Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка
Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".
В саггитарной плоскости (в профиль) выделяют такие виды осанки:
А. нормальная осанка
Б. осанка с круглой или сутулой спиной
В. осанка с плоской спиной
Г. осанка с плоско-вогнутой спиной
Д. осанка с кругло-вогнутой спиной
Итак, нормальная осанка — это идеал, на который мы ориентируемся и к которому стремимся. В каком-то из учебников видел статистику, что нормальная осанка встречается у 5% людей, надеюсь, что с помощью этого блога их станет больше . Она характеризуется наличием всех изгибов позвоночника, ровным положением головы.
Сутулая осанка или круглая спина настолько часто встречается, что, кажется, это и есть норма для многих людей. Для нее характерен чрезмерный прогиб в грудном отделе позвоночника (кифоз) и, как следствие, выдвинутая вперед голова и уменьшение, а то и полное отсутствие изгиба в пояснице.
При плоской спине практически полностью отсутствуют изгибы позвоночника, грудная клетка смещена вперед.
Плоско-вогнутая спина — это разновидность плоской спины, отличие в том, что имеется избыточный прогиб в пояснице и, как результат, попа выпячена.
Кругло-вогнутая спина по распространенности
может соревноваться с
Причины нарушения осанки у детей.
Нарушение (снижение) двигательной активности. Гиподинамия — бич нашего времени. Снижение физической нагрузки приводит к ослаблению мышц позвоночника и тела в целом. Ослабленные мышцы не способны к поддержанию правильного положения тела в пространстве, что провоцирует появление нарушений осанки.
Нарушения питания. Недостаток минеральных и органических веществ, возникающий при несбалансированном питании, негативно отражается на состоянии опорно-двигательного аппарата. Основной проблемой в питании современных детей является отсутствие в рационе достаточного количества солей кальция, отвечающих за развитие костей и связок. Все это приводит к поражению связочного аппарата позвоночника и, как следствие, к развитию нарушений осанки.
Нарушение организации рабочего пространства школьника. В развитии осанки большую роль играет степень выраженности кифоза и лордоза, их отношение друг к другу. При длительных занятиях (приготовление уроков, рисование, работа на компьютере) в условиях, далеких от идеальных (слишком высокий стул или стол, снижение зрения, недостаток рабочего пространства на письменном столе и др.), осанка значительно ухудшается и этот статический стереотип со временем закрепляется. Появляется выраженная недостаточность околопозвоночных мышц или их дисбаланс. Так формируется неправильная осанка.
Нарушение режима труда и отдыха школьников и подростков. Повышение школьных нагрузок в последнее время лежит в основе увеличения количества детей, имеющих нарушения осанки. Основной позой во время школьной деятельности является длительное сидячее положение, что способствует развитию неправильных типов осанок.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.
7.Понятие о сколиозе, плоскостопии. Профилактика плоскостопия у детей.
Сколиоз позвоночника (scoliosis – лат., σκολιός – греч.) представляет собой стойкое боковое С-образное или S-образное искривление позвоночника, которое обычно развивается в детском возрасте.
К основным симптомам сколиоза, требующим лечения, относятся асимметричность тела (локтевых сгибов, ягодиц, плеч, лопаток), боли в грудной клетке, лопатках, пояснице, головные боли, нарушение походки, ограниченная подвижность позвоночника.
В зависимости от локализации выделяют следующие виды сколиоза:
1. Торакальный сколиоз, или
Грудной сколиоз вызывает значительную деформацию тела с выраженным изменением фигуры и особенно опасен тем, что вызывает нарушение дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.
2. Люмбальный сколиоз характеризуется искривлением в поясничном отделе позвоночника, чаще левосторонним.
Этот вид сколиоза обычно сопровождается
быстрым развитием
3. Тораколюмбальный сколиоз означает искривление позвоночника в месте грудопоясничного перехода. При правостороннем искривлении его проявления сходны с грудным сколиозом, а при левостороннем – с поясничным сколиозом.
4. Комбинированный сколиоз
Относительно редкой формой сколиоза является пояснично-крестцовый сколиоз.
Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.
При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их крово¬снабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение сто-пы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к наруше¬нию осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.
Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, об¬щая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, разви¬вается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.
При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обыч¬но быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.
Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.
8. ВНД. Значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД.
Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. В работе русского физиолога И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) впервые была высказана мысль о связи сознания и мышления человека с рефлекторной деятельностью головного мозга. Эта идея была экспериментально подтверждена и развита академиком И. П. Павловым, который по праву является создателем учения о высшей нервной деятельности. Ее основой являются условные рефлексы.
Теория высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высшей нервной деятельности. Методы изучения высшей нервной деятельности.
Учение об условных рефлексах. Механизм их образования. Отличия условных и безусловных рефлексов. Классификация рефлексов. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс. Подражательный рефлекс и их изменения с возрастом. Роль пищевого исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей.
Торможение условных рефлексов. Безусловное
торможение (индукционное, запредельное)
и особенности его проявления
у школьников. Охранительный характер
торможения. Условное торможение. Виды
условного торможения. Особенности
условного торможения у детей. Выработка
условного торможения у детей - физиологическая
основа воспитания. Условные рефлексы
на время в разном возрасте. Возрастные
особенности образования
Интегративная деятельность мозга как результат динамического взаимодействия различных нервных центров (системная организация деятельности мозга). Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма. Основные закономерности системной организации функций центральной нервной системы в процессе индивидуального развития.
Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Мотивация, эмоции и поведенческие реакции. Роль различных отделов мозга в их осуществлении . Роль эмоций в воспитании и обучении.
Образование и длительное хранение условных связей - основа обучения и памяти. Краткосрочная и долгосрочная память, особенности их в раннем возрасте.
Учение А.А.Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью учащихся. Увеличение стойкости доминантного очага с возрастом.
Динамический стереотип как основа привычек и навыков, как физиологическая основа режима дня. Механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания .
Время появления условных рефлексов на речевые раздражители, скорость их образования. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. Значение речевых стереотипов для развития речи. Сигнальные системы деятельности. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Учет типов высшей нервной деятельности при осуществлении идивидуального подхода к учащимся.
Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным показателям организма детей и подростков.
Критерии готовности к систематическому обучению.
Нейрофизиологические
9.Динамический стереотип. Принцип доминанты. Возрастные особенности формирования. Значение в процессе обучения и воспитания детей.
В основе обучения лежат 2 физиологических явления.
Динамический стереотип –
В основе поведения лежат не отдельно сформировавшиеся рефлексы, а динамические стереотипы.
Доминанта – стойкий очаг возбуждения в ЦНС, который формирует поведение человека в данный момент времени.
Свойства доминант – подавляют все остальные очаги возбуждения, притягивают на себя возбуждение из других участков ЦНС и тем самым определяют поведение.
Для существования доминанты
По определению самого автора учения о доминанте А.А. Ухтомского, доминанта – это «временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определённой деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов».