Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:23, дипломная работа
Целью данной работы является: изучение влияния антиортостатической гипокинезии и гиподинамии, на двигательную активность и содержание энергетических субстратов в скелетных мышцах и печени доминирующих и субдоминирующих мышей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить изменение поведенческих реакций у мышей в условиях антиортостатической нагрузки.
2. Изучить изменение двигательной активности у мышей с различными индивидуальными особенностями в условиях антиортостатической нагрузки.
Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………..5
1. Типологические особенности………………………………………………5
1.1. Инстинктивное поведение……………………………………………5
1.1.1. Инстинктивное поведение и общение……………………………5
1.1.2. Роль биологических мотиваций в поведении………………..9
1.1.3. Роль эмоций в поведении……………………………………… 12
1.2 Феромональный стресс у мышей ……………………………………...13
2. Энергообеспечение мышц………………………………………………….14
2.1. Сокращение и расслабление как основные функции мышц…….. 14
2.2. Энергия мышц…………………………………………………………16
3. Опорно-двигательный аппарат экспериментальных животных в
условиях реальной и моделированной невесомости…………………..20
3.1. Наблюдаемые изменения в мышцах и костях в условиях
невесомости……………………………………………………………….22
3.2. Моделирование физиологических эффектов невесомости в опытах
животными…………………………………………………………………23
Глава 2. Материалы и методы ……………………………………………….25
1. Характеристика испытуемых и условия проведения исследования……25
2.Поведенческие тесты………………………………………………………...27
2.1. Тест «открытое поле»………………………………………………….27
2.2. Тест «Порсольта»……………………………………………………...27
2.3. Тест «мышечная сила»…………………………………………………27
2.4. Тест «перегородка»………………………………………………..…..28
3.Антиортостатическая нагрузка…………………………………………....28
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение………………………29
Выводы…………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………
Тест «Порсольта» характеризует двигательную активность животных.
При тестировании каждую мышь помещали в стеклянный стакан, наполненный водой температуры 25градусов С до уровня 9 см. Оценивали время и число активного плавания, дрейфа и состояния полной невесомости в воде в течение 5 минут. Мышь считали неподвижной, когда она зависала в воде без движения. При дрейфе мышь делала только слабые вынужденные движения задними одной или двумя лапами для поддержания головы над поверхностью воды.
2.3. Тест «мышечная сила».
Методика изучения мышечной силы и физической утомляемости мышей. Мышей подвешивали на струну, натянутую на высоте 25-30 см, так, чтобы они цеплялись передними лапами и висели на струне. Регистрировали время до момента утомления и падения. Через 20 минут опыт повторяли. Разница между двумя показателями – показатель восстановления сил.
2.4. Тест “перегородка”
Тест “перегородка” количественно оценивает коммуникативность мышей по поведенческой реакции возле прозрачной перегородки с отверстиями, разделяющей экспериментальную клетку размером 28х14х10 см. надвое, на особь, находящуюся в соседнем отсеке клетки. При тестировании крышку клетки заменяли прозрачным оргстеклом, необходимым для наблюдения за животными, и через 10 минут регистрировали параметры поведения: число подходов и/или обращений к перегородке за 5 минут теста и суммарное время (длительность) пребывания каждой мыши возле перегородки.
Опыт использования теста “Перегородка” позволил прийти к выводу, что показатель общего времени пребывания возле перегородки характеризует силу (уровень, выраженность) реакции на партнера в соседнем отсеке клетки, а число подходов – главным образом исследовательскую и двигательную активности.
3.Антиортостатическая нагрузка
У отобранных мышей с помощью хирургического зажима фиксировали участок кожи у основания хвоста. Инструмент закрепляли таким образом, чтобы угол между дорсальной осью тела и дном аквариума составлял 45 градусов. Мыши во время эксперимента имели доступ к воде и корму.
