Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:43, курсовая работа
Цель исследования: определение теоретических основ компетентностного подхода и реализация их в процессе обучения разделу биологии «Членистоногие».
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования: формирование предметной компетентности при изучении «Членистоногих» в курсе биологии.
Задачи исследования:
- провести анализ методики преподавания биологии в общеобразовательной школе;
- рассмотреть общую характеристику членистоногих;
- сформулировать проблемы преподавания биологии на сегодняшнем этапе;
Соблюдать правила:
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни домашних животных; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе.
Таблица 2.1
Тематическое планирование по биологии в 7 классе (Тема «Членистоногие»
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока. Форма |
Элементы содержания. Основные понятия темы |
Виды контроля, измерители (Лаб. Работы) |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 |
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. |
УИНТ КУ с исп. ИКТ |
Мозаичное зрение, сложные глаза |
Л.работа №1«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям |
Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. |
2 |
Класс Паукообразные. Клещи. |
УИНТ КУ с исп. ИКТ |
Простые глаза, паутинные бородавки, паутина |
индивидуальный опрос, фронтальная беседа |
Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. |
3 |
Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. |
УИНТ КУ с исп. ИКТ |
Ротовые аппараты, передвижение, наличие крыльев |
Л.работа №2. Изучение коллекций насекомых – вредителей сада и огорода |
Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. |
4 |
Отряды насекомых. (тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки). |
УИНТ КУ с исп. ИКТ |
тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки |
индивидуальный опрос |
Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять название прямокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека. |
5 |
Отряды насекомых(стрекозы, вши, жуки, клопы). |
УИНТ КУ с исп. ИКТ |
стрекозы, вши, жуки, клопы. |
индивидуальный опрос |
Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять название жесткокрылые. |
6 |
Отряды насекомых (бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи) |
Урок презентация |
индивидуальный опрос |
Распознавать и описывать представителей отрядов. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Характеризовать роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. | |
7 |
Перепончатокрылые насекомые. |
УИНТ КУ |
Характерные признаки отряда |
Распознавать и описывать представителей отрядов. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Характеризовать роль в природе и жизни человека | |
8 |
Обобщающий урок по теме «Членистоногие» |
УЗЗ. Урок -игра |
Знать характерные признаки классов. Уметь привести примеры представителей | ||
9 |
Контрольная работа №1 Беспозвоночные животные. |
УК |
тестирование |
тестирование |
Уметь изложить в письменной форме полученные знания. |
Таким образом можно заметить, что изучение раздела «Членистоногие» на основе примерной федеральной программы изучения биологии позволяет достаточно полно раскрыть данную тему и позволяет учащимся получить знание про членистоногих в достаточном объеме.
2.2. Раздел «Членистоногие» в учебнике В.В. Латюшина
Автором указаны общие данные про членистоногих, приведены иллюстрации и интересные факты. Описание членистоногих подано в такой форме: ракообразные, паукообразные, насекомые.
Класс Ракообразные РАКООБРАЗНЫЕ (Crustacea), класс членистоногих, к которому относятся, в частности, крабы, речные раки, раки-отшельники, омары, креветки, мокрицы, водяные блохи и карповые вши. Взрослые ракообразные так разнообразны по форме, что дать краткую характеристику, четко отличающую их от других групп животных, почти невозможно. Несмотря на то что многие ракообразные знакомы лишь специалистам, эти животные относятся к одним из самых многочисленных на планете. Описано примерно 25 000 их видов. Поскольку большинство ракообразных – обитатели моря, за изобилие и разнообразие их иногда образно называют «морскими насекомыми», однако многие виды этого класса живут также в пресных водах и на суше. Их можно обнаружить почти во всех водоемах [7].
Класс Паукообразные Arachnoidea Arachnoidea происходит от греч. arachne – паук. В древнегреческой мифологии Арахной звали девушку, которая была настолько искусной ткачихой, что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века.
2.3. Раздел «Членистоногие» в учебнике Д.И. Трайтака
Дмитрий Илларионович Трайтак – крупнейший специалист в области методики преподавания биологии и экологии. Труды Д.И. Трайтака – профессора, доктора педагогических наук, члена корреспондента РАО, академика МАНПО – получили общее признание и широко известны методистам исследователям, ученым естествоиспытателям, студентам, учителям-практикам.
