Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:48, курсовая работа
Цель работы является разработка педагогических технологий при изучении на уроке биологии.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты использования новых педагогических технологии при изучении биологии
2. определить практическое использование новых педагогических технологий при обучении биологии
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты использования новых педагогических технологии при изучении биологии……………………………………………..5
Характеристика педагогических технологий………………………………..5
Классификация педагогических технологий………………………………..7
Роль и значение современных педагогических технологий для школы…20
Глава 2. Практическое использование новых педагогических технологий при обучении биологии………………………………………………………………25
2.1 Разработка урока с применением технологии в курсе изучения биологии 6 класса……………………………………………………………………………..25
2.2 Разработка урока с применением технологии в курсе изучения биологии 7 класса……………………………………………………………………………..28
2.3 Разработка урока с применением технологии в курсе биологии 8 класса……………………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………
Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе , оказалась наименее научно разработанной.[12]
Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным. Снова вспомним В. А. Сухомлинского, писавшего, что "чтение есть прежде всего человеческие отношения, а подлинное обучение характеризуется обстановкой эмоционального пробуждения разума".
В педагогический инструментарий этой технологии входит создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов. Технология предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока; в ряде точек она пересекается с известными методами: внушения, погружения, мозговой атаки. В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций - интеллектуальные и нравственные эмоции.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе.
Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные (в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход).
Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе.
Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.
Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные отношения реализуются на уроке не только в знанмевой, но и в нравственно-этической сфере.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе.
Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь пойдет ниже.
Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).
Технологии, построенные на программированной основе (В. Беспалько).
Новая парадигма образования, ставящая развитие личности обучаемого в центр образовательной пирамиды, нацеливает на новые технологии обучения. Под «новыми» педагогическими технологиями, имеется в виду не временной аспект: новые как только что или недавно появившиеся, а новые как отличающиеся от привычных, традиционных.
Традиционные методы обучения в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, усвоению воспроизводить знания в знакомой ситуации. [13]
Однако современный мир выдвигает вполне определенные требования:
- умение гибко адаптироваться
в меняющихся жизненных
- самостоятельно критически
- грамотно работать с
- быть коммуникабельным, контактным
в различных социальных
- самостоятельно работать над
развитием собственной
Главное направление модернизации системы образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного образования, когда развитие личности обучаемого стоит в центре внимания преподавателя, когда организация активной познавательной деятельности становится основной задачей педагога.
Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.
Если при традиционной системе образования учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, учитель осуществлял контроль освоения учащимися учебного материала, то при личностно-ориентированном образовании учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучаемого, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений обучающихся, а на диагностику их учебной деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее и требует от педагога более высокого уровня мастерства.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению учащихся, учитывающий уровень интеллектуального развития учащегося, степень его подготовки по данному предмету, его способности и задатки. Для этого, прежде всего, необходимо вовлечение в активный познавательный процесс каждого учащегося, т.е. не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированный урок - это не просто создание преподавателем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.[14]
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учащихся по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»). Преподаватель помогает преодолеть ограниченность субъектного опыта обучаемого, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.
Необходимо заметить, что все новые технологии обучения «рассчитаны» на умение учащихся учиться самостоятельно. Выделим основные из них.
Так, существует группа предметно-
В технологиях дифференцированного обучения (Н.Гузик, И.Первин, В.Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, потребности самосовершенствования. К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии; их основная идея состоит в опоре на заложенные в ребенке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сензитивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.[15]
К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения; на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И.Роберт и др.) [16]
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) основывается на следующих положениях: главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение; психологической причиной плохого чтения и счета является недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; должна быть преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.
Вывод: Большинство так называемых альтернативных технологий - педагогика, технология свободного труда, технология вероятностного образования, технология мастерских представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.
Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это - школа адаптирующей педагогики, школа самоопределения, «Русская школа», школа-парк, агрошкола.
Глава 2. Практическое использование новых педагогических технологий при обучении биологии
2.1 Разработка урока с применением технологии в курсе изучения биологии 6 класса
УРОК: Использование технологии модульного обучения при изучении темы «Лишайники»
При изучении темы я использовала технологию модульного обучения, так как такое обучение предполагает большие преимущества :
а) в модульной технологии закладывается цель обучения;
б) здесь можно учитывать базовую подготовку ученика, так как учащиеся могут читать в разных темпах и усвоение материала для каждого индивидуально.
в) постоянный контроль и самоконтроль уровней знаний позволяет перейти от простых алгоритмов к более сложным - творчески применить знания, полученные при модульном обучении.
Эффективность процесса обучения будет много выше, так как ученик сможет учиться сам, а учитель управлять его учением, мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться, и помогают друг другу, оценивают работу свою и своего товарища.
Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чем сосредоточить внимание
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий. |
Руководство по усвоению учебного действия |
УЭ-0
_____
УЭ-1
____
УЭ-2
___
УЭ-3
__
УЭ-4
_____
УЭ-5
___ УЭ-6
____
УЭ-7
_____
УЭ-8 |
Цель урока: В результате овладения содержанием текста учебника вы будете знать строение и значение лишайников, уметь находить основную мысль текста, развивать навыки самостоятельной работы с учебником. ______________________________ Задание: 1.Из чего состоит гриб? 2. Какие грибы относятся к паразитам? 3. Какие грибы относятся к сапрофитам? 4. какие грибы имеют плодовое тело? 5. Из чего состоит плодовое тело? 6 Какие грибы относятся к одноклеточным? 7. Каково значение грибов? 8. Что образуют гриб и корни дерева. ______________________________ А) Что такое лишайники и где обитают? Б) Внешнее строение лишайников:
______________________________ Внутреннее строение лишайников.
______________________________ Жизнедеятельность лишайников: Питание: Гифы гриба поглощают….. Водоросль создает…….. Размножение: назвать формы. ______________________________ А)Лишайники обитают….. Почему лишайники в Антарктиде черного цвета? Б)Значение лишайников в природе и для человека. В) сложный вопрос: чем отличается лишайники от растений ________________________ Закрепление материала. 1. Что такое симбиоз? 2. Что такое слоевище? 3. Накипные лишайники -это… 4. Кустистые лишайники используют животные в… 5.Лишайники черного цвета растут в …… 6.Лишайники не могут расти в ….. воздухе. 7. Лишайник растут очень …… ______________________________ Подведение итогов.
______________________________
Домашнее задание: 1. Параграф 55 2. Творческие задания: Сообщение о лишайниках, кроссворд, загадки и т.п. |
Приготовиться к уроку: открыть учебники, тетради.
______________________________ Выполните задание для повторения. Выберите правильный ответ. Проверьте себя и оцените. Каждый правильный ответ – 1 балл
______________________________ А) Стр. 205, 1 абзац. Прочти, запиши краткий ответ в тетрадь. Б) Ответь на вопросы, запиши в тетрадь. Стр. 205-206.
______________________________ Стр. 206-207. Прочитать, ответить на вопросы. Сделать рисунок и подписать части лишайника. Оценить свою работу: за ответ по 1 баллу, за правильно выполненный и подписанный рисунок – 3 балла ______________________________ Питание. Стр. 207(1 абзац) Продолжить предложения.
Размножение стр.207 ( 2 абзац)
______________________________ А)Стр. 207( под листочком) Ответить и записать в тетрадь.(1 балл)
Б) Найти ответ в учебнике. Должно быть не менее 9 примеров . В) За ответ- 3 балл
1 балл за правильный ответ.
______________________________ Ответь на вопросы резюме.
Подсчитай свои баллы за задания: УЭ-1, УЭ-3,УЭ-5, УЭ-6. 25-23 – оценка 5 15-22 – оценка 4 Менее 15 – оценка 3.
______________________________ |
Информация о работе Практическое использование новых педагогических технологий при обучении биологии