Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка
Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".
2 тип – сильный, уравновешенный,
медленный. У детей этого типа
подкорковые функции развиты
слабо, их возбудимость
3 тип – подкорковый. У этих
детей сильно возбудимая
4 тип – слабый, инертный, гипоэргический. К нему относятся дети со слабо функционирующей корой и подкоркой. Такие дети отличаются пониженной возбудимостью нервных процессов, их быстрой истощаемостью. Они быстро перестают реагировать на раздражения, как только последние становятся более интенсивными и продолжительными. Речь у этих детей слабая, тихая, замедленная.
Необходимо подчеркнуть, что у детей вышеперечисленные типы высшей нервной деятельности в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще наблюдаются сочетания разных типов.
Существенные различия основных свойств
нервных процессов у детей,
относящихся к разным типам,
определяют их разные функциональные
возможности в процессе обучения
и воспитания. Эффективность педагогических
воздействий во многом определяется
индивидуальным подходом к учащимся,
учитывающим их типологические особенности.
Вместе с тем мы уже указывали
на то, что одной из отличительных
черт типов высшей нервной деятельности
человека является их пластичность.
Пластичность клеток коры больших
полушарий, их приспособляемость к
меняющимся условиям среды является
морфофункциональной основой
12.Нарушения ВНД у детей, их причины, признаки и профилактика.
К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства высшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в органические, структурные.
Причины невротических расстройств:
1.психическая травма – острая или хроническая неблагоприятная жизненная ситуация, тяжело переживаемая ребенком:
2.существует наследственная предрасположенность к невротическим заболеваниям;
3.имеют значение индивидуальные типологические черты личности, противоречивые черты характера ребенка: стремление к лидерству и неверие в свои силы;
4.нарушения в течение беременности у матери (сильный токсикоз, повышение АД, отеки, заболевания, прием различных лекарств, угроза выкидыша);
5.Употребление во время беременности алкогольных напитков – у детей матерей, употреблявших во время беременности алкоголь в 100% (Лемуан, 1968) развивается алкогольная эмбриофетопатия, причем в обязательном порядке повреждается головной мозг.
7.погрешности воспитания и обучения : крайности – когда ребенку все позволено или наблюдается «муштра», непедагогичное поведение учителя – развитие «дидактического невроза»;
8.перегрузка учебными занятиями в школе и во внешкольное время.
9.нерациональное питание.
10.расстройствами нервно-психической сферы чаще страдают мальчики, возраст начала неврозов – 5-7 и 12-14 лет. Это периоды т.н. напряженной социальной адаптации.
В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают три основные формы неврозов:
Неврастения - характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным: наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.
Неврозы навязчивых состояний - характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.
Истерия - связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением, чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются истерические припадки.
Психастения - характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному мудрствованию.
Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое интеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой.
Особенно часто невротические
расстройства и различные психические
заболевания проявляются у
Все мероприятия
по профилактике невротических расстройств
у детей можно условно
- первичная профилактика –
- вторичная профилактика –
- гигиенические мероприятия:
- медикаментозные мероприятия:
предусматривается
13.зрительный анализатор, возрастные особенности.
В состав зрительного анализатора входит рецепторный орган – глаз, проводящие пути – зрительный нерв, центры в затылочной зоне коры головного мозга. С помощью зрения человек получает более 90% информации об окружающем мире.
Форма глаза шаровидная. У взрослых диаметр его составляет около 24 мм, у новорожденных — около 16 мм. Форма глазного яблока у новорожденных более шаровидная, чем у взрослых. В результате такой формы глазного яблока новорожденные дети в 80—94% случаев обладают дальнозоркой рефракцией.
Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет первые пять лет жизни, менее интенсивно - до 9—12 лет.
Глазное яблоко состоит из трех оболочек — наружной, средней и внутренней. Наружная оболочка глаза — склера, или белочная оболочка. Это плотная непрозрачная ткань белого цвета, толщиной около 1 мм. В передней части она переходит в прозрачную роговицу. Склера у детей тоньше и обладает повышенной растяжимостью и эластичностью. Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К 5 годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее с возрастом почти не меняется. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Под склерой расположена сосудистая оболочка глаза. Толщина ее 0,2—0,4 мм. Она содержит большое количество кровеносных сосудов. В переднем отделе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное (цилиарное) тело и радужную оболочку.(радужку). В ресничном теле расположена мышца, связанная с хрусталиком и регулирующая его кривизну. Хрусталик — это прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик покрыт прозрачной сумкой; по всему его краю к ресничному телу тянутся тонкие, но очень упругие волокна. Они сильно натянуты и держат хрусталик в растянутом состоянии. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклой формы, прозрачен и обладает большей эластичностью. В центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок. Величина зрачка изменяется, отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество света. Просвет зрачка регулируется мышцей, находящейся в радужке. Зрачок у новорожденных узкий. В возрасте 6—8 лет зрачки широкие вследствие преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки. В 8—10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует на свет. К 12—13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет такие же, как у взрослого. Ткань радужной оболочки содержит особое красящее вещество— меланин. В зависимости от количества этого пигмента цвет радужки колеблется от серого и голубого до коричневого, почти черного. Цветом радужки определяется цвет глаз. При отсутствии пигмента (людей с такими глазами называют альбиносами) лучи света проникают в глаз не только через зрачок, но и через ткань радужки. У альбиносов глаза имеют красноватый оттенок. У них недостаток пигмента в радужке часто сочетается с недостаточной пигментацией кожи и волос. Зрение у таких людей понижено.
Между роговицей и
радужкой, а также между радужкой
и хрусталиком имеются
Внутренняя поверхность
глаза выстлана тонкой (0,2—0,3 мм),
весьма сложной по строению
оболочкой — сетчаткой, или
ретиной. Она содержит
К распространенным нарушениям зрения относятся близорукость, когда фокусировка лучей происходит перед сетчаткой, и дальнозоркость, когда фокусировка за сетчаткой. Близорукость может быть врожденной или развиться при чтении в темноте, с близкого расстояния. Для предупреждения близорукости нужно хорошее освещение при чтении, чтобы свет при письме падал слева, следить за правильной осанкой, не читать лежа или в движущемся транспорте.
Возрастные особенности зрительного анализатора.
Возрастнымы особенностями зрительного анализатора являются:
Чем меньше ребенок, тем
1. Меньше острота
зрения и ниже порог
Тем меньше выражена способность к аккомодации, т.е. к рассматриванию предметов на разном расстоянии (смотрю далеко- смотрю близко);
3. Тем меньше выражена
4. Тем быстрее развивается
утомление зрительного
Зрительный нерв левого глаза- поступает в зрительный центр в правого полушария, правого глаза- в зрительный центр расположенный в левом полушарии.
14.Близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие нарушения зрения детей и подростков.
Дальнозоркость. Дальнозоркость является следствием короткой продольной оси глаза. Она бывает связана либо с неправильной формой глаза (укороченное глазное яблоко), либо с неправильной кривизной роговицы или хрусталика. В этих случаях изображение фокусируется сзади глаза. На сетчатке при этом получается расплывчатое изображение предмета.