Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни 10
1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении 24
2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников 30
2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Файлы: 1 файл

ЗОЖ дошкольников.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КАФЕДРА МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

ТЕМА: «Формирование у дошкольников основ здорового   образа жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        ИСПОЛНИТЕЛЬ:

                                                                                            Санчук Татьяна Станиславовна

                                                                                            515 группа, заочное отделение

                                                                                            Научный руководитель

                                                                                            преподаватель

                                                                                            Ивановская Инна Михайловна

 

 

 

 

МИНСК  2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ             

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА             

1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания             

1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни              10

1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания              18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ              24

2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении              24

2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников              30

2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников              33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              37

ПРИЛОЖЕНИЯ              40

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Первым шагом в этом направлении может служить формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это здоровье будущего общества, что определяет актуальность исследования особенностей формирования здорового образа жизни у детей.

На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики (В.Г. Алямовская [2], О.А. Ахвердова [4], В.И. Бондин [6], Г.К. Зайцев [10], Э.М. Козин [14], В.П. Озеров [18] и др.). Авторами в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

Цель: исследовать особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Объект: здоровый образ жизни дошкольников.

Предмет: методы и средства формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Задачи исследования:

1. Исследовать понятие здоровый образ жизни как основу валеологического воспитания.

2. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.

3. Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни.

4. Разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников; опрос; анкетирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); изучение документации; количественная и качественная обработка материалов.

База исследования: ГУО «Ясли-сад № 87 г.Гродно».

 

 

 

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания

 

Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье - валеологии. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным и емким и в настоящее время оформляется в науку - науку фундаментальную и необходимую - как нужно и необходимо сохранить своё здоровье.

Здоровье - одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

Педагогическая валеология, развиваемая учёными Г.К. Зайцевым [10], Л.Г. Татарниковой [27], В.Н. Яшиным [30] выдвигает в качестве основной задачи сохранения и укрепление здоровья детей.

Н.К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в котором, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающнх условий в образовательном учреждении» [25, c. 54].

Образовательные учреждения – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди данных факторов, Г.Л. Апанасенко [3] выделяет следующие:

•              организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);

•              методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

•              психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);

•              санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);

•              двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);

•              рациональное питание (меню и режим питания);

•              медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

Отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:

1. Представление о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребёнка.

4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Велеологическая педагогика строится не только на общепедагогических принципах, но и на самостоятельны выработанных [27]:

1. Развитое воображение становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы.

2. Формирование осмысленной моторики. А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

3. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы.

4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживание.

Основываясь на принципы педагогической валеологии, здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он: в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических сочленов общества. Он формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса, тип нервной системы) факторов [24].

Здоровье детей во многом детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению Г.С.Никифорова, В.А.Ананьева, И.Н.Гурвича [21, c. 87], здоровье человека более чем на 50% зависит от окружающей среды и на 15 - 25% - от наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям обусловленность здоровья социальными условиями становится еще больше [21, c. 88]. Ведущими формирующими факторами  применительно   к детям оказывается - режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезнен и физических дефектов.

Одной из центральных концепций валеологии является концепция о здоровом образе жизни.

По данным Ю.П. Лисицина здоровый образ жизни занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения [16, c. 11].

Здоровый образ жизни - активная деятельность людей направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами, которого служит триада показателей, уровень, качество и стиль жизни.

Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек (не курить, не употреблять алкоголь), умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу — это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения — взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ).

Информация о работе Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни