Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 19:32, доклад
В 1965 г в Москве проходит симпозиум по вопросам возрастной периодизации , была принята схема периодизации которой сейчас пользуемся. Эта схема не признана во всем мире, поддерживают только страны соц лагеря
Постнатальный онтогенез
1. Период новорожденности (от 0 до 10 дней)
-начинает функционировать малый круг кровообращения (первый вдох как и тд)
- адаптация к новой среде обитания
свёртывание крови
Представление о механизма в свертывании
крови связано с именем профессора Штифта
Фазы:
-растворимы белок фебриноген под действием
ферментом превращается в нерастворимый
белок фибрин (сыворотка крови это плазма
без фебриногена)
Фебрин в виде ниточек в них запутываются
форменные элементы крови
-ретракция сгустка(сокращение)
-затем идеи растворение сгустка(фебринолиз)
- процесс ферментативный
Норма свертывания крови -5-10 мин (зависит
от двух систем свертывающей и антисвертывающей
)
Процесс несвертываемости крови - гемофилия
Если тромбы прекрепляются к стенкам сосудов
то они могут развиваться и тогда зависит
от того куда тромб летит, если в головной
мозг - то инсульт
Инсульт - когда рвется сосуд
А бывает ишемический инсульт
Если тромб идет в сердце - инфаркт
Если тромбируются сосуды поверхностные
то развивается инсульт местный
9)Опорно-двигательный аппарат
скелет:
-скелет головы(лицевой и мозговой)
-верхние конечности
-нижние конечности
-туловище
Скелет головы:
Мозговой череп имеет кости:
-лобная
-теменная 2
-затылочная
-височные 2
-клиновидная
- в основании решетчатая кость
Лицевой отдел :
-парные кости(скуловые, верхне-челюстные,
нёбные,слёзные, носовые, нижне-носовые
раковины)
-непарные кости(сошник, нижняя челюсть,
подъязычная кость)
Скелет туловища:
-грудная клетка (грудина(рукоятка, тело,
мечевидный отросток), рёбра(1-7 истинные
ребра, 8-9 ложные, 11-12 колеблющиеся рёбра))
-позвоночный столб)шейных -7 позвонков(1-атлант,
2-эпистрофей), 12-грудных позвонков, 5-поясничных,
5-копчиковых , 5-крестцовых
Верхняя конечность:
-свободная верхняя конечность(плечевая,
локтевая, лучевая , кисть(запястье(лодевидная,
полулунная, трёхгранная, гороховидная,
многоугольная ,тропецивидная, головчиковая,
крючковидная),пясть, фаланги пальцев))
-пояс верхней конечности (лопатка и ключица)
Нижняя конечность:
-свободная нижняя конечность(тазовая
кость(подвзодшные кости, лобковые кости,
сидалищная кость, крестец), бедренная
кость, голень(большая и белая берцовая
кость), стопа(предплюсная (пяточная, таранная,
кубовидная, ладьевидная, 3криновидные),
плюсна и фаланги пальцев))
ПЛОСКОСТИ И ОСИ
плоскости делят тело на части
1. Фронтальная(на переднее и заднее)
2. Сагиттальная плоскость(делит тело
на правую и левую часть)
3. Горизонтальная плоскость (верх и низ)
Оси:
1.вертикальная ось (пересечение сагиттальной
и фронтальной)
Движение в этой оси:
-пронация вращение руки вперед
-супинация вращение руки назад(локтем
вниз)
2.фронтальная(фронтальная и горизонтальная
плоскостей)
-сгибание
-разгибание
3.сагиттальная ось (сагиттальная и горизонтальная)
-отведение
-приведение
СУСТАВ ЕГО СТРОЕНИЕ И ПРИЗНАКИ
сустав признаки:
-костные поверхности покрыты биолиновым
хрящем, который вырабатывает жидкость
котора называется Синовий
-имеет суставную сумку-имеет полость
с жидкостью
-при отсутствии хотя бы одного элемента
это будет полусустав а не сустав
Функции сустава:
-амортизация
-защита
Типы суставов:
-по кол-ву осей , форме и другим признакам
ШАРОВИДНЫЙ СУСТАВ :
-плечевой сустав
-бедренная кость впадает в верблюжную
впадину
-работают в 3х плоскостях они трехосные
Движения:
-приведение отведение
-сгибание разгибание
-пронация супинация
Конгруэтность - это соответствие кривизны
суставных поверхностей
Тазобедренный более конгруэнтен чем
плечевой
В плечевом - движений больше(циркундукция
руки (вращение в плечевом суставе)
Плоские суставы (позвонки между собой)
-отведение приведение
-поворот вправо и лево
Элипсовидные суставы
-работают в двух плоскостях(лучезапятстный
сустав)
-сгибание разгибание
-отведение приведение
Седловидные суставы
-запястно-пястный сустав
-большой палец
-отведение приведение
-сгибание разгибание
