Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:43, курсовая работа
Цель исследования: определение теоретических основ компетентностного подхода и реализация их в процессе обучения разделу биологии «Членистоногие».
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования: формирование предметной компетентности при изучении «Членистоногих» в курсе биологии.
Задачи исследования:
- провести анализ методики преподавания биологии в общеобразовательной школе;
- рассмотреть общую характеристику членистоногих;
- сформулировать проблемы преподавания биологии на сегодняшнем этапе;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним из важнейших этапов обновления современного российского образования стал переход к профильному обучению с целью профессионального самоопределения выпускников, восстановление преемственности между школой и вузом. Задачей современной школы на этом фоне становится формирование знаний и опыта самостоятельной деятельности, значимых за пределами школьного образования.
Активизация личностного потенциала, формирование мобильной, адаптированной к современным условиям личности обусловливает необходимость поиска новых подходов к разработке содержания школьного биологического образования. Один из таких подходов - компетентностный. Опираясь на запросы экономики и современного общества, компетентностный подход смещает вектор образования в сторону накопления личностного опыта решения познавательных, экологических, бытовых, социально-этических проблем, активного включения и адаптации в коллективе и обществе. [А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Б.И. Хасан, А.В.Хуторской].
Для решения новых образовательных задач необходимо по-новому подойти к отбору содержания, уделить внимание практикоориентированной, социально и личностно значимой учебной информации. Таким потенциалом обладает биология.
Однако реализация компетентностного подхода в содержании общеобразовательной области «Биология» только начинается. В государственном образовательном стандарте (третий вариант) формирование компетенций предполагается только в целях, критерии оценивания компетентности вызывают затруднение [Т.В. Иванова]. До настоящего времени в области теории и методики обучения биологии исследований, посвященных реализации компетентностного подхода в процессе обучения базовому и профильному курсам биологии, не проводилось.
Цель исследования: определение теоретических основ компетентностного подхода и реализация их в процессе обучения разделу биологии «Членистоногие».
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования: формирование предметной компетентности при изучении «Членистоногих» в курсе биологии.
Задачи исследования:
- провести анализ методики
- рассмотреть общую характеристику членистоногих;
- сформулировать проблемы преподавания биологии на сегодняшнем этапе;
- проанализировать раздел «Членистоногие» в современных учебниках биологии 7-го класса.
Методологической основой исследования являются:
- философские концепции о
- педагогические и методические теории и положения о целях и содержании школьного образования [Ю.И. Дик, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, М.В. Рыжаков]; формах, методах и приемах обучения биологии [Е.П. Бруновт, Е.Т. Бровкина, М.Верзилин], практической направленности обучения биологии[И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, В.В. Пасечник, Д.И. Трайтак].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Методика преподавания биологии в общеобразовательной школе
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учетом специфики изучения биологии, рассматривает проблемы теорий обучения и воспитания, связанные с преподаванием предмета «Биология». Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета [12].
Опираясь на основы дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего обучения. В отличие от дидактики методика обучения биологии имеет свою специфику, определяемую содержанием и структурой биологической науки и учебным предметом. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни. Методика обучения биологии как любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление их общих закономерностей позволяет ей объяснить и предсказать ход событий и действовать целенаправленно. Основными признаками науки, как правило, являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения знаний ( в виде фундаментальных научных положений, принципов, законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов). Имеют значения также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями.
Цели, стоящие перед методикой обучения биологии, лежат в русле общих педагогических целей и задач. Поэтому данная методика – особая область педагогики, обусловленная спецификой предмета исследования.
