Методика преподавания биологии в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение теоретических основ компетентностного подхода и реализация их в процессе обучения разделу биологии «Членистоногие».
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования: формирование предметной компетентности при изучении «Членистоногих» в курсе биологии.
Задачи исследования:
- провести анализ методики преподавания биологии в общеобразовательной школе;
- рассмотреть общую характеристику членистоногих;
- сформулировать проблемы преподавания биологии на сегодняшнем этапе;

Файлы: 1 файл

Особенности изучения темы Членистоногие в курсе зоология (2).doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 1.3. Процесс линьки [7]

Рис. 1.4. Анатомия членистоногого на примере речного рака [7]

 

Значение членистоногих огромно. Они населяют практически все среды обитания и влияют на них. Без представителей этого типа невозможно представить жизнь на земле такой, какой мы её знаем. Членистоногие служат пищей животным, уничтожают разлагающиеся остатки и опыляют цветковые растения. Они хищничают, паразитируют, переносят инфекционные заболевания и вредят сельскохозяйственным культурам. Некоторые представители используются человеком, другие сами используют его. Насекомые, наряду с млекопитающими и птицами, – доминирующая группа наземных животных. Паукообразные и многоножки, хоть и не достигли такого разнообразия, как насекомые, также очень широко распространены. Наконец, ракообразные населяют практически все широты и глубины Мирового океана.

Что же позволило членистоногим достичь такого процветания? Тело членистоногих сегментировано – разделено на сегменты. Сегменты, объединяясь или даже сливаясь, образуют отделы тела. Конечности, имеющиеся на сегментах, могут видоизменяться и использоваться для передвижения, измельчения пищи, осязания, дыхания, размножения и других функций. В целом, тело членистоногих представляло собой как бы «конструктор», из которого в процессе эволюции получились самые разные устройства.

В зависимости от разделения тела на отделы, специализации конечностей, строения органов чувств и дыхания, тип разделяется на 3 подтипа. Подтип Хелицеровые включает классы Меростомовые и Паукообразные. Передние конечности у представителей этих классов превратились в хелицеры. Практически все представители — хищники. Описано около 100 тысяч современных видов.

Подтип Челюстные характеризуется наличием минимум одной пары челюстей. К нему относятся классы Ракообразные, Многоножки и Насекомые. В отличие от паукообразных, все они имеют антенны и сл глаза.

Самый древний и примитивный подтип членистоногих – Трилобитообра́зные.

Включает членистоногих, обитавших в морях и океанах в палеозое и вымерших к концу пермского периода. Наиболее типичными представителями подтипа были трилобиты (Рис. 1.6).

Рис. 1.5. Строение тела трилобита [7]

Рис. 1.6. Трилобит

Они сохранили многие черты, свойственные многощетинковым червям. У трилобитов сегменты тела сходны друг с другом, а конечности не специализированы. От подобных трилобитам предков произошли остальные членистоногие. Верхняя сторона тела разделена двумя продольными бороздками на три доли. Название трилобитов так и переводится – трёхдольчатые. Трилобитов известно более 10 000 видов. Длина тела трилобитов доходила до 90 см. Спинной щит разделён на три отдела: головной щит, туловище и хвостовой щит. Многие трилобиты обладали способностью «сворачиваться в шар». Конечности трилобитов мультифункциональные, они выполняли сразу несколько функций: двигательную, дыхательную и жевательную. Для измельчения пищи им служили видоизменённые придатки на основаниях конечностей (гнатобазы). У некоторых трилобитов различимы органы осязания – антенны на голове. Трилобиты обладали фасеточными глазами, посаженными на стебельки у тех животных, которые зарывались в ил (Рис. 1.5).

Развитие трилобитов происходило с метаморфозом. Сохранились их ископаемые яйца, личинки и линочные шкурки. Строение тела трилобитов несёт свидетельства приспособленности к придонному образу жизни: мощный панцирь, уплощённость, сложные глаза на верхней стороне тела, расположение рта и ног на брюшной стороне тела. Среди трилобитов некоторые группы питались илом, другие мелкими беспозвоночными, а некоторые – планктоном. Многие трилобиты, вероятно, были хищниками, несмотря на отсутствие челюстей.

 

 

1.3. Проблемы методики преподавания биологии на современном этапе

 

Модернизация  системы  биологического  образования  невозможна  без новых идей, подходов, современных технологий, накопленного опыта в методике преподавания.

При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному  обучению  возникает  потребность  в  обеспечении перестройки методической работы учителя.