Блоковидные суставы
-голеностоп
-межфаланговые
-сгибание и разгибание
Цилиндрические суставы
-лучелоктевой сустав
Соединения костей
-подвижные (суставы)
-неподвижные(неподвижные суставы)
1.Синдесмоз(вкалачивание зубов)
-соединяются по средствам связок - переоденет)
2.Синхондроз (соединение при помощи хряща)
(Грудина соедин с первым ребром - хрящем)
3.Синостоз(швы между костями черепа)
Крестец как пример
Швы:
-венечный шов(1лобная. И 2 теменные)
-лямбдовидный шов (затылочная кость
и 2 теменные)
-сосцевидный (височный , затылочная и
теменная кости)
-они могут быть гармоничными
Полусуставы
Лобковый симфиз как пример
Суставы
-сложные(много костей в одном месте)
(Локтевой, плечевая и лучевая)
-простые (2 кости)
-комплексные(в которых находится внутрисоставной
диск)грудина и ключица диском сращены,
поэтому этот сустав
-парные равноудаленные
(Работают синхронно, образованы одинаковыми
костными элементами(пример:атланто-
10)дыхательный аппарат
Основная функция дыхательной системы — обеспечение газообмена: доставка из окружающей среды кислорода и удаление образующегося в процессе окисления углекислого газа. Дыхательная система также принимает непосредственное участие в образовании звуков речи.
Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и дыхательных органов — лёгких.
Дыхательные пути представляют собой полые трубки, имеющие разную форму и величину просвета. Изнутри (со стороны просвета) дыхательные пути выстланы слизистой оболочкой с мерцательным (реснитчатым) эпителием. Главной функцией дыхательных путей является воздухопроводящая (обеспечение связи лёгких с окружающей атмосферой). За счёт наличия в слизистой оболочке дыхательных путей большого количества кровеносных сосудов и желёз, выделяющих слизь, проходящий через них воздух согревается и несколько очищается перед попаданием в лёгкие, этим обеспечивается их защитная функция.
Дыхательные пути делятся на
верхний и нижний отделы. К верхним дыхательным
путям относят полость носа, носовую и ротовую части глотки. К нижним дыхательным путям
относят гортань, трахею и брон
Органами дыхательной системы, осуществляющими газообмен между внутренней средой человеческого организма и окружающей средой, являются лёгкие.
Понятие роста и развития организма
Рост - биологический процесс,
который характеризуется либо увеличением
кол-ва клеток либо увеличением их массы.
Развитие - это качественный
процесс приводящий к увеличению уровня
сложностей организации. Включает в себя
рост , формы образования и дифференцировку
функций
СКОРОСТЬ
И РАЗВИТИЕ
норма - соответствие темпам
развития большинства детей в популяции
Акселерация
(1935г) - ускоренные темпы
умственного и физического развития
Реторданция - отставание от средне-популяционного
значения
ВНУТРИУТРОБНОЕ
РАЗВИТИЕ
Беременность длится
280 дней 40 недель 9 календарных месяцев
10 полных месяцев.
Оплодотворение возможно
в очень короткий период в течение 12 - 24
часов после овуляции .
Пол младенца определяется
хромосомой Х или У. Каждая яйцеклетка
и сперматозоид содержит по 23 хромосомы
и только одна из них половая. Зрелая яйцеклетка
содержит только Х хромосомы, сперматозоид
либо Х либо У.
Оплодотворённая яйцеклетка
называется зигота
Стадии дроблений зиготы:
- 24 часа на первое деление
- на остальные 12 часов
Клетки которые образующиеся
в результате дробления называются бластомеры.
Группа бластомеров
образуют шарик - МОРУЛА. Переход
к стадии бластулы (однослойный зародыш
внутри которого находится полость заполненная
жидкостью; полость - бластоцель)
совершается очень быстро
Тонкий поверхностный
слой – трофобласт. На 4-5 сутки зародыш
попадает в полость матки и 2-3 в ней плавает.
За счет роста и размножения клеток размер
бластулы увеличивается и начинается
процесс гаструляции. Во время гаструляции
образуется трёхслойный зародыш и на 6-7
сутки он прикрепляется к участку слизистой
матки и погружается в него.
Наружный слой
зародыша - эктодерма. Из
неё формируется нервная система, но не
вся (головной, спинной мозг и нервные
ганглии) ; покровные эпителии (эпителии
кожи, эмаль зубов, потовые, сальные молочные
железы); хрусталик глаза, внутреннее ухо.
