Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка
Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".
Профилактика: не грузите детей сверх меры домашними и дополнительными занятиями, не преувеличивайте значимость школьных оценок, следите за режимом дня.
группы здоровья:
группа здоровья I – дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;
группа здоровья II – дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;
группа здоровья III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;
группа здоровья IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;
группа здоровья V – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.
4.Физическое развитие как показатель состояния здоровья. Методы оценки. Понятие об акселерации и децелерации.
Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных расстройств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил.
На уровень физического
Основными признаками физического развития являются:
1. Антропометрические, т.е. основанные
на изменении размеров тела
скелета человека и
а) соматометрические - размеры тела и его частей;
б) остеометрические - размеры скелета и его частей;
в) краниометрические - размеры черепа.
2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей.
К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.
3. Физиометрические признаки, т. е. признаки, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость, легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т. д.
Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социального неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия.
Изучение физического развития включают в себя:
1) изучение физического развития
и его закономерностей в
2) динамическое наблюдение за
физическим развитием и
3) разработку мер региональных
возрастно-половых стандартов
4) оценку эффективности
У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится.
Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.
Генерализирующий метод
Индивидуализирующий метод представляет
собой тип длительного
Для получения средних показателей
физического развития проводится обследование
больших групп практически
Метод антропометрических стандартов.
показатели физического
Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климато - географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития.
Оценка физического развития методом индексов.
На основании данных
Акселерация - это ускоренное биологическое
развитие всех органов и систем,
всех показателей физического
Подобные изменения начали
регистрироваться еще 100-150 лет
назад. С тех пор, как в
практику медицинских
Причины акселерации:
- миграция населения;
- смешанные браки;
- сменившиеся биологические
- изменение особенностей
- гипервитаминозы (избыточное
поступление в организм
- сменившийся температурный
- урбанизация - достижения цивилизации,
такие как, электрический свет,
телевидение, радио и другое -
являются раздражителями для
нервной системы, поддерживая
возбуждение в ней, и
- наследственные механизмы.
Децелерация - процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма.
Ни одна из гипотез причин
акселерации в отдельности не
может объяснить эпохальные
За последние 20 лет стали
регистрироваться следующие
Причины децелерации:
-экологический фактор;
-генные мутации;
-ухудшение социальных условий
жизни и, прежде всего, пита-
-все тот же рост
-снижение физической
5.Общая схема строения
и возрастные особенности
Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, расжатие, сгибание значительно превышает нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжения почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи.
Скелет (от греч. skeleton — высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, выполняющих опорную, защитную, локомоторную функции. В состав скелета входит более 200 костей, из них 33—34 непарные. Скелет условно подразделяют на две части: осевой и добавочный. К осевому скелету относится позвоночный столб (26 костей), череп (29 костей), грудная клетка (25 костей); к добавочному — кости верхних (64) и нижних (62) конечностей (рис. 1). Масса «живого» скелета у новорожденных около 11% массы тела, у детей разного возраста — от 9 до 18%. У взрослых людей отношение массы скелета к массе тела до пожилого, старческого возраста сохраняется на уровне до 20%, затем несколько уменьшается.
Позвоночный столб является тем
стержнем, который способствует поддержанию
человека в вертикальном положении.
Он защищает спинной мозг и нервные
корешки от внешних воздействий.
Вокруг него объединяется весь опорно-двигательный
аппарат — грудная клетка, таз,
конечности. Позвоночник служит также
основой для черепа. Но все это
внешняя сторона анатомо-
Опорно-двигательный аппарат • кости содержат больше органических и меньше неорганических веществ по сравнению с костями взрослых
• идет оссификация – замещение хрящевой ткани костной, в костях идет отложение солей (Са, Р, Мg): к 9-11 годам окостеневают фаланги пальцев, к 10-13 годам кости запястья. Процессы окостенения позвоночника заканчиваются только к 20-25 годам. Три тазовые кости у детей еще не сращены – это происходит только к 18-21 годам
• идет рост костей: в толщину за счет надкостницы (лучше развита у детей), в длину за счет т.н. «зон роста» (хрящи в области метафизов костей)
• в 5/7 лет наблюдается полуростовой скачок
• увеличивается масса мышц, формируются двигательные навыки: к 5-6-ти годам у ребенка формируются такие навыки как ловкость гибкость, к 7-9-ти годам – быстрота, 11-14 лет – сила, 13-17 лет – выносливость.
6.Осанка. Основные виды
нарушения осанки у школьников.
Причины развития нарушений
Под осанкой понимают привычную
вертикальную позу человека в покое
и при движениях, которую он принимает
без излишнего мышечного
Осанка - одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.
Виды нарушения осанки разделяют
на нарушения осанки во фронтальной
(вид сзади) и в сагиттальной плоскости
(вид сбоку). Казалось бы, при всех
возможных комбинациях
В фронтальной плоскости нарушения осанки обычно не разделяют на подвиды. Эти нарушения осанки проявляются отсутствием баланса между правой и левой половиной тела, то есть позвоночник имеет искривление в форме дуги. Это может бытьее нарушение осанки — сколиоз, так отсутствие симметрии между отдельными частями тела (к примеру лопатки или плечи) или наклон головы.