Развитие речи у ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 05:04, контрольная работа

Описание работы

В этой работе мы ставим задачу показать, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и какие педагогические воздействия необходимы для того, чтобы обеспечить своевременное развитие речи маленького ребенка. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Содержание работы

Глава 1. Введение………………………………………………………..……..2
Глава 2. Этапы развития речи у детей раннего возраста…….…………..2-3
1.Развитие речи у ребенка от рождения до 6 месяце………….…...3-20
2.Развитие речи у ребенка от 6 до 12 месяцев жизни…......………20-27
3.Развитие речи у ребенка от одного года до трех лет жизни..….27-39
4.Развитие речи у ребенка от четырех до пяти лет жизни………..39-44
5.Развитие речи у ребенка шести лет жизни…………………….….44-45
6. Развитие речи у ребенка семи лет жизни…………………..…….45-47
Глава 3. Заключение………………………………….……………….…...47-50
Глава 4. Список использованной литературы………...…………….………50

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

Глава 1. Введение………………………………………………………..……..2

Глава 2. Этапы развития речи у детей раннего возраста…….…………..2-3

         1.Развитие речи у ребенка от рождения до 6 месяце………….…...3-20

         2.Развитие речи у ребенка от 6 до 12 месяцев жизни…......………20-27

         3.Развитие речи у ребенка от  одного года до трех лет  жизни..….27-39

         4.Развитие речи у ребенка от  четырех до пяти лет жизни………..39-44

         5.Развитие речи у ребенка шести лет жизни…………………….….44-45

        6. Развитие речи у ребенка семи лет жизни…………………..…….45-47

Глава 3. Заключение………………………………….……………….…...47-50

Глава 4. Список использованной литературы………...…………….………50

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

    В этой работе мы ставим задачу показать, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и какие педагогические воздействия необходимы для того, чтобы обеспечить своевременное развитие речи маленького ребенка. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

  Что же следует  сделать для того, чтобы речь  ребенка развивалась правильно,  вовремя, чтобы малыш рос существом  социальным?

  Ответы на эти вопросы  ищут специалисты разных областей  знаний – психологи, физиологи, лингвисты, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

  Все речевое развитие  ребенка условно можно разделить  на пять этапов:

  Первый предречевой  период первого года жизни  характеризуется подготовкой дыхательной  системы к реализации голосовых реакций; образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет, как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Это происходит с 3 до 6 месяцев.

Второй период – образование  речевых звуков в возрасте 6 месяцев  и синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация; образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов; на втором году жизни – обогащение словами и произношение простейших речевых шаблонов.

  Третий период –  третий год жизни: обогащение  словарного фонда до 500 слов и  больше; образование и автоматизация  многочисленных речевых шаблонов; совершенствование произношения  отдельных слов и речевых шаблонов.

  Четвертый период  – четвертый год жизни. В  этот период происходит обогащение  словарного фонда до 1000 слов и  больше; речевые цепи удлиняются  и усложняются, число слов в  речевых шаблонах достигает 9-10; речевые цепи произносятся усиленно  громко, что способствует укреплению  речевых стереотипов, произношение  слов учащается, в построении  шаблонов дети впервые начинают  использовать придаточные предложения.

  Пятый период –  пятый год жизни. В этом периоде  онтогенетического развития речевой  функции происходит дальнейшее  обогащение словарного фонда,  вырабатывается регуляция громкости  произношения слов, и построение  фраз с привлечением придаточных  предложений становится более  правильным и совершенным.

                     Развитие речи ребенка от рождения  до 6 месяцев жизни.

      Первое  полугодие жизни ребенка представляет  собой этап эмоционально-личностного  общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность  во внимании и доброжелательности.  Так как эмоционально-личностное  взаимодействие оказывает решающее  влияние на формирование всех  сторон психики младенца, этот  этап общения получает статус  ведущей деятельности ребенка  первого полугодия жизни.

   К моменту рождения  мозг и особенно кора головного  мозга ребенка представляет картину  глубокой незрелости. Развитие речи  ребенка связанно с органическим  развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно.  Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи.

  Имеется много исследований, которые с большой убедительностью  показали, что все психические  процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через  речь (Л. С. Выготский, А Л.  Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).  Результаты таких исследований  детской речи и данные, полученные другими исследователями, показали, что основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение, т. е. такое взаимоотношение взрослого с ребенком, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Общение с ребенком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни.

  Процесс общения протекает  непросто. Наблюдая за ним, мы  видим только внешнюю, поверхностную  картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому и что он от него хочет. За тем или иным высказыванием, действием, обращенным к собеседнику, стоит особая потребность в общении.

  С чего же начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе внимание.

  Для того чтобы бодрствование ребенка было полноценным, надо вызвать у него положительные эмоции, формировать новые потребности и соответствующую активность. Это может сделать взрослый, общаясь с ребенком с первых месяцев его жизни. Без соответствующего воспитательного влияния взрослого жизнь ребенка бедна и примитивна. В этих случаях он на первом году безрадостен, вял, апатичен, неподвижен. В дальнейшем у такого ребенка задерживается развитие движений, речи.

  Только в совместной  игре с предметами ребенка  и взрослого рождается первое  слово малыша. Назвав игрушку,  ребенок получает ее для игры. Наблюдая поведение детей в  этой ситуации, М. Г. Елагина  выделила три этапа в овладении  активным словом. На первом этапе  все внимание ребенка и его  активность направлены на предмет.  Малыш изо всех сил тянется  к нему, кричит «дай-дай, да-да-да!»,  всячески выражает свое желание  овладеть игрушкой, нетерпение, протест  против действий взрослого. При  этом сам взрослый и произносимое  им слово никакого интереса  у ребенка не вызывают.

