицелием (грибницей), состоящего из тонких нитей, или гиф, с верхушечным ростом и боковым ветвлением. Клетка большинства грибов одета плотной оболочкой, в её состав входит азотсодержащий полисахарид хитин, полифосфаты, пигменты, меланин, глюканы и другие вещества. Для грибов характерно бесполое (вегетативное и собственно бесполое) и половое размножение.
  2. Методики исследования грибов достаточно долгий и трудоемкий труд. Так как материал для исследования собирают достаточно долгое время. Затем проводят первичный осмотр материала. Далее делают анализ спорового порошка или свежих грибов.
  3. Сыроежки часто встречаются в наших лесах. Семейство включает  два крупных рода: млечник (Lactarius) и сыроежка, а также подгруздок (Russula).У млечников в мякоти плодовых тел имеются толстостенные гифы с млечным соком различного цвета. Сыроежки отличаются от млечников отсутствием млечных сосудов и млечного сока. Большинство грибов этого семейства — микоризообразователи.
  4. При изучении сыроежек Гомельской области, мы выявили 22 вида грибов семейства Сыроежковые. Наиболее распространенными являются такие виды, как:

 Сыроежка пищевая (R. vesca) встречается в 16 районах области;

Волнушка розовая (L. torminosus) распространена в 21 районе;

     Рыжик (L. deliciosus) встречается в 18 районах области;

     Груздь настоящий (L. resimus) – 12 районах.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Антонов, В. На охоту с лукошком / В. Антонов // Родная прырода. – 2004. - № 6.- С. 28-29.
  2. Беспалый, Д.А. С полным лукошком /Д.А. Беспалый. – Минск: Полымя, 1985. – 112 с.
  3. В царстве грибов // Биология: Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - № 8. – С. 15-18.
  4. В царстве грибов // Биология: Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - № 9. – С. 6.
  5. Гарибова, Л.В. Грибы – царство  живого мира  / Л.В. Гарибова // Биология в школе. – 2005. - № 5. – С. 10-14.
  6. Гарибова, Л.В. Малоизвестные съедобные грибы / Л.В. Гарибова // Наука и жизнь. – 1981. - № 7. – С. 158-161.
  7. Каратынин, И.В. Макросистематика грибов на современном этапе / И.В. Каратынин // Ботанический журнал. – 2000. - № 6. – С. 19-34.
  8. Клепинина, З.А. Справочник грибника /З.А. Клепинина, Е.В. Клепинина.-

М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 256 с.

  1. Корнеева В. В царстве грибов / В. Корнеева // Свирель. – 2005. - № 8. – С. 22-25.
  2. Лемеза, Н.А.Альгология и микология. Практикум: учеб. пособие / Н.А. Лемеза. – Минск: Выш. шк., 2008. – 319 с.: ил. ISBN 978-985-06-1483-4.
  3. Республика Беларусь: Энциклопедия Т7. / редкол.: Г.П. Пашков и др. – Минск: Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2008. – 744 с. 
  4. Пшелуцкий, Э. Грибы – природные разрушители / Э. Пшелуцкий, Л.М. Ильиных // Биология: приложение к газете «Первое сентября». – 2008. - № 12. – С. 24-28.
  5. Сержанина, Г.И. Грибы и грибная кулинария: папул.энцыкл.давед. / Г. И. Сержанина, И. Яшкин. – Минск: Белорусская ассоциация поваров, 2005. – 392 с.
  6. Сержанина, Г.И. Шляпочные грибы Беларуссии: определитель и конспект флоры / Г.И. Сержанина. – Минск: Наука и техника, 1984. – 407 с.
  7. Сурков, В.А. Экологические группы грибов / В.А. Сурков, М.Е. Павлова// Биология: Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - № 30. – С.4.
  8. Сурков, В.А. Экологические группы грибов / В.А. Сурков, М.Е. Павлова// Биология: Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - № 31. – С.12-13.
  9. Шапарова, Я.А. Грибы. Большая тайна природы / Я.А. Шапарова. – Минск: «МАСТАЦКАЯ ЛИТАРАТУРА», - 2007. – 53 с.
  10. Шуканов, А.С. Экологические группы грибов и грибоподобных организмов / А.С. Шуканов // Биология: проблемы преподавания. – 2010.- № 1. – С. 40-50.     
  11. Энциклопедия Жизнь растений
  12. биология для поступающих

Информация о работе Грибы семейства Сыроежковых