Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:59, шпаргалка
1. Дыхание организмов, его сущность и значение.
1. Сущность дыхания— окисление органических веществ в клетках с освобождением энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности. Поступление необходимого для дыхания кислорода в клетки тела растений и животных: у растений через устьица, чечевички, трещины в коре деревьев; у животных — через поверхность тела (например, у дождевого червя), через органы дыхания (трахеи у насекомых, жабры у рыб, легкие у наземных позвоночных и человека). Транспорт кислорода кровью и поступление его в клетки различных тканей и органов у многих животных и человека.
1. Характеристика
царства животных. Разнообразие
животных
на Земле: около 2 млн видов. Их широкое
расселение, обитание во всех средах: водной,
наземно-воздушной, почвенной и в других
организмах. Существенные различия в строении
и поведении животных. Их общие признаки:
активное передвижение большинства животных,
питание готовыми органическими веществами,
так как они ге-теротрофы: не могут сами
создавать органические вещества из неорганических.
Отсутствие в клетках целлюлозной оболочки,
пластид и вакуолей с клеточным соком
(как у растений). Определение принадлежности
к царству животных не по одному признаку
(например, способу питания), а по группе
признаков. Например, коралловые полипы
внешне похожи на растения и не могут передвигаться,
но по роду других признаков они относятся
к животным. 2. Роль в биосфере. Тесная связь
животных с растениями и другими организмами,
их большая роль в биосфере: опыляют растения,
распространяют семена в природе, обогащают
почву органическими веществами, а воздух
углекислым газом, создавая условия для
жизни растений. Животные — организмы-потребители
органических веществ, важное звено в
цепи питания: преобразуют органические
вещества и делают их доступными для потребления
другими организмами. Растительноядные
животные, питающиеся растениями, нередко
являются добычей хищников. Растительноядные
и хищные животные могут служить средой
обитания для паразитов; трупы животных
— пища для организмов-сапротрофов. Выполнение
животными, которые питаются трупами других
животных, роли санитаров в природе.
1. Английский
ученый Ч. Дарвин — автор
эволюционного учения. Материалистическое
объяснение Ч. Дарвином причин
многообразия видов в природе,
их приспособленности к среде
обитания. Кругосветное путешествие
Ч. Дарвина, изучение им
2. Обобщение Ч. Дарвином успехов селекции,
формулирование вывода о роли наследственной
изменчивости организмов и искусственного
отбора в создании новых пород животных
и сортов растений. Наследственная изменчивость
признаков обеспечивала селекционерам
возможность отбирать для последующего
размножения особей с полезными для человека
признаками из поколения в поколение,
получения таким путем сортов растений
и пород животных с нужными качествами.
3. Движущие силы эволюции органического
мира, выявленные Ч. Дарвином: наследственная
изменчивость, борьба за существование
и естественный отбор. Раскрытие Ч. Дарвином
роли каждого компонента движущих сил
эволюции в историческом развитии органического
мира, обоснование необходимости их совместного
действия в природе.
4. Наследственная изменчивость, ее роль
в эволюции. Наследственность — свойство
всех организмов сохранять и передавать
признаки от родителей потомству. Изменчивость
— свойство всех организмов приобретать
новые признаки. Изменения, которые передаются
по наследству от родителей, называют
наследственной изменчивостью. Причины
наследственной изменчивости — изменение
генов и хромосом в половых клетках. Увеличение
наследственной неоднородности особей
вида — необходимое условие эффективности
естественного отбора, невозможность
отбора среди особей со сходными признаками.
5. Борьба за существование. Несоответствие
между численностью появляющихся в результате
размножения особей вида и средствами
к их жизни — причина конкуренции, борьба
за существование. Наиболее острая борьба
между особями одного вида в связи с одинаковыми
потребностями в пище, условиями обитания,
например борьба между лосями, питающимися
корой деревьев и кустарников. Разные
формы борьбы между особями разных видов:
между волками и зайцами (хищник — жертва),
между лосями и зайцами (конкуренция за
пищу). Воздействие на организмы неблагоприятных
условий, например засухи, сильных морозов,
— также пример борьбы за существование.