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение
Спонтанные “атипические” поведенческие реакции (АПР) представлены гетерогенностью поведенческих паттернов, которые редко встречаются во всех моделях стресса. Таким образом, особенностями АПР являются: 1) низкая спонтанная неконтекстность, то есть явное несоответствие поведения ситуации; 2) повышение АПР при стрессе или при различных нарушениях ЦНС. Низкая частота АПР в подавляющем большинстве случаев не учитываются в качестве поведенческих паттернов. Гетерогенность данной группы поведенческих паттернов, контролируемых нейромедиаторными системами, приводит к трудностям их корректного анализа и интерпретации. Однако в ряде случаев могут служить важными маркерами стресса и свидетельствовать о серьезных поведенческих неврологических нарушениях.
К наиболее часто встречаемым АПР можно отнести: зевание с потягиванием, груминг, чесание вне аутогрумингового контекста, манипуляцию с дефекационными болюсами, игру с хвостом. Другим примером АПР является жевание предметов как смещенная реакция, активируемая при стрессе поведенческих моделях, наблюдается такая форма АПР как грызение или облизывание, например, вертикальных поверхностей крестообразного лабиринта, а также поедание дефекационных болюсов. В целом, приведенные примеры указывают на то, что АПР являются примером патологической формы смещенной активности, активируемой стрессом. При моделировании тревожно-депрессивного поведения было предложено ряд подходов.
1) Генетический. Для анализа стрессорного
зевания выведены линии крыс,
различающихся по базовым
2) Фармакологический. Еще одним методическим подходом является фармакологическая стимуляция АПР различными специфическими препаратами в дозах, не влияющие на общие поведенческие параметры (локомоция, исследовательская активность, оценка риска и т.д.). В частности, глутамат, доноры оксида азота, пролактин, АКТГ, окситоцин, а также гистамин, и дофамин - и холинергические агонисты использованы для повышения фонового уровня данных АПР.
3) Нейрофизиологический. Аналогичным подходом является локальная система мозговых центров, управляющих АПР, однако в данном случае велика степень неспецифических и трудно интерпретируемых побочных эффектов, а также исследование поведения так такового.
4) Физический. В некоторых других
случаях удачная модификация
физических “внешних”
Перед началом тестирования у всех особей был определен вес (таблица 1)
Таблица 1
Вес мышей.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вес,г |
35,2 |
34,8 |
35,8 |
37,0 |
34,2 |
34,2 |
37,4 |
30,3 |
38,1 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
31,5 |
33,6 |
33,9 |
36,1 |
31,8 |
31,2 |
32,1 |
32,6 |
34,1 |
33,9 |
Группы интактных животных с различными типологическими особенностями нервной деятельности не различались по показателям теста Порсольта. После нагрузки время неподвижности увеличивалось в обеих экспериментальных группах, а в группе «агрессивных» уменьшилось время дрейфа.
Для нас значение имеет оценка результатов теста «Порсольта», т.к. она показывает уровень двигательной активности после антиортостатической нагрузки (таблица 2, рис.1,2,3,4,5,6,7,8,9)
Таблица 2
Оценка двигательной активности мышей
Показатели теста Порсольта | |||||
n |
Aп, с |
Д, с |
Н, с | ||
1«контрольные» интактные |
Ме |
22 |
115 |
142 |
44 |
П25 |
96 |
114 |
6 | ||
П75 |
136 |
177 |
70 | ||
2 «агрессивные» интактные |
Ме |
8 |
85 |
190 |
20 |
П25 |
65 |
108 |
4 | ||
П75 |
158 |
214 |
35 | ||
3«контрольные» после нагрузки |
Ме |
6 |
125 |
87 |
78 |
П25 |
82 |
64 |
45 | ||
П75 |
170 |
111 |
117 | ||
4 «агрессивные» после нагрузки |
Ме |
6 |
89 |
129 |
79 |
П25 |
56 |
121 |
61 | ||
П75 |
102 |
140 |
107 |
Примечание: Ме – медиана, П25 и П75 – соответственно 25-й и 75-1 процентили; п – количество мышей, Ап – время активного плавания, Д – время дрейфа, Н – время неподвижности.
