Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:59, шпаргалка
1. Дыхание организмов, его сущность и значение.
1. Сущность дыхания— окисление органических веществ в клетках с освобождением энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности. Поступление необходимого для дыхания кислорода в клетки тела растений и животных: у растений через устьица, чечевички, трещины в коре деревьев; у животных — через поверхность тела (например, у дождевого червя), через органы дыхания (трахеи у насекомых, жабры у рыб, легкие у наземных позвоночных и человека). Транспорт кислорода кровью и поступление его в клетки различных тканей и органов у многих животных и человека.
1. Высшая нервная
деятельность (ВНД) — совокупность
сложных форм деятельности
2. Рассудочная деятельность. Мышление.
Элементы рассудочной деятельности у
животных (шимпанзе достает высоко подвешенные
бананы, поставив один ящик на другой).
Прямая зависимость уровня рассудочной
деятельности от уровня развития нервной
системы. Наибольшее развитие рассудочной
деятельности у человека, ее проявление
в виде мышления.
3. Особенности ВИД человека. Раздражители
для условных рефлексов у человека. Не
только факторы внешней среды (тепло, холод,
цвет, запах), но и слова, обозначающие
тот или иной предмет, явление. Исключительная
способность человека (в отличие от животных)
воспринимать смысл слова, свойства предметов,
явления, человеческие переживания, обобщенно
мыслить, общаться друг с другом с помощью
речи. Вне общества человек не может научиться
говорить, воспринимать письменную и устную
речь, изучать опыт, накопленный за долгие
годы существования человечества и передавать
его потомкам.
1. Отношение
человека к природе как к
неиссякаемому источнику,
2. Возобновимые (почва, растительный и
животный мир) и невозобновимые (большинство
руд, горючие ископаемые) природные ресурсы.
Естественное восстановление возобновимых
природных ресурсов с учетом непревышения
критических пределов их потребления.
Значительное уменьшение природных ресурсов
(нефти, угля, газа, сокращение запасов
меди, свинца, цинка) вследствие интенсивного
их потребления.
3. Отрицательные последствия деятельности
человека: ежегодное сокращение площади
лесов на 2%, уничтожение тропических лесов,
опасность их полного исчезновения за
20—30 лет, уничтожение тайги в Сибири за
40—50 лет, снижение численности промысловых
животных, запасов рыбы. Снижение плодородия
почвы из-за неправильной агротехники,
их эрозия, засоление, ежегодные потери
десятков миллионов гектар.
4. Загрязнение природной среды. Загрязнение
воды, почвы, воздуха вследствие роста
промышленного производства, транспорта,
сельскохозяйственного производства,
выброса вредных веществ и накопление
их в природной среде — угроза здоровью
человека и жизни большинства видов растений
и животных. Кислотные дожди вследствие
выброса в атмосферу оксидов азота и серы
— причина угнетения растительности,
гибели хвойных лесов. Загрязнение почвы
соединениями тяжелых металлов (свинца,
ртути, кадмия), радиоактивными веществами,
включение их в цепи питания, их поступление
в организмы растений, животных, человека
— причина отравления и генетических
уродств. Современное сельскохозяйственное
производство — источник мощного загрязнения
почвы, насыщения ее удобрениями, ядохимикатами.
5. Планетарное загрязнение природной
среды,
способное вызвать изменение климата.
Задержка части тепла, излучаемого Землей
в космическое пространство, задымление
и насыщение атмосферы углекислым газом,
частицами пыли — причины парникового
эффекта, который может вызвать таяние
льдов, затопление больших площадей.
6. Истощение озонового слоя за счет разрушения
молекул озона газообразными соединениями
(фтора, хлора) — фреонами, используемыми
в холодильных агрегатах, в аэрозолях.
7. Снижение биологического разнообразия,
сокращение числа видов животных и растений,
истребление человеком ряда видов. Изменение
природной среды — угроза исчезновения
2/з существующих видов, ежедневное исчезновение
нескольких видов растений и животных.
8. Защита природной среды. Рациональное,
экологически грамотное природопользование,
внедрение в производство экологически
оправданных технологий, перестройка
сознания людей — основные пути поддержания
равновесия в биосфере.
1. Особенности
умственного труда. Основан
на знаниях, памяти, мышлении, волевых
усилиях, требует незначительной мышечной
активности, небольших энергетических
затрат (около 13 500 кДж в сутки). Работники
умственного труда: ученые, инженеры, техники,
врачи, учителя, писатели, художники, артисты,
юристы, психологи. Основная задача школьников
— получение знаний в процессе умственного
труда.
2. Организация умственного труда школьников.
