Предмет и задачи возрастной физиологии и школьной гигиены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:20, лекция

Описание работы

Возрастная физиология является ветвью анатомии и физиологии. Анатомия и физиология относится к числу биологических наук («био»- жизнь; «логос»- учение), изучающих живые организмы. Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов. Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии – рассечение (препаровка). Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, она изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение. Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены.

Содержание работы

Предмет возрастной физиологии и школьной гигиены
Задачи возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиены
История развития возрастной физиологии и школьной гигиены
Методы возрастной физиологии и школьной гигиены

Файлы: 1 файл

лекция 1.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов, где встречались попытки обоснования специфического подхода к вопросам гигиены, диететики и патологии детского возраста. В течение многих веков, однако, все изменения, которые возникают в организме с возрастом, сводились лишь к количественным; считали, что детский организм – это взрослый в миниатюре. Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н.П. Гундобиным (1860-1908). Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма. Данные исследований были обобщены им в монографии «Особенности детского возраста» (1906).

 В бывшем СССР насчитывалось  около 150 научных учреждений, изучающих вопросы возрастной анатомии и физиологии. Особенно большое значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В.М.Бехтеревым, А.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Л.А. Орбели, П.К. Анохиным, М.М.Кольцовой, И.А. Аршавским и др. В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве, директором которого является академик Безруких М.М. Она руководит коллективом известных физиологов, таких как Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. и др.

 Школьная гигиена  как наука возникла в 19 веке  и занималась изучением вопросов  охраны здоровья школьников. Основоположниками  школьной гигиены были русские  ученые Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П.  Доброславин (1842-1889). Ф.Ф. Эрисман  создал кафедру гигиены в МГУ. Он разработал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

 В дальнейшем задачи  данной отрасли медицинской науки  расширились – она стала изучать  вопросы охраны, укрепления здоровья  и улучшения физического развития детей и подростков всех возрастных групп.

 В создании и развитии  гигиены детей и подростков  значительную роль сыграли многие  отечественные ученые: Н.А.Семашко  разработал основные теоретические  положения школьной гигиены и  физической культуры, В.В.Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию, Л.А.Сыркин продолжил труды Ф.Ф.Эрисмана по состоянию здоровья и физическому развитию детей и подростков Глуховской мануфактуры, П.М.Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений, С.Е.Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в МГПИ им В.И.Ленина и является автором первых учебников по гигиене для студентов педагогических институтов, Г.П.Сальникова проводила систематическое изучение динамики физического развития школьников. Подобные исследования среди детей и подростков нашего края традиционно проводят и сотрудники нашей кафедры (Л.И.Губарева, Л.В.Лысенко). Губарева Л.И. в течение нескольких лет изучала физическое развитие детей и подростков в школах края по заказу Министерства образования. Результаты этих исследований необходимы для обновления возрастных стандартов по краю.

 Развитие возрастной физиологии и гигиены дало существенные практические результаты. Большие успехи достигнуты в области предупреждения различных детских заболеваний, значительно снизилась детская смертность, учебно-воспитательные мероприятия в настоящее время разрабатываются на научной основе, что позволяет сохранять и укреплять здоровье детей.

 


Информация о работе Предмет и задачи возрастной физиологии и школьной гигиены