Методика изучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные ( естественно – научные и биологические), психолого – педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально – педагогические знания, умения и отношения. Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Цели образования наряду с содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом педагогической системы. Образование учитывает как социальные цели, так и цели личности. Социальные цели определяются потребностями развивающегося общества. Личностные цели формируют личность (90% разносторонних знаний и 10% глубинных фундаментальных знаний), при этом учитываются индивидуальные способности, интересы, потребности в образовании, самообразовании. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют [12]:
- уровень образованности т.е. овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;
- уровень воспитанности, характеризующий
систему мировоззренческих
- уровень развития ученика, определяющий
его способности, потребность в
саморазвитии и
Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:
- целостность человеческой
- прогностичность, т.е. ориентация
целей биологического
- преемственность в системе непрерывного образования.
Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Кроме того, школьная биология ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии. Знание целевых задач общества позволяет учителю управлять процессом обучения биологии.
Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:
1) опреде
2) разраб
3)
4)
5)
Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.
Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе : концепции естественно – научного, биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.
Частные и прикладные методики исследуют исследую специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, т.е. системы преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика обучения биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками. Ее теоретические выводы базируются на фундаментальных и прикладных исследованиях биологии. А они, в свою очередь, руководствуются общеметодическими положениями для каждого учебного курса. Таким образом, методика как наука едина, в ней неразрывно сочетаются общая и специальные части. Особым разделом является « история методики обучения биологии в Казахстане». История дает представление о тех проблемах, над проблемами которого работало не одно поколение учителей и ученых – методистов, знакомит с этапами развития методики и практики обучения в отечественной школе, с тенденцией развивающего естественно – научного.
1.2. Общая характеристика членистоногих
К Членистоногим относятся насекомые, ракообразные, паукообразные и многоножки. Количество видов членистоногих превышает количество видов всех остальных животных, вместе взятых. В некоторых горячих источниках способны обитать лишь бактерии и отдельные виды членистоногих. Самые мелкие из них невидимы невооруженным глазом, их размеры меньше, чем у многих простейших. Самые крупные сейчас – ракообразные, до 80 см длиной и до 20 кг весом. Они плавают, ползают, прыгают, бегают, летают, роют, строят. По внешнему виду некоторых членистоногих вообще трудно догадаться, что это животные. Если рассматривать количество видов, особей и разнообразие, членистоногие – самая процветающая группа животных (Рис. 1.1). [7]
Рис. 1.1. Видовое разнообразие живого [7]
Почти любой признак из тех, о которых пойдёт речь, характерен для большинства, но не для всех представителей типа. Среди миллиона известных видов всегда найдется несколько исключений. Так, название типа дано за членистость ног его представителей, но у некоторых ноги полностью исчезают. Представители типа - двусторонне-симметричные животные, но некоторые паразитирующие ракообразные такую симметрию утратили. Одна из основных особенностей членистоногих – наличие содержащего хитин наружного скелета, или экзоскелета. Стоит помнить, что хитин – лишь одно из многочисленных веществ, входящих в его состав. Экзоскелет имеет сложное строение. Он может образовывать как прочные участки, так и гибкие сочленения. Экзоскелет не позволяет животному расти. Рост членистоногих осуществляется при помощи линек, когда животные сбрасывают старые покровы (Рис. 1.2).
Рис. 1.2. Линочная шкурка (экзувий) певчей цикады [7]
Пищеварительная система членистоногих сквозная, она состоит из передней, средней и задней кишки. Интересно, что экзоскелет выстилает переднюю и заднюю части кишки. Их покровы тоже сбрасываются при линьке (Рис. 1.3). Ротовой аппарат образован видоизменёнными конечностями. Дыхание жаберное (у ракообразных), лёгочное или трахейное (у паукообразных и насекомых). Кровеносная система незамкнутая. Из участков первичной и вторичной полостей формируется смешанная полость тела, или миксоцель. Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. У членистоногих развиты разнообразные органы зрения, обоняния, равновесия, осязания и слуха. Для типа в целом характерно наличие сложных глаз, которые состоят из множества простых глазков. Членистоногие раздельнополы. Развитие прямое или с превращением (Рис. 1.4).
Информация о работе Методика преподавания биологии в общеобразовательной школе