Создание оптимальных условий, способствующих
повышению работоспособности, развитию
ученика, сохранению его здоровья. Соблюдение
режима дня: выделение времени для приготовления
домашних заданий, отдыха, выполнения
обязанностей по дому, прогулки, достаточного
по времени сна; разумная организация
быта; полноценное сбалансированное питание;
организация рабочего места, подбор мебели
по росту; забота о сохранении правильной
осанки при приготовлении домашних заданий.
3. Особенности физического труда. Большие
энергозатраты (при тяжелом немеханизированном
труде более 20 000 кДж в сутки), велика роль
мышечной работы, возрастание потребности
в кислороде в 2—4 раза, частота пульса
— до 150 ударов в минуту. Усиление в мышцах
обмена веществ, усиление кровотока, более
интенсивное функционирование внутренних
органов.
Зависимость работоспособности при физическом
труде от состояния человека, трудовой
нагрузки, от условий труда (температуры
и влажности воздуха, шума, организации
рабочего времени, чередования труда и
отдыха). Уменьшение затрат энергии при
повышении работоспособности, приобретении
автоматических навыков.
4. Гигиена физического труда. Повышение
производительности труда путем автоматизации
производства и уменьшения доли тяжелой
мышечной работы. Гигиенические правила,
позволяющие избежать утомления и улучшить
работоспособность: делать перерывы в
работе, несколько раз в день менять форму
деятельности, делать производственную
гимнастику, правильно организовать рабочее
место, определить ритм работы (примерно
1ч — врабатывание, 2ч — устойчивая работоспособность,
затем утомление, снижение уровня работоспособности).
В связи с этим обеденный перерыв через
4 ч, затем продолжение работы. Компенсация
больших энергозатрат за счет полноценного
питания, включающего белки, жиры, углеводы,
витамины. Обеспечение рабочих соками,
водой в связи с повышенным выделением
пота в процессе физической работы. Полноценный
отдых после рабочего дня. Необходимость
снижать производственный шум.
1. Сложная структура
живой природы, выделение
2. Молекулярный, наиболее древний уровень
структуры живой природы, граничащий с
неживой природой. Изучение химического
состава и строения молекул сложных органических
веществ, входящих в состав клетки (белков,
нуклеиновых кислот и др.). Выявление роли
нуклеиновых кислот в хранении наследственной
информации, белков — в образовании клеточных
структур, в процессах жизнедеятельности
клетки.
3. Клеточный уровень жизни, включающий
в себя молекулярный. Сложное строение
клетки, наличие в ней оболочки, плазматической
мембраны, ядра, цитоплазмы и других органоидов;
присущие ей разнообразные процессы жизнедеятельности:
рост, развитие, деление, обмен веществ.
Сходное строение и жизнедеятельность
клеток организмов растений, животных,
грибов и бактерий.
4. Организменный уровень, включающий
в себя молекулярный и клеточный. Сходство
организмов разных царств живой природы
— их клеточное строение, сходное строение
клеток и протекающих в них процессов
жизнедеятельности. Различия между растениями
и животными в строении и способах питания.
Связь организмов со средой обитания,
их приспособленность к ней.
5. Популяционно-видовой — надорганизменный
уровень жизни, включающий в себя организменный
уровень. Пищевые, территориальные и родственные
связи между особями вида, связь их с факторами
неживой природы. Приуроченность экологических
закономерностей и эволюционных процессов
к этому уровню.
6. Биоценотический уровень жизни, представляющий
собой сообщество особей разных видов
на определенной территории, связанных
различными внутривидовыми и межвидовыми
взаимоотношениями, а также факторами
неживой природы. Проявление на этом уровне
экологических закономерностей и эволюционных
процессов.
7. Биосферный — высший уровень организации
жизни. Биосфера — биологическая оболочка
Земли, совокупность всего живого населения.
Круговорот веществ и превращение энергии
в биосфере — основа ее целостности, роль
живых организмов в нем. Роль солнечной
энергии в круговов хранении наследственной
информации, белков — в образовании клеточных
структур, в процессах жизнедеятельности
клетки.
3. Клеточный уровень жизни, включающий
в себя молекулярный. Сложное строение
клетки, наличие в ней оболочки, плазматической
мембраны, ядра, цитоплазмы и других органоидов;
присущие ей разнообразные процессы жизнедеятельности:
рост, развитие, деление, обмен веществ.
Сходное строение и жизнедеятельность
клеток организмов растений, животных,
грибов и бактерий.