Рисунок 1. Медиана для времени активного плавания (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
Рисунок 2. 25-ый квартиль для времени активного плавания (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
Рисунок 3. 75-ый квартиль для времени активного плавания (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
Рисунок 4. Медиана для дрейфа (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
Рисунок 5. 25-ый квартиль для дрейфа (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
Рисунок 6. 75-ый квартиль для дрейфа (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
Рисунок 7. Медиана для времени неподвижности (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
Рисунок 8. 25-ый квартиль для времени неподвижности (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
Рисунок 9. 75-ый квартиль для времени неподвижности (секунды). Уровни значимости различий между подгруппами животных представлены в таблице 4.
В исходном уровне не наблюдалось различий между группами по проявлениям горизонтальной активности и по количеству болюсов дефекации в тесте «открытое поле», а также по показателям коммуникативности в тесте «перегородка». В группе пассивных мышей время Т1 было больше такового в группе «нормальных», время неподвижности было больше, а количество грумингов – меньше, чем в двух остальных группах экспериментальных животных.
После антиортостатической нагрузки у всех трех групп снижались показатели коммуникативности, причем в группах «нормальные» и «активные» снижалось общее время, а у пассивных – среднее время, проведенное у перегородки. В группе «нормальных» мышей уменьшалось число пересеченных квадратов, уменьшалось количество грумингов, наблюдалось резкое увеличение неподвижности в тесте Порсолта, оставаясь, однако, недостоверным вследствие большой индивидуальной вариабельности. У активных мышей уменьшались число вставаний, число пересеченных квадратов, общее время, проведенное у перегородки, увеличивалась неподвижность в тесте Порсольта. У пассивных животных уменьшались число пересеченных квадратов, число вставаний, число подходов к перегородке и среднее время у перегородки, а также время удерживания на струне и количество болюсов дефекации; число грумингов увеличивалось.
Важное значение имеет оценка результатов
показателей энергообмена в печени и скелетных мышцах (Таблица
3, рис.10,11,12,13,14,15,16,17,
Мышцы в покое потребляют лишь небольшое количество глюкозы; основным субстратом энергетического обмена служат жирные кислоты и кетоновые тела, поступающие из печени. В результате распада этих субстратов образуется ацетил-КоА, который вступает в цикл лимонной кислоты и окисляется до СО2. При этом энергией обеспечивается процесс окислительного фосфорилирования и превращения АДФ в АТФ в митохондриях волокон. При умеренной нагрузке, в дополнение к жирным кислотам и кетоновым телам, в мышцах увеличивается расход глюкозы, доставляемой кровью из печени. Глюкоза фосфорилируется и распадается в процессе гликолиза до пирувата, который затем через ацетил-КоА окисляется в цикле лимонной кислоты.
При интенсивной мышечной нагрузке большой расход АТФ не покрывается доставкой обычных субстратов и кислорода кровью. В этих условиях энергетическим субстратом становится резервный полисахарид мышц - гликоген.
Мышечный гликоген используется для получения энергии только гликолитическим путем с образованием молочной кислоты. Чем больше сила сокращения мышц (мощность работы), тем выше скорость расходования мышечного гликогена и тем больше образуется в мышцах молочной кислоты.
В аэробных условиях часть молочной кислоты окисляется в цикле Кребса до СО2 и Н2О при одновременном образовании АТФ. Большая же часть молочной кислоты в процессе гликогенеза снова превращается в гликоген. При высоких нагрузках резко возрастает скорость анаэробного гликогенолиза, конечным продуктом, которого является молочная кислота. Энергетически этот процесс примерно в 15 раз менее эффективен, чем аэробный окислительный распад гликогена до Н2О и СО2. Такой путь энергообеспечения мышц играет основную роль при кратковременной работе большей мощности, например при финишных рывках, на скачках или рысистых испытаниях лошадей. В этих условиях увеличивается количество молочной кислоты в мышцах и в крови. Для ее окисления необходим дополнительный кислород, потребное количество которого обозначается как кислородный запрос. Накопление молочной кислоты сопровождается учащением дыхания и сокращений сердца. Когда органы дыхания и кровообращения не могут полностью обеспечить мышцы необходимым количеством кислорода, возникает кислородная задолженность.
Таблица 3
Оценка показателей энергообмена в печени и скелетных мышцах