Методика преподавания биологии в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение теоретических основ компетентностного подхода и реализация их в процессе обучения разделу биологии «Членистоногие».
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования: формирование предметной компетентности при изучении «Членистоногих» в курсе биологии.
Задачи исследования:
- провести анализ методики преподавания биологии в общеобразовательной школе;
- рассмотреть общую характеристику членистоногих;
- сформулировать проблемы преподавания биологии на сегодняшнем этапе;

Файлы: 1 файл

Особенности изучения темы Членистоногие в курсе зоология (2).doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному  обучению  возникает  потребность  в  обеспечении перестройки методической работы учителя.

Проанализированные нами учебники свидетельствуют о том, что раздел «Членистоногие» изложен ими согласно общеобразовательного федерального стандарта по биологии, различия в изложении материала – незначительные, учебники отличаются иллюстрациями и порядком подачи материала.

Школьная  биология  как  структурно  ориентированный  предмет  дает возможность отработать навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных информационных и мыслительных навыков. На занятиях по биологии есть место и время и для переживания, и для диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как происхождение человека, проблемы ГМ-продуктов и др.).

Биология в настоящее время имеет перспективы развития в любой профильной школе. Для гуманитарных классов биология ценна свей привязанностью к Природе, к жизни. Для классов с математической направленностью этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, выводы формулы разнообразия белков и т.д.

Школьная биология на современном этапе не только структурно ориентированный предмет, но и смысло- и позиционно-ориентированный.

В школьном преподавании биологии существует важная проблема: организация и подача материала в учебниках. Проблема включает не одну задачу. В частности, задачу «научить думать, а не заучивать» — такую же старую, как и задачу повышения мотивации. В современном мире на пути решения подобных задач встают такие трудности, как «клиповое сознание» детей, воспитанных на гаджетах, их рассеянное внимание и их относительно высокая, но чаще всего поверхностная информированность.

Квазиинформативность детей, которым кажется, что они много знают, порождает проблему подачи материала и роли учителя. Более реально поскорее создать адекватные учебники, которыми ученики средних и старших классов смогут пользоваться самостоятельно, чем быстро воспитать поколение учителей, проникнутых естественно-научным подходом.

Очевидно, что предстоит большая работа по воспитанию поколения пытливых и думающих учителей, для этого нужно повышать престиж профессии; это, конечно, касается любых дисциплин, а не только биологии, и быстро это не получится. Видимо, в младших классах учебники природоведения должны быть организованы в форме ответов с помощью учителя на «детские» вопросы, систематизированные по разделам. Скажем, вопросы, связанные с временами года («Почему желтеют листья?») или с основами экологии и физиологии животных («Почему у слона большие уши?», «Почему таракан не бывает размером с крысу?»).

В старших классах форма подачи материала должна быть рассчитана на то, чтобы высокий интерес ученика позволил ему справиться с освоением учебника самостоятельно. Стоит идти не от простого к сложному, а нужна некая система интересных проблем, каждая из которых являлась бы ученику сразу во всем своем великолепии, как некий сверкающий шар, да еще и с высвеченными особым цветом нерешенными вопросами.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Вахрушев А.А. Биология. 7 класс. (От амёбы до человека) / А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан - М.: 2013. - 320 с.
  2. Викторов В.П. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники: учеб. для уч-ся 7 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Викторов, А.И. Никишов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 256 с. : ил.
  3. Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII–VIII классов. В 2 ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432 с.: ил.
  4. Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. – М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. –           56 с.
  5. Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.– 128 с.: ил. (Дидактические материалы).
  6. Захаров В.Б. 7-й кл. Биология. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. – 255 с.
  7. Латюшин В.В. Учебник Биология. Животные. 7 класс /: В.В.Латюшин, В.А.  Шапкин 13-е изд., стер. - М.: 2012. - 304 с.
  8. Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.
  9. Никишов А.И. Биология. Животные : учеб. для уч!ся 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов, И.Х. Шарова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 255 с. : ил.
  10. Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. – 174 с.
  11. Теремов, А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)
  12. Трайтак  Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: пособие для учителя. - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. -144 с.
  13. Трайтак  Д.И. Функции дидактического материала в учебном процессе /  Проблемы  дидактических  средств  обучения  биологии  в  школе»    под  ред. Д.И. Трайтака. – М.: Просвещение, 1979. - С. 32- 38.
  14. Трайтак Д.И. Биология. Животные. 7 класс / Д.И.Трайтак, С.В. Суматохин 6-е изд., испр. и доп. -   М.: 2012. - 272 с.
  15. Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.
  16. Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с. 
  17. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
  18. Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.
  19. http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых
  20. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.
  21. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.
  22. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.
  23. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
  24. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.
  25. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.
  26. http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.
  27. http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.
  28. http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных
  29. Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)
  30. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  31. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  32. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика преподавания биологии в общеобразовательной школе