Школьная  биология  как  структурно  ориентированный  предмет  дает возможность отработать навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных информационных и мыслительных навыков. На занятиях по биологии есть место и время и для переживания, и для диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как происхождение человека, проблемы ГМ-продуктов и др.) [13].

Биология в настоящее время имеет перспективы развития в любой профильной школе. Для гуманитарных классов биология ценна свей привязанностью к Природе, к жизни. Для классов с математической направленностью этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, выводы формулы разнообразия белков и т.д.

Школьная биология на современном этапе не только структурно ориентированный предмет, но и смысло- и позиционо-ориентированный. Наши  учителя  обладают  разнообразными  ресурсами  обучения  биологии как предмету, но, как правило, не  обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации, или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения учебного успеха конкретным учащимся или группам учащихся.

Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если биологические знания усваиваются как сумма фактов, а не как сведения,  переработанные  собственной  мыслью  учащегося.  Такая  постановка вопроса  предполагает  рассмотрение  проблемы  развития  личности  в  тесной связи  с  задачами  формирования  эмоциональной  сферы,  интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры и умственного труда.

Прежде всего, педагогу нужно научиться формировать у учащихся:

- умение видеть биологическую проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал;

- умение выразить проблему в конкретной цели и познавательных биологических задачах;

-  умение  выдвинуть  гипотезу  и  построить  программу  исследования  по биологии;

-  умение  анализировать  доступную  научно-популярную  литературу  по биологической проблеме;

- умение пользоваться специальными методами исследования, комбинировать  известные  способы  и  создавать  новые,  искать  альтернативные решения и т.д.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации  педагогического  процесса  в  виде  учебно-исследовательской  деятельности по биологии. В процессе такой деятельности учащиеся воспроизводят не только биологические знания и умения, но и те возникающие способности,  которые  лежат  в  основе  теоретического  сознания  и  мышления: рефлексию,  анализ,  синтез,  планирование,  эксперимент,  прогнозирование  и т.д.

Если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации по биологии, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то такая позиция учителя требует прежде всего четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика.

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЗОР РАЗДЕЛОВ «ЧЛЕНИСТОНОГИЕ» В ОСНОВНЫХ УЧЕБНИКАХ БИОЛОГИИ 7-ГО КЛАССА

 

2.1. Особенности составления школьной программы изучения биологии 

 

Основные нормативные документы для составления программы изучения биологии в общеобразовательной школе:

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.

- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии.  М.: Дрофа, 2007. 

Место предмета в федеральном базисном учебном плане. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии  в 7  классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. Количество контрольных работ – 5  (входная контрольная работа – 1, контрольная работа  по итогам 1 полугодия-1, итоговая (годовая) контрольная работа -1, тематических контрольных работ - 2.  Лабораторных работ – 9

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

-      освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

-      овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-      воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

-      использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

На основании примерной программы МО РФ, содержащей требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-м  классе, реализуется базисный уровень преподавания биологии, что позволяет развивать познавательную активность младших подростков и формировать  познавательную  и информационную компетентности учащихся школы. Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. 
Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.  Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические  работы.

Средства проверки и оценки результатов обучения: Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания

Требованию к уровню подготовки учащихся 7 класса по биологии.

Называть:

- общие признаки живого организма; основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы,  типов и классов животных, причины  и результаты эволюции.

Приводить примеры:

- усложнение животных в процессе  эволюции; природных и искусственных  сообществ; изменчивости, наследственности  и приспособленности животных  к среде обитания; наиболее распространенных  видов и пород животных;

Характеризовать: строении и функции клеток животных, обмен веществ и превращение энергии; размножение, рост и развитие животных; среды обитания животных, экологические факторы; природные сообщества, пищевые связи в них. Приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека  в их продуктивности.

Обосновать:

- взаимосвязь строения и функций  органов и систем органов, организма  и среды; родство животных.

Распознавать:

- клетки, ткани , органы и системы  органов животных; наиболее распространенные виды животных; животных разных классов и типов;

Сравнить:

- строение и функции клеток  животных, типы животных, класса  хордовых.

Применять знания:

- о строении и жизнедеятельности  животных для обоснования приемов  их выращивания, мер охраны; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для обоснования ее результатов: приспособленности организмов и многообразии видов.

Делать выводы:

- о клеточном строении организмов  всех царств живой природы; о родстве и единстве органического мира; об усложнении животного мира  в процессе эволюции.

Наблюдать:

- сезонные изменения в жизни  животных,  поведение домашних  животных; результаты опытов по  изучению жизнедеятельности животных.

Информация о работе Методика преподавания биологии в общеобразовательной школе