Д.И Трайтак создал новую линию учебников по биологии, в составе которой: «Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» (в соавторстве с Н.Д. Трайтак), 2000; «Биология: Животные. 7 класса: Учебник для общеобразовательных учреждений» (в соавторстве с С.В. Суматохиным), 2004). Все они, а так же др. учебники и учебные пособия, входящие в учебный комплект по биологии Д.И. Трайтака имеют свою особенность конструкции, в отборе и дидактической обработке пояснительных учебных текстов, включении разнообразных вопросов и заданий, стимулирующих мыслительную деятельность и развивающих интерес учащихся к учебному предмету. Новая линия будет определённым шагом в создании учебников биологии нового поколения, которые нашли своё место в школьной практике.
Дальше рассмотрим методику изложения материала в учебнике.
Тип Членистоногие – самая большая группа животных, населяющих нашу планету. По разным данным, он объединяет от 1,5 до З,5 млн видов насекомых (жуков, бабочек, комаров, мух, пчел, стрекоз, муравьев), раков, пауков и клещей. По видовому многообразию членистоногие намного превышают численность других типов животных, растений, грибов, бактерий. Это обилие видов объясняется хорошо развитыми у членистоногих приспособлениями к всевозможным местообитаниям и разным источникам пищи [14].
Членистоногие – двусторонне-симметричные животные. Они имеют сегментированное тело и членистые конечности. Отсюда название «членистоногие». Снаружи тело покрыто плотной твердой кутикулой. Она состоит в основном из органического вещества (хитина) и образует панцирь. Он защищает тело и выполняет функцию наружного скелета: изнутри к нему прикрепляются мышцы.
Автор изначально классифицирует членистоногих. Дальше идет подача материала в такой форме: ракообразные, паукообразные, насекомые.
Ракообразные обитают в морских и пресных водоемах, лишь некоторые виды (например, мокрицы) – во влажных местах на суше. В мировой фауне насчитывают около 30 тыс. видов ракообразных. К классу ракообразных относятся раки, крабы, креветки, омары, а также множество микроскопических организмов, которые составляют основную часть зоопланктона (так называют переносимых течениями мелких животных, населяющих толщу морских и пресных вод).
Класс Паукообразные объединяет до 60 тыс. видов членистоногих без усиков, с простыми глазами и четырьмя парами длинных ходильных ног. В процессе эволюционного развития они приспособились к наземному образу жизни. Лишь немногие из них, например водяной паук-серебрянка и некоторые клещи, вторично перешли к водному образу жизни.
Класс Насекомые представляет собой многообразную и широко распространенную группу членистоногих. Известно более миллиона видов насекомых. Они заселили почти всю сушу. Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках. В более умеренных широтах число их видов не так велико, но общее количество насекомых огромно.
Отдельно выделены абзацы – для любознательных, где приводятся любопытные факты. Это необходимо для удержания внимания учашихся.
В конце параграфа приводятся вопросы и задания для закрепления материала.
Книга богато иллюстрирована и легко читается.
2.4. Раздел «Членистоногие» в учебнике А.И. Никишова
В начале каждой главы и перед параграфами даны задания и вопросы, которые могут вызвать интерес к предлагаемому материалу, желание разобраться в основных понятиях темы. В конце каждого параграфа помещены вопросы и задания для закрепления и самопроверки полученных знаний. Такие вопросы и задания обозначены вопросительным знаком и изображением карандаша.
Проверяя усвоение знаний, следует обратить внимание на некоторые задания, связанные с проведением наблюдений над животными. Они обозначены изображением аквариума . После учебного материала даны схемы древа исторического развития животного мира от его основания до ветвей с изображением представителей изученных групп животных.
К каждому изображенному отрезку древа развития животного мира приведены вопросы. Текст, выделенный двумя треугольниками, предназначен для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к изучению животного мира. Кроме того, после некоторых параграфов даны интересные зоологические сведения. Они не обязательны для всех учащихся и обозначены изображением книги.
В данном учебнике автор начинает подавать материал не с классификации, а со строения членистоногих, образа жизни. Классификация членистоногих приведена уже в самом конце параграфа.
Знакомство с ракообразными начинается с местообитания, особенности строения и жизнедеятельности высших раков [9].
Такая же система подачи материалов и при изучении паукообразных и насекомых.
2.5. Раздел «Членистоногие» в учебнике В.Б. Захарова
В конце каждого параграфа имеется много рубрик: «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ», «Проверьте свои знания», «Подумайте!», «Рассмотрите рисунок», которые помогают в усвоении материала. Благодаря большому разнообразию заданий, их можно использовать на уроках в целях конкретизации нового материала, а также при закреплении и повторении изученного. Уделяется внимание работе со словарем (новые термины по теме отмечены в рубрике «Запишите в словарик»).
В конце каждого раздела дается общий обзор изученных тем по разделу и тестовые задания для проверки степени усвоения данного раздела. Также даны интернет-ссылки. Что в сегодняшних условиях является очень актуальным.
Учебник красочно иллюстрирован. Схемы, рисунки, слайды служат таким же необходимым источником информации, как и учебный текст. Визуальный ряд делает доступным и ясным материал курса. Особый интерес представляют иллюстрации, последовательно показывающие объект на разных уровнях - в системе макро- и микроскопического строения. Подобный способ подачи особенно важен для учащихся, изучающих биологию на базовом уровне. Особый подход использован при иллюстрировании тем, сложных для восприятия, таких, как, например, деление клетки: митоз, мейоз. Микрофотографии соответствующих фаз деления, подробное схематичное изображение этих фаз и краткая текстовая аннотация основных событий, происходящих в этот момент в клетке, практически заменяют собой текстовой материал параграфа и позволяют легко понять суть происходящих событий.
Учебник включает много иллюстративного материала, но текстовой материал учебника сложен. Для ученика с низкими учебными возможностями самостоятельная работа с учебником по некоторым темам может быть затруднена. Материал учебника очень объёмный, при 2 часовой нагрузке усвоить его очень сложно. Систематические таксоны при изучении новых групп живых организмов не прописываются [6].
Рассказывая о достоинствах издания, нельзя не подчеркнуть многообразие психологических приемов, использованных авторами, которые позволят школьникам наиболее полно усвоить материал. Так, дополнительный текст в издании вставлен внутрь параграфа. Это сделано отнюдь не случайно - дело в том, что, как утверждают подростковые психологи, среднестатистический ученик не читает дополнительный текст, вынесенный за пределы параграфа. А если дополнительный материал, помеченный специальным значком, расположен внутри текста, то хочет этого школьник или нет, но он его прочитает.
Следует заметить, что в учебнике не так много шрифтовых выделений, что опять-таки не случайно. В издательском деле был период, когда авторы разных линий стремились использовать максимальное количество шрифтов в оформлении текста учебника. Однако многообразие шрифтов приводило к тому, что читать учебники стало очень сложно - терялась возможность логического восприятия информации. Кроме того, шрифтовое выделение всех определений, законов, гипотез приводит к тому, что учащиеся перестают работать с текстом. Авторы базового учебника считают, что ученик должен уметь анализировать прочитанное, найти нужное определение, подчеркнуть его, выделить причины или следствия, - такая работа сделает процесс обучения наиболее оптимальным.
2.6. Раздел «Членистоногие» в учебнике А.А, Вахрушева
Отличительными чертами учебника являются целостное рассмотрение организма животного каждой систематической группы (планы строения), функциональный подход и объяснение причин возникновения важнейших приспособлений. Методический аппарат учебника ориентирован на проблемно-биологическую технологию. Множество иллюстраций, схем и афористические названия параграфов и рубрик создают мотивацию к обучению.
Автор дает изучение темы Членистоногие совместно с моллюсками. Таким образом, он подчеркивает разницу в строении данных видов [1].
Главное внимание учебника направлено к важнейшим приспособительным особенностям каждой группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модернизация системы биологического образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, накопленного опыта в методике преподавания.
Информация о работе Методика преподавания биологии в общеобразовательной школе