Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни 10
1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении 24
2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников 30
2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Файлы: 1 файл

ЗОЖ дошкольников.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

7. Профилактика инфекционных болезней у дошкольников.

8. Личная гигиена дошкольника

9. Роль семьи в подготовке ребенка к школе.

Организация работы с родителями может проходить в форме собраний, тематических бесед, занятий в семейных клубах. Стержнем всей данной работы является индивидуальный план оздоровления, разработанный для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает:

• анализ заболеваемости за предыдущий период времени;

• осмотр ребенка «узкими» специалистами и общее обследование (заключение педиатра).

• анализ развития навыков детей;

• анализ физического развития ребенка.

Также на занятиях основного цикла была активизирована и разработана система использования физкультминуток, ориентированных на оздоровление детей и повышение  физической культуры у дошкольников.

Требования к проведению физкультминуток:

                   комплексы подбирались в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения были разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

                   физминутки проводились на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата;

                   важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

                   предпочтение отдавалось упражнениям для утомлённых групп мышц.

Обычно физкультминутки проводились под стихотворный текст. При подборе стихотворений обращалось внимание на следующее: чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия; преимущество отдавалось стихам с чётким ритмом.

Использовались следующие виды физкультминутки: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика.

 

2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

 

Для определения результативности проделанной работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников было проведено повторное тестирование детей по поведению в валеологической ситуации. Результаты тестирования занесены в таблицу и представлены в приложении К.

Сравнительный анализ тестирования показал, что на контрольном этапе значительно повысилась грамотность дошкольников в вопросах здорового образа жизни: 9 детей (45%) показали высокий уровень, 9 детей (45%) – средний уровень и только 2 дошкольников (10%) показали низкий уровень представления о нормах поведения и правилах здорового образа жизни. Представим результаты наглядно (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Результативность проделанной работы

 

Итоги сравнительного анализа результатов тестирования доказывают положительное влияние проведенной работы и эффективность созданных условий по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Овладение дошкольниками оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными знаниями формирует установки на здоровый образ жизни. В результате координации работы воспитателей, педагога по физическому воспитанию, врача и родителей, мы получим картину физического развития ребенка, его психофизиологических возможностей, двигательной активности, имеющихся культурно-гигиенических навыков в соответствии с уровнем психомоторного развития и здоровья. Все полученные данные о детях составят единую картину здоровья детей, что позволит увидеть как «узкие» места, так и успехи коллектива педагогов и специалистов в оздоровлении детей, а следовательно позволит создать оптимальные условия для организации и осуществления здорового образа жизни у детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

                   Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

                   Психолого-педагогическими основами формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни выступают соответствие образовательной, спортивной, досуговой деятельности и двигательной активности возрастно-половым физиологическим нормативам детей и осуществление в оптимальных санитарно-гигиенических условиях. В связи с этим формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном учреждении должно опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

                   Развитие физической культуры дошкольников является одним из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни, т.к. физическая культура способствует достижению и сохранению здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовой деятельности, обеспечивает рациональный двигательный режим, обеспечивает формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.

                   Экспериментальное исследование показало, что одна из главных причин негативных тенденций в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения является низкая компетентность педагогов и родителей дошкольников в вопросах валеологии и их слабой готовности вести здоровый образ жизни. При разработке программы по формированию здорового образа у дошкольников, мы выдвинули следующие задачи: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития. Реализация на практике разработанной нами программы занятий по формированию здорового образа у дошкольников доказывают положительное влияние проведенной работы: у дошкольников значительно повысилась грамотность в вопросах здорового образа жизни и уровень представлений о нормах поведения и правилах здорового образа жизни. Таким образом, овладение дошкольниками оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными знаниями формирует установки на здоровый образ жизни.

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.            Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.

2.            Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: Просвещение, 2003. – 243 с.

3.            Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.

4.            Ахвердова, О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9 - С. 12-18.

5.            Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт / И.С. Барчуков. - М.: Академия, 2006. - 528 с.

6.            Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин, О.Г. Бериев. – М.: Академцентр, 2009. - 349 с.

7.            Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

8.            Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2005. – 112 с.

9.            Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбанков.- М.: Просвещение, 2004.- 143 с.

10.        Зайцев, Г.К. Валеология: Культура здоровья: Книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. – М.: Бахрах-М, 2003. – 272 с.

11.        Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни / Т.Н. Захарова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.

12.        Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 376 с.

13.        Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М.Ф. Клименов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 376 с.

14.        Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пос. для студ. вузов / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.

15.        Кочановский, М.Б. Введение в валеологическую педагогику / М.Б Кочановский. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 246 с.

16.        Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-медиа. 2007. - 512 с.

17.        Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко, Ю.В. Валентяк, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.

18.        Озеров, В.П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека: Учебное пособие / В.П. Озеров.- М.: Илекса, 2006. - 472 с.

19.        Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / авт.-сост. Р.И. Айзман, С.Г. Кривощеков, И.В. Омельченко — М.: Медицина, 2004. — 396 с.

20.        Пашевский, С.А. Физическое воспитание / С.А. Пашевский. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 432 с.

21.        Психология здоровья / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др, Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Речь, 2000. – 504 с.

22.        Савельева, Н.Ю, Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н.Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 464 с.

23.        Сазонов, А.Н. Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы ЗОЖ / А.Н. Сазонов, В.А. Хриптович // Здаровы лад жыцця. – 2001. - № 3. - С. 4 - 8.

24.        Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол.установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2004. –150 с.

25.             Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.

26.             Татарникова, Л.Г. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. 2-е изд. / Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина. - СПб.: Петроградский и Ко, 1995. - 240 с.

27.             Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: генезис. Тенденция развития / Л.Г. Татарникова. – СПб.: Питер, 1995. – 280 с.

28.             Трещева, О.Л. Валеологическое воспитание младших школьников: учебно-методическое пособие / О.Л. Трещева, И.П. Асташина. – М.: АРКТИ, 1999. – 100 с.

29.             Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.

30.             Яшин, В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яшин. –2-е изд., доп. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Анкета для воспитателей «Отношение к своему здоровью».

 

1.                  Что в вашем понятии означает «здоровый человек»?

2.                  Страдаете ли Вы каким-либо заболеванием?

3.                  Занимаетесь ли физической культурой?

4.                  Вы соблюдаете режим дня и отдыха?

5.                  Если у вас проблемы со сном (бессонница, недосыпание)?

6.                  Всегда ли Вы обращаетесь к врачу при недомогании?

7.                  Бывают ли у Вас головные боли?

8.                  Как Вы поступаете в случае неожиданного недомогания?

Спасибо!


ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Анкета определения уровня просвещенности педагогов в вопросах особенностей развития и здоровья дошкольников

 

1.                  Что, по Вашему мнению выступает ведущим фактором успешного обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении?

2.                  Что может являться причиной медленного темпа работы некоторых детей?

3.                  Что выступает причиной трудного усвоения программы некоторыми детьми?

Информация о работе Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни