Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа
Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни 10
1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении 24
2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников 30
2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
- Так представь себе, что я весь - лицо, - ответил старик.
П. Как вы понимаете ответ старика? Объясните...
При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, даже к таким, как возбудители инфекционных заболеваний. Это достигается закаливающими процедурами. Закаливанием называют получение организмом стойкости для сопротивления болезням.
Итак, дети, тема нашего занятия сегодня: «Как закаляться»
П. Избавление от заболеваний с помощью природы называют оздоровлением организма.
Давайте ответим на вопрос: Какие силы природы помогают нам в оздоровлении нашего организма?
Совместное обсуждение и моделирование схемы: «Природные силы оздоровления».
П. Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в кружевной тени деревьев. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока. И еще не забудь, выходя на солнце, надень на голову панаму или платок. Случается, что некоторые ребята плохо переносят солнечные лучи, тогда загорать им нужно еще осторожнее. А если врач вообще запретил загорать, не нужно унывать. Можно принимать воздушные ванны в теплую облачную погоду.
Воздух - свежий, чистый - полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени. Хороши воздушные ванны во время походов, когда маршрут лежит через лес. И вообще старайтесь во время воздушных ванн побольше двигаться. Принимать воздушные ванны следует в местах, защищенных от ветра. Можно организовать дневной сон на свежем воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под навесом. В осеннее время полезна медленная ходьба в теплой одежде по лесу, берегу речки, парку.
Очень хорошо устраивать сквозняк, но самим на сквозняке находиться нельзя. Необходимо постоянно следить за чистотой воздуха и обязательно проветривать комнату перед сном.
Главные оздоровительные свойства воды: помогает коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме (при обтирании) и очищает от вредных микробов (при купании, принятии ванн). Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания.
Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой.
Обязательно перед закаливанием посоветуйся с родителями, с какой температуры воды лучше начать. Летом закаляет купание в реке, море. Вот несколько советов:
В воду входи сразу. Войдя по грудь, два - три раза окунись.
Не окунайся слишком разгоряченным или охлажденным.
Выйдя из воды, быстро разотрись до потепления.
Не принимай сразу после купания солнечную ванну, посиди в тени.
Не ходи и не лежи в мокрой купальной одежде.
Находиться в воде можно под присмотром взрослых.
После купания в водоеме прими душ дома с мылом.
Хождение босиком - отличное закаливание. Почему? На наших стопах собрано много нервных окончаний, влияющих на работу внутренних органов. Значит, занимаясь босохождением, мы помогаем нашему организму лучше работать. Где ходить босиком? В летнее время сначала по теплой прогретой солнышком дорожке, по речному мелководью, утром - по росистой траве. В сосновом бору полезно походить по опавшей хвое. Чтобы не было плоскостопия, полезно ходить по песку, по камушкам.
Полезно перед сном проводить контрастное обливание ног. Можно ходить в ванне в прохладной воде, по снегу, но обязательно перед этим посоветоваться с родителями.
П. Ребята, вы уже много узнали о том, как правильно закаляться, о видах закаливания. И сейчас я проверю, кто слушал внимательно. Для начала вам нужно разделиться на 3 команды.
Игра “Клуб закаливания”
Каждая команда выбирает (перевернутые таблички - рисунки “Водные процедуры”). Затем отбирает необходимые для процедуры предметы и рассказывает о правилах проведения процедуры закаливания.
П. Молодцы!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
П. - Что нового для себя вы узнали на занятии?
- О каких способах (формах) закаливания организма вы узнали?
- Назовите правила приема солнечных ванн.
- Как следует закаляться свежим воздухом?
- Расскажите о формах закаливания организма водой.
- Где можно ходить босиком?
Конспект физкультурного занятия «Путешествие в Страну Здоровья»
Программное содержание: Формировать навыки здорового образа жизни. Упражнять детей прыгать в длину с места. Закрепить умение ползать по скамейке на животе. Совершенствовать умение ходить по узкой рейке гимнастической скамейки. В п/и «Собери ручейки в речку» развивать быстроту, ловкость, выносливость. Развивать в игре мелкие мышцы рук, артикуляционный аппарат. Оздоравливать детский организм с помощью дыхательной и зрительной гимнастики. Укреплять свод стопы упражнениями для профилактики плоскостопия. Проведение психогимнастики через игру «Я-доктор». Побуждать детей к творческому самовыражению, развивать дружеские взаимоотношения.
Оборудование: Костюмы Мойдодыра, Воздуха, Воды; музыкальное сопровождение – ритмическая мелодия + вальс, 3 воздушных шарика, пиктограммы с заданиями, коврики для прыжков, ориентиры, таблица с упр. для глаз, скамейки, кубики мелкого размера или конструктор, набор предметов для «Угадайки», конверт красочный, большой, голубые атласные ленты.