Выживание или гибель особей в борьбе
за существование — результаты, последствия
ее проявления.
6. Естественный отбор — главная движущая
сила эволюции. Процесс, в результате которого
выживают и оставляют потомство особи
с полезными в данных условиях наследственными
изменениями, — естественный отбор. Выполнение
условиями среды роли отбирающих факторов:
сильные ветры на океанических островах
— отбирающий фактор для насекомых и птиц;
сильные морозы, засуха — факторы отбора
растений и животных. Естественный отбор
— направляющий фактор эволюции, способствующий
сохранению особей лишь с полезными наследственными
изменениями для жизни в тех условиях,
где он действует, возникновению новых
видов, формированию черт приспособленности
у организмов. Постоянное, ежечасное действие
естественного отбора в направлении совершенствования
приспособлений за счет сохранения особей
с полезными для них наследственными изменениями,
в направлении формирования новых видов.
I. Место человека
в системе органического мира.
Тип хордовых, подтип позвоночных,
класс млекопитающих, отряд
2. Сходство
человека и млекопитающих животных: четырехкамерное
сердце, диафрагма, хорошо развитая кора
головного мозга, млечные железы, матка,
где происходит развитие плода, теплокровность.
3. Направления эволюции человека: усложнение
мозга, форм поведения, формирование признаков,
связанных с прямохождением, совершенствованием
руки как органа труда.
4. Отличие человека от млекопитающих:
развитие головного мозга (по массе в среднем
превышает мозг шимпанзе и гориллы в 3—4
раза), прогрессивное развитие областей
мозга, связанных с появлением членораздельной
речи, усложнение строения аппарата голосообразования,
относительное увеличение мозгового отдела
черепа и уменьшение лицевого, редукция
волосяного покрова, S-образная форма позвоночника
с четырьмя изгибами, расширенная форма
таза, сводчатая стопа с расширенным большим
пальцем, противопоставление большого
пальца кисти остальным, развитие специфического
для каждого человека узора на пальцах
рук.
1. Строение растительной
и животной клеток. Признаки сходства
в строении этих клеток: наличие
ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны,
митохондрий, рибосом,
2. Функции клеточных структур. Функции
оболочки и клеточной мембраны: защита
клетки, поступление в нее одних веществ
из окружающей среды и выделение других.
Выполнение оболочкой функции скелета
(постоянная форма клетки). Расположение
цитоплазмы между клеточной мембраной
и ядром, а в цитоплазме всех органоидов
клетки. Функции цитоплазмы: связь между
ядром и органоидами клетки, осуществление
всех процессов клеточного обмена веществ
(кроме синтеза нуклеиновых кислот), расположение
в ядре хромосом, в которых хранится наследственная
информация о признаках организма, передача
хромосом от родителей потомству в результате
деления клеток. Роль ядра в управлении
синтезом белка клетки и всеми физиологическими
процессами. Окисление в митохондриях
органических веществ кислородом с освобождением
энергии. Синтез в рибосомах молекул белка.
Наличие хлоропластов (пластид) в растительных
клетках, образование в них органических
веществ из неорганических с использованием
солнечной энергии (фотосинтез).
3. Жизнедеятельность клетки. Питание,
дыхание. Рост. Деление (размножение) клеток.
Создание клеточной структуры в процессе
питания из органических веществ. Сущность
дыхания: окисление органических веществ
клетки и освобождение энергии, которая
используется в процессах жизнедеятельности.
Рост молодых клеток и их старение. Размножение
клетки путем деления.
1. Материальные
основы наследственности
6. Предупреждение проявления наследственных
заболеваний: генетическая консультация
супружеской пары с целью определения
степени риска появления детей с отклонениями
от нормы; применение лечебных препаратов
в раннем возрасте для нормализации процессов
жизнедеятельности.
