Практическое использование новых педагогических технологий при обучении биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является разработка педагогических технологий при изучении на уроке биологии.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты использования новых педагогических технологии при изучении биологии
2. определить практическое использование новых педагогических технологий при обучении биологии

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты использования новых педагогических технологии при изучении биологии……………………………………………..5
Характеристика педагогических технологий………………………………..5
Классификация педагогических технологий………………………………..7
Роль и значение современных педагогических технологий для школы…20
Глава 2. Практическое использование новых педагогических технологий при обучении биологии………………………………………………………………25
2.1 Разработка урока с применением технологии в курсе изучения биологии 6 класса……………………………………………………………………………..25
2.2 Разработка урока с применением технологии в курсе изучения биологии 7 класса……………………………………………………………………………..28
2.3 Разработка урока с применением технологии в курсе биологии 8 класса……………………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

индира1.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Разработка урока с применением технологии в курсе изучения биологии 7 класса

Данный урок является одним из системы уроков, проводимых с применением ИКТ. Для его проведения необходимы компьютеры, медиатека, ресурсы Интернет. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет учителю применять информационный и иллюстративный материал, экономит время, развивает интерес учащихся к предмету, учит их коллективно и самостоятельно работать с источниками информации, логически мыслить, делать выводы, т.е. формирует ключевые компетенции.

Класс 7

Раздел программы: «Хордовые»

Тема урока:  «Происхождение и многообразие Земноводных»

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Технология обучения: ИКТ

Формы работы: индивидуальная, работа в группах

Цель урока: дать представление о мире Земноводных.

Задачи урока:

Определить и сформулировать характерные признаки отрядов класса Земноводные, используя различные источники информации.

Изучить роль земноводных в природе и жизни человека.

Через работу в группах формировать чувства взаимопомощи, взаимоконтроля.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация в программе Power Point, таблица «Земноводные», энциклопедия «Жизнь животных», Красная книга, иллюстрации животных, энциклопедия «Библиотека Кирилла и Мефодия», контрольные тесты.

Оформление доски: на доске тема урока, иллюстрации, таблица, записан проблемный вопрос урока.

Планируемые результаты: школьники узнают о происхождении, особенностях строения и жизнедеятельности, значении  земноводных, а главное, научатся работать с разными источниками информации, такими как энциклопедия, Красная книга, Интернет.

Структура и ход урока

Вводная часть. Учитель приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока (2 минуты).

Проверка домашнего задания: предлагается тест в двух вариантах, которые раздаются на столы каждому ученику. Постановка проблемы: учащимся предлагается назвать известных им земноводных. Каковы особенности строения, образ жизни земноводных в связи с условиями обитания? Как приспособлены эти животные к климатическим условиям планеты?

Изучение нового материала:

  1. Происхождение земноводных
  2. Учитель знакомит школьников с происхождением земноводных, демонстрирует слайды презентации.

В беседе с учащимися решается проблема: как и почему земноводные  приспособились на Земле? Каковы особенности строения и образа жизни земноводных в связи с условиями обитания.

Современные земноводные.

При изучении этого вопроса в процессе беседы обобщаются знания об особенностях строения современных земноводных, полученные на предыдущем уроке темы. Ребята пытаются сформулировать выводы с уточнениями учителя.

Характерные признаки современных земноводных.

есть веки, кожа влажная, голая;

два круга кровообращения, трёхкамерное сердце, головной мозг снабжается      артериальной кровью, а тело – смешанной кровью;

дыхание легочное и кожное;

есть барабанная перепонка, формируется среднее ухо;

появляется пятипалая конечность;

размножение и развитие связано с водой.

Общая характеристика земноводных

Отряд

Характерные признаки

Представители

Значение

Бесхвостые

     

Хвостатые

     

Безногие

     



 

 

 

 

 

 

Выступления представителей групп учащихся  (15 мин).

1. Представители групп знакомят  с результатами своей работы, школьники заполняют графы таблицы.