4. Организменный уровень, включающий
в себя молекулярный и клеточный. Сходство
организмов разных царств живой природы
— их клеточное строение, сходное строение
клеток и протекающих в них процессов
жизнедеятельности. Различия между растениями
и животными в строении и способах питания.
Связь организмов со средой обитания,
их приспособленность к ней.
5. Популяционно-видовой — надорганизменный
уровень жизни, включающий в себя организменный
уровень. Пищевые, территориальные и родственные
связи между особями вида, связь их с факторами
неживой природы. Приуроченность экологических
закономерностей и эволюционных процессов
к этому уровню.
6. Биоценотический уровень жизни, представляющий
собой сообщество особей разных видов
на определенной территории, связанных
различными внутривидовыми и межвидовыми
взаимоотношениями, а также факторами
неживой природы. Проявление на этом уровне
экологических закономерностей и эволюционных
процессов.
7. Биосферный — высший уровень организации
жизни. Биосфера — биологическая оболочка
Земли, совокупность всего живого населения.
Круговорот веществ и превращение энергии
в биосфере — основа ее целостности, роль
живых организмов в нем. Роль солнечной
энергии в круговов хранении наследственной
информации, белков — в образовании клеточных
структур, в процессах жизнедеятельности
клетки.
3. Клеточный уровень жизни, включающий
в себя молекулярный. Сложное строение
клетки, наличие в ней оболочки, плазматической
мембраны, ядра, цитоплазмы и других органоидов;
присущие ей разнообразные процессы жизнедеятельности:
рост, развитие, деление, обмен веществ.
Сходное строение и жизнедеятельность
клеток организмов растений, животных,
грибов и бактерий.
4. Организменный уровень, включающий
в себя молекулярный и клеточный. Сходство
организмов разных царств живой природы
— их клеточное строение, сходное строение
клеток и протекающих в них процессов
жизнедеятельности. Различия между растениями
и животными в строении и способах питания.
Связь организмов со средой обитания,
их приспособленность к ней.
5. Популяционно-видовой — надорганизменный
уровень жизни, включающий в себя организменный
уровень. Пищевые, территориальные и родственные
связи между особями вида, связь их с факторами
неживой природы. Приуроченность экологических
закономерностей и эволюционных процессов
к этому уровню.
6. Биоценотический уровень жизни, представляющий
собой сообщество особей разных видов
на определенной территории, связанных
различными внутривидовыми и межвидовыми
взаимоотношениями, а также факторами
неживой природы. Проявление на этом уровне
экологических закономерностей и эволюционных
процессов.
7. Биосферный — высший уровень организации
жизни. Биосфера — биологическая оболочка
Земли, совокупность всего живого населения.
Круговорот веществ и превращение энергии
в биосфере — основа ее целостности, роль
живых организмов в нем. Роль солнечной
энергии в круговороте веществ, значение
растений и фотосинтеза в поглощении и
использовании солнечной энергии для
поддержания жизни всего многообразия
видов на Земле, сохранения равновесия.
1. Вредные привычки,
связанные с употреблением
2. Употребление токсичных веществ — токсикомания.
Токсические вещества, пагубно влияющие
на организм человека и вызывающие привыкание
к ним: табак, вещества хозяйственно-бытового
назначения (например, бензин, ацетон,
синтетические моющие средства) и другие
средства наркотического действия, в том
числе лекарственные. Возможные последствия
использования токсических веществ подростками
даже при первом употреблении: сильная
головная боль, тошнота, рвота, одышка,
учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение,
резкое падение кровяного давления, галлюцинации,
аллергические реакции у аллергиков, в
тяжелых случаях острая кислородная недостаточность
в клетках головного мозга и сердечной
мышце.
3. Последствия многократного и длительного
употребления крепкого чая и кофе в связи
с наличием в них активного вещества —
кофеина: нарушение сна, потеря аппетита,
желудочно-кишечные расстройства, нарушение
ритма сердечных сокращений, привыкание
к токсическим веществам, которое может
при постоянном употреблении перерасти
в физическую и психическую зависимость
от них.
4. Курение, его отрицательное воздействие
на организм. В составе табака около 300
веществ, большинство из них вредно для
здоровья: никотин, канцерогенные вещества
(т. е. вызывающие злокачественные опухоли),
тяжелые металлы и др. Попадание этих веществ
при курении в табачный дым, содержание
в нем ядовитых газов (сероводорода, угарного
и углекислого газа), синильной кислоты
и других вредных для организма веществ.
Постепенное формирование физической
зависимости от табакокурения. Отрицательное
воздействие табачного дыма на курильщиков
и людей, находящихся с ними в одном помещении.