хромосом и генов в половых клетках —
причина появления новых признаков у потомства,
в том числе и наследственных заболеваний.
2. Причины изменения хромосом и генов,
способствующих проявлению наследственных
заболеваний у потомства, — загрязнение
окружающей среды химическими и радиоактивными
веществами, другими мутагенами (веществами,
вызывающими мутации — наследственные
изменения, связанные с нарушением строения
хромосом и генов, процесса образования
половых клеток и др.), наркомания, алкоголизм.
3. Изучение наследственности человека
с целью выявления наследственных заболеваний,
их причин, принятия мер для предупреждения
их возникновения, проявления у потомства.
Выявление тенденции увеличения от поколения
к поколению числа мутаций, отрицательно
влияющих на наследственность человека.
Раннее распознавание характера заболевания,
определения его наследственных основ
— необходимое условие профилактики,
его лечения.
4. Методы изучения наследственности человека,
природы наследственных заболеваний,
выявления связи их с нарушениями числа,
структуры и химического состава хромосом,
генов. Примеры наследственных заболеваний:
болезнь Дауна, гемофилия, дальтонизм
и др., а также наследственная предрасположенность
к туберкулезу, шизофрении, эпилепсии
и др. Выявление около 100 аномалий, связанных
с нарушением числа или структуры хромосом,
изменением состава генов.
5. Разнообразие методов изучения наследственности
человека. Изучение родословных людей,
в семьях которых обнаружены различные
наследственные заболевания. Выявление
наследственного характера заболеваний:
гемофилии (несвертываемость крови), дальтонизма
(неразличение ряда цветов, например коричневого
и зеленого), болезни Дауна. Изучение числа
и строения хромосом, обна-
1. Приспособления
— особенности строения, жизнедеятельности,
размножения и развития, позволяющие
организмам, видам и популяциям
выживать
в характерной для них среде обитания.
Сохранение особей с полезными для них
признаками в определенной среде обитания
в результате действия естественного
отбора. Примеры приспособленности: покровительственная
окраска зеленого кузнечика, речного рака,
самок открыто гнездящихся птиц делает
их незаметными на фоне окружающей среды;
предостерегающая окраска клопов-солдатиков
и других «несъедобных» животных, не имеющих
специальных средств защиты; сходство
некоторых видов мух по форме тела и окраске
с осами и пчелами, бабочек — с сухими
листьями, гусениц — с сучками деревьев;
изменение окраски у других животных в
разные сезоны года (заяц-беляк). Приспособление
растений к перекрестному опылению, к
распространению семян плодов и др.
2. Относительный характер приспособленности.
Приспособленность к среде обитания носит
относительный характер, полезна только
в тех условиях, в которых она исторически
сформировалась. Крот имеет приспособления
к жизни в почве, но на поверхности он беспомощен;
медузы приспособлены к жизни в воде, но
выброшенные на берег погибают, на яйца
аскарид не действуют яды, они не погибают
зимой при низких температурах, но солнечные
лучи губительны для них; во время линьки
речной рак беспомощен, с ним может справиться
даже жук-плавунец; гусеницы капустной
белянки ядовиты, птицы не едят их, но наездники
откладывают яйца в гусениц этой бабочки,
личинки наездника, которые выводятся
из яиц, питаются гусеницами капустной
белянки.
3. Приспособленность организмов к жизни
в определенной среде обитания (на примере
водных животных). Большая плотность воды
по сравнению с наземно-воздушной сферой.
В связи с этим обитание в ней высокоспециализированных
видов, у которых в процессе эволюции сформировались
приспособления, позволяющие уменьшить
при движении затраты энергии на сопротивление
воды. Так, у рыб обтекаемая форма тела,
неподвижное соединение ее отделов (головы,
туловища, хвоста), черепицеобразное расположение
чешуи, слизь, покрывающая кожу, органы
передвижения — плавники. Формирование
приспособлений к передвижению в воде
— основное направление эволюции видов,
населяющих водную среду (тюленей, котиков,
китов и др.).
