Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:43, курсовая работа
Цель исследования: определение теоретических основ компетентностного подхода и реализация их в процессе обучения разделу биологии «Членистоногие».
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования: формирование предметной компетентности при изучении «Членистоногих» в курсе биологии.
Задачи исследования:
- провести анализ методики преподавания биологии в общеобразовательной школе;
- рассмотреть общую характеристику членистоногих;
- сформулировать проблемы преподавания биологии на сегодняшнем этапе;
При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному обучению возникает потребность в обеспечении перестройки методической работы учителя.
Проанализированные нами учебники свидетельствуют о том, что раздел «Членистоногие» изложен ими согласно общеобразовательного федерального стандарта по биологии, различия в изложении материала – незначительные, учебники отличаются иллюстрациями и порядком подачи материала.
Школьная биология как структурно ориентированный предмет дает возможность отработать навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных информационных и мыслительных навыков. На занятиях по биологии есть место и время и для переживания, и для диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как происхождение человека, проблемы ГМ-продуктов и др.).
Биология в настоящее время имеет перспективы развития в любой профильной школе. Для гуманитарных классов биология ценна свей привязанностью к Природе, к жизни. Для классов с математической направленностью этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, выводы формулы разнообразия белков и т.д.
Школьная биология на современном этапе не только структурно ориентированный предмет, но и смысло- и позиционно-ориентированный.
В школьном преподавании биологии существует важная проблема: организация и подача материала в учебниках. Проблема включает не одну задачу. В частности, задачу «научить думать, а не заучивать» — такую же старую, как и задачу повышения мотивации. В современном мире на пути решения подобных задач встают такие трудности, как «клиповое сознание» детей, воспитанных на гаджетах, их рассеянное внимание и их относительно высокая, но чаще всего поверхностная информированность.
Квазиинформативность детей, которым кажется, что они много знают, порождает проблему подачи материала и роли учителя. Более реально поскорее создать адекватные учебники, которыми ученики средних и старших классов смогут пользоваться самостоятельно, чем быстро воспитать поколение учителей, проникнутых естественно-научным подходом.
Очевидно, что предстоит большая работа по воспитанию поколения пытливых и думающих учителей, для этого нужно повышать престиж профессии; это, конечно, касается любых дисциплин, а не только биологии, и быстро это не получится. Видимо, в младших классах учебники природоведения должны быть организованы в форме ответов с помощью учителя на «детские» вопросы, систематизированные по разделам. Скажем, вопросы, связанные с временами года («Почему желтеют листья?») или с основами экологии и физиологии животных («Почему у слона большие уши?», «Почему таракан не бывает размером с крысу?»).
В старших классах форма подачи материала должна быть рассчитана на то, чтобы высокий интерес ученика позволил ему справиться с освоением учебника самостоятельно. Стоит идти не от простого к сложному, а нужна некая система интересных проблем, каждая из которых являлась бы ученику сразу во всем своем великолепии, как некий сверкающий шар, да еще и с высвеченными особым цветом нерешенными вопросами.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Методика преподавания биологии в общеобразовательной школе