Средний слов
- мезодерма. Из
него формируются: опорные ткани (костная,
хрящевая); соединительная ткань , индортели
кровеносных сосудов( кровь, лимфа); органы
выделительной и половой системы ; эпителий
который выстелает полости тела
Внутренний
слов зародыша - энтодерма , из
которого образуются: эпителии пищеварительной
трубки, печень; поджелудочная железа,
глотка, трахея, бронхи, лёгкие, щитовидная,
паращитовидная железа и вилочковая железа .
Вокруг зародыша формируются
оболочки :
1) внутренняя тонкая
прозрачная - омниотическая
оболока, заполнена жидкостью, в которой
зародыш развивается. Выполняет защитную
функцию, создаёт благоприятную среду
для развития плода. К моменту родов этот
пузырь содержит 1 литр жидкости. Многоводие
приводит к уродству.
Поверх омниотической
оболочки находится ворсистая оболочка
которая называется Хорион
2) хорион
- возникает из трофобласта. Ворсинки хориона
содержат кровеносные сосуда которые
нужны для питания и дыхания
К концу второго месяца
ворсинки сохраняются только на одной
стороне зародыша, там, где образуется
плацента(диск, которые прикрепляется
к полости матки)
В плаценте ворсинки
располагаются группами по 15-16 штук и они
срастаются с внутреннем слоем матки.
Кровь матери и плода никогда не смешивается.
Системы ворсинок
называются плацентарный
барьер. Через этот барьер в кровь
поступают кислород. Также очень важно
поступают антитела и они защищают новорожденного
младенца до тех пор, пока ребенок не окрепнет.
Плацента является
органом внутренней секреции на момент
внутренней секреции на момент беременности.
Хаеонический ганано
чротин? ХГЧ вырабатывается ворсинками
хориона до внедрения зародыша в матку.
Наука о врожденных
аномалиях наследственных называется терратология
, а факторы которые ответственны за возникновение
уродского называются терратогены
Терратогены могут действовать
в течение определенных критических периодов,
поэтому ранней стадией эмбриогенеза
считаются критическими для всего организма
в целом.
Пример: сердце формируется
на 3-4 неделе, критическим для сердца
является 3-4 неделя , критическим положением
развития половых органов считает 8-9 неделя.
Одну из классов
эратогенных относят факторы которые
вызывают генные мутации.
Мутации такого
плана вызывают ионизирующие реакции,
антибиотики и другие препараты. Они могут
вызывать разрыв хромосом (мутагенные
штуки) , изменять структуру днк и это может
вызвать расщепление нёба и умственное
отставание. Наличие лишней хромосомы
вызывает синдром дауна.
Каратогенными могут
быть различные вирусы, (краснухой)
Различают близнецы:
однояйцовые и двуяйцовые
Однояйцовые
близнецы - Имеют одну группу
крови, пол и очень похожи друг на друга. Они образуются на
двухклеточной стадии деления зиготы
Двуяйцовые - гетерозиготные близнецы
. Развиваются от двух независимых процессов
оплодотворения .Близнецы могут быть разнополыми,
могут быть непохожими.
Зигота – морула – бластула – гаструла!
Амниотическая жидкость омывает плод. Из трофобласта образуется хорион. Из хориона образуется плацента – детское место.
МЕМБРАННАЯ ТЕОРИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Физиолог Чаговец (1896
г) русский ученый. Его идею развивал
немецкий ученый Бернштейн. А вот эксперимент
обосновали : Ходжкин, Хаксли и Кац (американские
ученые 1949-1952гг). Они использовали гигантские
оксон кальмара , в протоплазму вводили
растворы с разной концентрацией ионов
и измеряли потенциалы. Они доказали участие
ионов в генерации нервного импульса
Торможение
Лабильность - это функциональная
подвижность, она выражается числом элементарных
реакций в единицу времени (скорость реакции)
Пример: нервное волокно
проводит 500 импульсов в секунду , мышечная
200, контакт между нервным волокном и мышцей
проводит лишь 100
ПАРАБИОЗ
Парабиоз - одна из разновидностей
торможения, его еще определяют как местное
нераспростроняющееся возбуждения (впервые
открыто Веденским 1903г, свою работу он
назвал Возбуждение, Торможение и Наркоз)
Объектом является нервно-мышечный
препарат лягушки. Если на нерв наносить
раздражители различной силы, то чем выше
сила раздражителя, тем выше ответная
реакция, т.е пороговое раздражение, надпороговое, субмаксимальное,
максимальное.