1. Рефлекс
— основная форма деятельности
нервной системы, ответная
2. Безусловные рефлексы — врожденные
постоянные реакции на определенные внешние
воздействия, присущие всем особям вида,
обеспечивающие приспособление организма
к постоянным условиям среды. Для их осуществления
не требуется дополнительных условий.
3. Условные рефлексы — это приобретенные
в течение индивидуальной жизни организма
реакции, возникающие в определенных условиях
на основе безусловных рефлексов. Различные
условные рефлексы у разных особей одного
вида. Формирование нервных путей для
осуществления временных связей в результате
многократного сочетания ранее безразличных
раздражителей (например, звонка) с безусловными
(например, с пищей). Приспособление организма
с помощью условных рефлексов к изменяющимся
факторам среды, воздействующим на него.
1. Эволюция —
процесс исторического
2. Многообразие видов растений и животных
— результат наследственной изменчивости,
борьбы за существование и естественного
отбора. Систематика — наука о многообразии
органического мира. Вид — основная единица
систематики и эволюции. Разнообразие
видов растений (0,5 млн) и животных (1,5 млн).
3. Значение видов растений и животных
в природе и жизни человека. Многообразие
видов — основа существования биосферы.
Многообразие видов — богатство нашей
планеты, без которого невозможна жизнь
человека.
4. Сокращение числа видов растений и животных
под влиянием деятельности человека. Редкие
и исчезающие виды растений: гусиный лук,
орхидея ятрышник, венерин башмачок, купена
золотистая, пролеска голубая, безвременник
и др. Редкие и исчезающие виды животных:
розовая чайка, дрофа, белый журавль, амурский
тигр, пятнистый олень и др.
5. Сохранение существующих видов растений
и животных, предотвращение их исчезновения
в результате деятельности человека. Защита
природной среды от загрязнения. Красная
книга — перечень редких и исчезающих
видов, программа практических мер по
их спасению. Заповедники, заказники, ботанические
сады, зоопарки, их роль в сохранении видов
растений и животных.
1. Здоровье, его
значение для жизни и
2. Факторы, сохраняющие здоровье. Общение
с природой как средство для снятия нервно-эмоциональных
нагрузок, восстановления сил и душевного
равновесия человека. Влияние социальной
и природной среды. Роль личной и общественной
гигиены, рационального режима дня в сохранении
здоровья. Значение двигательной активности,
чередования умственного и физического
труда в повышении работоспособности
человека, в активизации защитно-приспособительных
реакций организма (выделение биологически
активных веществ в тканях и органах, иммунные
и воспалительные реакции организма, повышение
активности центральной нервной системы,
самоочистительные функции кожи и др.).
Соблюдение режима дня, труда и отдыха,
чередование умственного и физического
труда, гигиена сна, дыхания, умеренное
полноценное питание — важнейшие факторы
сохранения здоровья, нарушение обмена
веществ и появление многих заболеваний
вследствие недостаточного питания или
переедания. Закаливание организма как
основа повышения устойчивости к простуде,
инфекциям, физическим и нервным перегрузкам.
Предупреждение глистных, желудочно-кишечных,
сердечно-сосудистых заболеваний, воздушно-капельных
инфекций, заболеваний мочевыделительной
системы, кожи, ВИЧ-инфекции, нарушения
зрения и слуха, травматизма.
3. Факторы, нарушающие здоровье: инфекции,
переохлаждение и перегревание организма,
неправильное питание, малоподвижный
образ жизни, травмы, употребление алкоголя,
наркотиков, курение, различного рода
облучения, в том числе ультрафиолетовыми
и рентгеновскими лучами, умственное и
физическое перенапряжение, избыточный
производственный и бытовой шум, недостаточный
сон, неполноценный отдых.