Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:01, реферат
Игра — наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.
^ Музыкальная игра
Игра — наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
Музыкальные .произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика складывается под влиянием других разделов воспитания — знакомства с социальным окружением, с природой и т. д. Отметим также влияние детских народных игр, которые определяют частично тематику с ее сказочными персонажами (особенно из области животного мира) и форму (игры-хороводы) музыкальных игр.
В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача — передать музыкально-игровой образ персонажа и несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача — двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержанияПляски, танцы, хороводы
Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.
Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать.
^ Пляски с зафиксированными
движениями, построение которых
всегда зависит от структуры
музыкального произведения. Двухчастной
пьесе соответствует
^ Свободные пляски, которые
носят творческий характер и
исполняются под народные
^ Хороводы плясового
характера, чаще связанные с народными
песнями, исполняя которые дети
инсценируют сюжет, сопровождая
его плясовыми движениями. Назовем
широко бытующую пляску «
^ Детский «бальный танец» (условное определение), включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, ша галопа).
Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста: легкие поскоки с высоким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т. д.
^ Характерный танец,
в котором «свободные»
У малышей пляски тесно связаны с игрой, поэтому назвать их так можно условно. Например, в пляске «Помирились» Т. Вилькорейской на первую часть музыки (четкую, громкую) дети, стоя парами спиной друг к другу («рассердились»), притопывают ногой. На вторую часть (оживленную), повернувшись, берутся за руки и весело кружатся. В заключение каждый обнимает танцующего с ним в паре («помирились»).
В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность. Обучать малышей плясовым движениям помогают маленькие песенки, прибаутки, такие, как «Юрочка». Это белорусская народная мелодия в обработке Ан. Александрова, во время исполнения которой воспитатель подпевает слова: «Хлопай, хлоп-хлоп-хлоп! Топай, топ-топ-топ!», стимулируя ребенка к выполнению движений, подсказанных текстом.
Упражнения
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.
Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные средства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).