*РИСУНОК* #1
Если на нервное волокно
наложить вату, смоченную эфиром (новокаином),
то нервное волокно утрачивает адекватность,
оно утрачивает способность различать,
что слабее, а что сильнее.
*РИСУНОК*#2 - Уравнительная
Фаза Парабиоза - первая фаза
Если эксперимент удлинить
во времени, вату с эфиром не снимать ,
то возникает вторая фаза - парадоксальная
фаза, когда ответная реакция на пороговый
раздражитель выше чем на максимальный.
*РИСУНОК* #3 - Парадоксальная
фаза - вторая фаза
Третья
фаза, когда ответная реакция
отсутствует вообще, возникает торможение
– парабиоз .
Если убрать вату и
обмыть нервное волокно, то происходит
полное восстановление тканей .
Своим экспериментом
Вединский доказал, что возбуждение и
торможение взаимосвязаны, могут переходить
друг в друга. Последнее парабиоз
- это состояние между жизнью и смертью. На этом явлении основано
действие местных анестетиков.
НЕРВНАЯ
СИСТЕМА
1. Центральная нервная
система(спинной и головной мозг)
2. перифирическая система
а)Соматическая (энервация опорно-двигательного
аппарата)
Б)вегетативную (энервация внутренних
органов)
-симпатическая
-парасимпатическая системы
Нервная система состоит
из серого и белого вещества. Серое вещество
- тела нервных клеток, а белое - это отростки
нервных клеток.
Нейрон – структурная функциональная единица. Все нейроны связаны с помощью пратоплазмы и образуют…. (См. рисунок)
По количеству отходных отростков различают:
По функциям:
Рефлексы
Рефлекс – ответная реакция на раздражителя, при участии ЦНС.
Учение о рефлексе было создано Декартом.
Дуга – путь возбуждения от рецептора и рабочего органа.
Схема рисунка:
Если дуга начинается и заканчивается в одном органе, она замыкает в рефлексе кольцо – удобный путь возбуждения.
Учение о дуге было создано Анохиным.
Все рецепторы делятся на:
-собственноинтеро
-проприоинтеро(мышцы, связки)
Все рецепторы делятся на:
Рефлексы:
Все рефлексы направлены на сохранение и индивида. Все рефлексы по Павлову делятся на условные и безусловные.
Различие условных и безусловных рефлексов
Безусловные |
Условные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЭМОЦИИ
Эмоции - одно из проявлений
ВНД, это реакция организма
на воздействие внешних и внутренних раздражителей,
имеющих ярко-выраженную субъективную
окраску
Эмоциональное
напряжение - сопровождается изменениями
функции органов и систем , эмоции вовлекают
в усиленную деятельность лишь те органы
и системы которые обеспечивают лучшее
взаимодействие организма с внешней средой
Стадии эмоционального
напряжения :
1. Возникает резкое
возбуждение симпатической нервной системы,
в кровь вбрасывается адреналин, под воздействием
адреналина повышается давление, бронхи
расширяются, растёт газообмен, к мозгу
поступает кислород и увеличивается интенсивность
окислительных процессов в организме
2. Изменяется характер
деятельности скелетных мышц , блокируются
процессы тормозящие мышечную деятельность,
возбуждение мобилизует резервы организма
3. Угнетение реакции
и функции организма, особенно те которые
не являются жизненно-необходимыми
Под воздействием эмоций
изменяется субъективное состояние человека,
интеллектуальная сфера и память работают
лучше
Считается что эмоции
- это состояние высшего подъёма духовных
сил человека
По выраженности эмоциональные
реакции могут быть вредные и приводить
к заболеваниям. Эмоции возникают если
состояние напряжения достигает определенной
величины.
Существуют 4 стадии
состояния напряжения :
-мобилизация внимания,
активности, повышается работоспособность
и усиливается работа органов и систем,
обеспечивающих решение задачи (полезно
и тренирует организм)
-напряжение возрастает
настолько что это приводит к появлению
отрицательной эмоции (ярость, негодование,
давление повышено, кровь притекает к
легким к сердцу и к мозгу)
- состояние страха,
ужаса и тоски (отрицательная эмоция, снижается
интеллект, все ресурсы тоже снижены, угнетается
иммунитет, чаще болеет, когда стресс -
заболевания притягиваются)
- невроз - поломка механизмов
регуляции функции, это тоже лечится, возникновение
эмоции и неврозов неподвластно человеку,
сознательно можно лишь сдерживать проявление
отрицательных эмоций,
Положительные эмоции
очень важны для работоспособности, чем
труднее задача, тем при выполнении больше
положительных эмоций. В нас заложено чувство
информационного голода и активного поиска
(пример про крысу, которая хотела информацию
и повесилась на проводе с током)