  На втором этапе  внимание малыша переключается  на взрослого. Он смотрит на  него и указывает пальчиком  на предмет, сопровождая жест  лепетом: «да-да-да, на-ка-на-ля». Но  назвать предмет правильно пока  не удается. Ребенок сердится, выражает недовольство.

  На третьем этапе  малыш начинает смотреть на  губы взрослого и прислушиваться  к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок пытается  произнести слово. И если это  удается, то он радостно повторяет  его снова и снова и через  некоторое время уже предпочитает  словесную игру долгожданной  игрушке.

Только пройдя через эти три этапа, ребенок 1-1,5 года начинает активно произносить слово.

    Ребенок «заражается»  эмоцией матери, выражениям которой  он умеет подражать. Чтобы возник эффект подражания со стороны ребенка, мать должна воспроизвести вначале внешнее проявление эмоции самого ребенка, и тогда эти проявления становятся в его подражательных усилиях более отчетливыми: улыбка делается определеннее, а звуки врожденного гукания, а затем и гуления более активными. Показательны в этом отношении эксперименты С. Ю. Мещеряковой, которая наблюдала у детей первых недель жизни предпочтение к лицам тех людей, которые ухаживали за ними. Именно эти лица и их изображения вызывали у детей специфические реакции, в том числе и первую улыбку. Такие компоненты подражательного эффекта, как порозовение кожи, усиление блеска глаз, расширение зрачков, свидетельствуют о бессознательном характере подражательных процессов, осуществляемых по врожденным механизмам эмоционального «заражения».  Чем больше физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям младенца, тем легче ему подражать ей и, следовательно, устанавливать с нею контакт. Чем полнее этот контакт, тем скорее врожденные звуковые реакции ребенка начинают приобретать национально специфические черты. Таким образом, бессознательно осуществляемые обучающие воздействия матери на ребенка раннего возраста приводят к социальной регламентации и национально-специфическому нормированию его врожденных эмоционально-выразительных поведенческих комплексов, в том числе и его врожденных звуковых реакций..

  Таким образом, развитие  ребенка, начиная с периода  новорожденности, ведется или  детерминируется социальными факторами  в виде бессознательно осуществляемых  обучающих воздействий на него  матери, а потом и других взрослых. Именно поэтому независимо от  расовой и национальной принадлежности родителей ребенка его врожденные биологически обусловленные звуковые реакции приобретают на протяжении первых полутора-двух лет жизни структурные черты той социальной структуры, в которой ребенок воспитывается в это время. Появление в поведенческих комплексах ребенка нового класса врожденных звуковых реакций свидетельствует о том, что он готов к мотивационному усложнению своей коммуникативно-познавательной активности; когда же эти звуковые реакции начинают обнаруживать признаки социальной регламентации и нормирования, наблюдатель может сделать вывод о том, что обучающие воздействия окружающих взрослых уже привели к формированию возрастного операционно-технического новообразования. Подражательная активность малыша дает ему возможность продвинуться еще на шаг по пути знаковой структурации своих природных звуковых возможностей.

  В коммуникативно-познавательной  активности ребенка раннего возраста, осуществляемой бессознательно, вряд  ли можно вычленять и такие  структурные единицы поведения,  как целевые предметные действия. Такая активность слагается, по-видимому, из комплексов, обусловливающихся условиями, в которых разворачивается безусловнорефлекторно мотивируемая деятельность ребенка. Так же невозможно для описания этой активности пользоваться привычными лингвистическими понятиями: врожденные звуковые реакции детей не имеют в своем составе ни лексико-синтаксических, ни фонематических, ни даже слоговых единиц. Опосредованные языком общества коммуникативно-познавательные средства речи еще должны сформулироваться в обучающем взаимодействии ребенка с его матерью (взрослым вообще).

До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно  превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей этот период развития только пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят  ему взрослые, хорошо выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова – либо вообще молчать, либо объясняться со взрослыми с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается.  Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня уже все говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев.

  В первом полугодии  формируется очень важная способность  ребенка - умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие  артикуляционного аппарата его  таково, что в начале второго  года малыш произносит слова  облегченно: машина - "би-би", собачка - "ав-ав". Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова "облегченные", сопровождая их словами, произнесенными правильно.

  Наблюдая детей, воспитывающихся  в коллективе, им удалось установить  факт подражания звукам у ребенка  в очень раннем возрасте. Если, общаясь с ним, произносить  звуки, которые умеет произносить  и он сам, тем же тоном,  в ответ могут последовать  такие же звуки. Меняя звуки,  например, «а-а-а», на «р-р-р», можно  вызвать такие же изменения  звуков у ребенка. Переход его  от одних звуков к другим  происходит после маленькой паузы.  Ребенок произносит звуки, повторяя  их многократно.  Дети начинают  произносить звуки и вне ситуации  общения. Это подготовляется в  течение долгого времени, в  процессах общения ребенка со взрослым. Каждое общение со взрослым оставляет после себя след. Ребенок сохраняет некоторое время хорошее приподнятое настроение и продолжает гулить. Все это приводит к тому, что произнесение звуков становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Информация о работе Развитие речи у ребенка