Появление у курильщиков утреннего кашля,
болей в области сердца, желудка, головных
болей, потливости, колебаний артериального
давления; потеря сна, аппетита; спазмы
сосудов, нервозности. Влияние табачного
дыма на легочную ткань: потеря ее эластичности,
нарушение ферментативных процессов,
происходящих в легких. Возможное развитие
тяжелых заболеваний: хронического бронхита,
инфаркта сердца, рака и др.
Осложнения во время беременности и родов
у курящих женщин, увеличение вероятности
рождения у них детей с патологическими
изменениями (с врожденными пороками сердца,
с различными формами эпилепсии, «заячьей»
губой и др.). Передача вредных веществ
ребенку с молоком матери.
5. Алкоголизм. Отравляющее действие алкоголя
на центральную нервную систему, процессы
торможения в ней, что приводит к снижению
самоконтроля, самообладания, появлению
несдержанности, самонадеянности, развязности.
Снижение у алкоголиков умственной и физической
работоспособности, ухудшение координации
движений, ослабление умственных способностей,
деградация личности.
Под влиянием алкоголя перерождение клеток
печени, образование язвы, рака желудка,
заболеваний других внутренних органов.
Развитие в результате привыкания к алкоголю
хронического заболевания — алкоголизма.
Его симптомы: дрожание рук, а иногда и
всего тела, психическое возбуждение,
страхи, потеря памяти, нарушение функций
жизненно важных органов, повышенное влечение
к спиртным напиткам, потеря чувства меры
при их употреблении. На последних стадиях
развития заболевания включение алкоголя
в обмен веществ. Отставание в физическом
и умственном развитии детей алкоголиков.
6. Наркомания — болезненное влечение
к веществам, обладающим наркотическим
действием. Запрещение законом распространения
наиболее опасных наркогенных веществ
(опиум, гашиш, героин и др.). Быстрое развитие
(иногда, после 2—3 приемов) физической
и психической зависимости от наркогенных
веществ. Тяжелое состояние — «ломка»
(болезненность мышц, суставов, озноб,
головная боль, слабость и др.) при их отсутствии.
Социальная опасность наркомании, способность
человека на любые действия, даже тяжелые
преступления для получения наркотиков.
Необходимость социальной и медицинской
помощи для лечения наркомании.
1. Прогрессивный
характер развития живой
2. Осуществление подъема общей организации
организмов за счет крупных эволюционных
изменений, повышающих интенсивность
их жизнедеятельности, обеспечивающих
преимущества в борьбе за существование,
освоение новых сред обитания. Примеры
данного направления эволюции: появление
многоклеточных организмов от одноклеточных,
возникновение легких и легочного дыхания
у животных, четырехкамерного сердца у
птиц и млекопитающих, коры головного
мозга у птиц, млекопитающих у человека;
возникновение хлорофилла и хлороплас-тов,
фотосинтеза у растений, корней, развитой
проводящей системы у папоротников, семени
у голосеменных, цветка и плода у покрытосеменных.
3. Направление эволюции, способствующее
развитию органического мира, на основе
мелких эволюционных изменений по пути
приспособления к жизни в определенной
среде обитания. Например, у одних видов
птиц сформировались в процессе эволюции
приспособления к полету (стриж, ласточка),
у других — к плаванию (пеликан, утка),
у третьих — к жизни в лесу (глухарь, серая
куропатка); приспособления у разных видов
покрытосеменных растений к жизни в разных
условиях (кувшинка, рогоз, камыш к жизни
в водоемах, на болоте, тюльпан, ковыль
— в степи, папоротник — в лесу).
4. Направление эволюции — дегенерация,
ведущая к упрощению организации, утрате
организмами ряда органов, потерявших
свое значение, возникновению приспособлений
к специфическим условиям жизни. Наиболее
частое проявление дегенерации при переходе
к сидячему или паразитическому образу
жизни, который не снижает уровень приспособленности
организмов к среде обитания, их жизнеспособность.
Пример дегенерации: у многих червей-паразитов
отсутствует кишечник, но хорошо развиты
присоски, при помощи которых они прикрепляются
к стенкам кишечника хозяина; хорошо развиты
органы размножения, обеспечивающие высокую
плодовитость червей-паразитов, большую
численность. Растение-паразит — повилика
присосками прикрепляется к стеблю других
растений, не имеет корней и листьев, питается
органическими веществами растения-хозяина.
5. Эволюция видов по пути увеличения их
численности, расширения ареала — биологический
прогресс. Примеры: развитие серой крысы,
колорадского жука, саранчи. Развитие
видов по пути сокращения ареала, уменьшения
численности — биологический регресс.
Примеры: виды слонов, тигров, львов.