2. Учащиеся пытаются сформулировать ответ на проблемный вопрос:

Каковы особенности строения и образа жизни земноводных в связи с условиями обитания? Отмечают приспособленность этих животных к климатическим условиям.

Закрепление знаний: работа по вопросам.

Рефлексия:

Что мы узнали нового на уроке?

С каким чувством вы уходите с урока?

Изменили ли вы своё отношение к земноводным животным? Почему?

Что человек может сделать, чтобы сохранить амфибий на Земле?

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов  (5 минут).

Учащиеся формулируют проблему, отмечают её значимость в современной жизни. Выставляются оценки.

Домашнее задание: §24, стр. 115-120, термины, подготовить сообщение об экзотических представителях амфибий.

 

 

 

 

 

2.3 Разработка урока с применением технологии в курсе общей биологии 8 класса

Урок-игра путешествие по биологии в 8 классе «Внутренняя среда организма и кровообращение»

Данный урок представлен для обобщения и систематизации знаний по теме: «Внутренняя среда организма и кровообращение». Дети очень любят, когда обучение идёт через игру, поэтому именно эту форму обобщения я и взяла на этот урок. Я очень часто применяю игру на своих уроках биологии. Через эмоции даже самый слабый ребёнок запоминает и уносит с собой полученную информацию на уроке. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Данный урок подходит для детей 8 класса (общеобразовательная программа школ) при изучении анатомии.

Игра – путешествие «Внутренняя среда организма и кровообращение»

 

Цель: обобщить знания учащихся, полученные на уроках биологии по теме «Внутренняя среда организма и кровообращение».

 

Задачи:

1. Выработать у учащихся коммуникативные (способность работать в группе  в интересах общей цели) и социальные компетенции.

2. Развить динамические навыки  каждого ученика (личностные компетенции), готовность познавать и испытывать  себя в новых ситуациях.

3. Научить учащихся находить  свое место в коллективной  деятельности сообразно своим  интересам и способностям.

 

Тип урока: урок – обобщение и систематизации знаний.

Оборудование: интерактивное оборудование.

Ход урока

1.Организационный момент, психологический  настрой.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

2. Вводное слово учителя.

На этом уроке класс разбивается на 4 команды. Каждая команда выполняет совместно задания, которые будут оценивать жюри (это 4 ученика из класса). Занятие проходит в форме игра – путешествие по станциям.

1 Станция «Занимательная»

Задание: перед вами интересные факты по теме «Внутренняя среда организма» необходимо сказать, о чём идёт речь? Каждая команда выполняет задание 1 минуту. Проверка выполненного задания. Оценивание жюри.

1.Объём этой жидкости у человека составляет в среднем 25,5 % массы тела.

2.За день в кровь поступает  от 2 до 4 литров этой жидкости.

3.Объём этой жидкости в организме  человека примерно 5 литров.

4.Эта жидкость вне организма  человека свёртывается за 15 -12 минут.

5.В состав этой жидкости входит  плазма, которая состоит из 90 % воды.

6.Ежесуточно у взрослого человека  образуется около 20 литров этой  жидкости.

2 Станция «Путаница»

Задание: перед вами перепутанный текст, вам необходимо восстановить правильную версию. (Команды читают, выполняют задание 2 минуты. Проверка выполненного задания. Оценивание жюри)

К форменным элементам относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты – безъядерные кровяные пластинки, округлой или овальной формы., размером 0,5 -3,0 мкм. Они образуются в красном костном мозге, разрушаются в селезёнке. Продолжительность их жизни 8 – 11 дней. Функция – участие в свёртывании крови. Лейкоциты – красные кровяные тельца. Они определяют цвет крови. Это безъядерные клетки имеющие вид двояковогнутого диска. Средняя продолжительность жизни 120 дней. Затем они разрушаются в печени и селезёнке. Функция – транспорт кислорода и углекислого газа. Тромбоциты – белые кровяные тельца, не имеющие постоянной формы, содержащие ядро. Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. Функция – защита организма от микроорганизмов.

3 Станция «Схематическая»

Задание: Необходимо правильно указать  стрелками допустимого переливания крови человека. Каждой команде предоставляется лист с заготовкой задания.

(На выполнение задания  - 1 минута. Проверка. Оценивание жюри.)

 

 

4. Станция «Изобразительная»

Э. Межелайтис

Что такое сердце? 

“Сердце”.

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж рёбер и аортой

Бьётся шар на шар земной похожий?

Так или иначе, всё земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

Задание: Командам  выдаются заготовки с рисунком сердца, необходимо подписать внутреннее строение сердца. На задание даётся 2 минуты. Проверяется взаимопроверкой команд,  через электронную таблицу «Строение сердца». Оценивание работы жюри.

5 Станция «Терминологическая»

Задание: Из предложенных терминов и определений, нужно найти правильное соответствие. (пример показан на таблице)

Определение

Термин

1.Свойство лейкоцитов захватывать и переваривать попавшие в кровь и ткани микроорганизмы.

иммунитет

2. Особые белковые вещества, обеспечивающие  защиту организма.

Пассивный иммунитет

3.Невосприимчевость организма  к действию инфекционных и  других чужеродных агентов.

кровообращение

4. Невосприимчивость к инфекционным  заболеваниям у лиц перенёсших  заболеваний.

естественный иммунитет

5.Введение вакцины или сыворотки  для выработки иммунитета

Сердечно - сосудистой

6. Введение в организм сыворотки  заражённых животных или переболевшего человека.

фагоцитоз

7. Введение вакцины из ослабленных  или убитых возбудителей.

Активный иммунитет

8. Движение крови по замкнутой  системе кровеносных сосудов  и сердцу.

антитела

8. Система, обеспечивающая кровообращение.

искусственный


 

6 Станция «Логическая»

Задание: Составить логические цепи «Большой круг кровообращения», «Малый круг кровообращения». На выполнение задания 3 минуты. Выполняют на листах, затем озвучивают ответы. Оценивание жюри.

7 Станция «Гигиеническая»

Задание: Составить гигиенические требования сердечно – сосудистой системы. Требования представляются на ватмане в виде мини – проекта с защитой. На выполнение 4 минуты. Защита. Оценивание жюри.

8 Станция «Стихотворная»

Я опять учусь в начальной школе.

Счет идет с сегодняшнего дня.

Как вы там? Тепло ли, хорошо ли

Вам живется в сердце у меня?

По четырехкамерному сердцу –

Шаг биологических часов.

Это друга и единоверца

Ласковый и постоянный зов.

Как дорога, стелется аорта,

По которой весело идти.

Как дела? Хватает ли комфорта?

Как друзья? Не скучно ли в пути?

Начался ли ледоход в апреле?

Хороши ли зяблики в лесу?

Что, рубиновое ожерелье

Из эритроцитов – вам к лицу?

Можете гулять с сердечной сумкой

И в венце из коронарных вен,

Строгого и скромного рисунка.-

И да будет путь благословен!

Ничего не надо говорить мне,

Я и так не пропаду с тоски,

Лишь бы шли ко мне в сердечном ритме

Ваши афферентные звонки.

Мне необходима эта милость,

Чтобы свет навеки не померк:

– Все в порядке! Сердце сократилось!

Следующая систола – в четверг.

Д. Длигач

Задание: Составить стихотворение, используя следующие слова:

сердце

движение

здоровье

кровь

Чтение стихотворения. Оценивание жюри.

9 Станция «Викторина»

Задание: учитель читает вопросы, а команды с поднятием сигнального жетона отвечают. Оцениваются быстрота и правильность ответов.

1.Сосуды, по которым кровь движется  к сердцу (вены).

2.Кровь, богатая углекислым газом (венозная).

3.Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).

4.Заболевание, симптомами которого  является хроническое понижение  артериального давления (гипотония).

Информация о работе Практическое использование новых педагогических технологий при обучении биологии