Ход занятия
Физорг: Сегодняшнее занятие мы посвятим своему здоровью, узнаем о себе, узнаем о том, как надо заботиться о своем здоровье, чтобы быть крепкими, сильными, выносливыми.
Раздается стук в дверь. В зал входит Мойдодыр (воспитатель).
Мойдодыр: Здравствуйте дети! Я рад, что вы пригласили меня в этот чудесный зал. Но я пришел не один. Со мной мои друзья. Отгадайте:
Зимой падает,
Весной журчит,
Летом шумит,
Осенью капает.
Дети: Вода (входит Вода - её роль исполняет воспитатель)
Должен быть он чистым, свежим.
Чтоб дышалось нам легко.
Вы, ребята, мне ответьте, что же это? –
Дети: Воздух (Входит Воздух – его роль исполняет воспитатель)
Мойдодыр: В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!
№ | Содержание | Дозир. | Метод. указания |
1. | Вводная часть. |
| Следить за осанкой, дышать носом. Активно работаем руками и ногами, не наталкиваясь друг на друга. |
| 1) «Наклоны головы». И.п. о.с. 1 – наклон головы (вправо) к плечу; | 2х2 | Не резко, следить за осанкой |
| 2) «Выглянем в окошко» И.п. – стоя, ноги врозь, согнуты в коленях, руки над головой в «замок». 1 – голову вперед («выглянем в окно»); | 8х2 | Сохранять осанку, выполнять ритмично, ближе к плечу |
| 3) а) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – правое плечо вверх; б) И.п. тоже. 1 – оба плеча вверх; в) И.п. тоже. Приставной шаг вправо, влево, поднимая плечи. |
8 р.
8 р.
2х2 | Плечи поднимать выше, руки на поясе. |
| 4) И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1, 2, 3, 4 – кисти правой и левой руки поднимаем вверх и отпускаем. | 4х2 | Активно работать кистями рук. |
| 5) И.п. о.с. 1 – шаг вправо (влево) руки в стороны; | 8 р. | Колени не сгибать. При наклоне можно делать хлопок |
| 6) И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены 1 – присесть, руки скрестить вверху; | 8 -10 | Спина прямая. Колени развести, пятки приподнять. |
| 7) И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны 1 – согнуть правое колено, к нему направить левый локоть; | 8х2 | Выше колени, носок тянуть |
| 8) И.п. лежа на левом (правом) боку, упираясь рукой в голову, ноги прямые 1, 2, 3, 4 – махи правой (левой) ногой. Менять положение, лечь то правым, то левым боком. | 8х2 |
Ноги прямые носки тянуть. |
| 9) «Дождя не боимся» Бег и прыжки на месте с различным положением рук. Ходьба. | 30х2 | Мягко приземляемся, дышим носом. |
| 10) Дыхательная гимнастика. «Шарик» Надуваем быстро шарик. Он становится большой. | 2-3 р. |
Набираем воздух носом, выпускаем ртом. |
2. | ОВД. Мойдодыр: «А теперь мы вам предлагаем три шарика с заданиями. (К шарикам прикреплены пиктограммы с ОВД, с разной последовательностью выполнения заданий для каждой команды). С одной работает Мойдодыр, с другой Вода, с третьей - Воздух). |
| Дети внимательно слушают задание. |
| 1. а) прыжки в длину с места; | 5 – 6 р. | Ноги вместе, отталкиваясь сильно |
| 2. а) ползанье по гимнастической скамейке на животе. | 4-5 р. | Ноги прямые, носки тянуть. |
| 3. а) ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки |
4-5 р. |
Руки в стороны. |
| Мойдодыр: «А вот теперь я вам вручаю большой конверт». Что в нем? Много «ручейков» - голубых лент. |
2-3 р. |
Не наталкиваться друг на друга. Не расцеплять руки от лент
|
3. | Ходьба. |
3-4р. |
дышать правильно
говорить тихим, спокойным голосом. |
Конспект физкультурного занятия с элементами направленными на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников
Программное содержание: Продолжать обучать детей способам саморегуляции. Закрепить умение детей работать в парах. Повторить прыжки на одной ноге, с захватом пальцами ног предмета. Развивать коммуникативные способности детей; навыки произвольного поведения. Воспитывать эмоциональную грамотность воспитанников.
Оборудование: модули "Круг", "Туннель", скамейка, "следы", 4 обруча, цветные платочки, массажная дорожка, поролон, грамзапись.
Ход занятия
1 часть. Построение - коммуникативная игра "Солнышко" - давайте пожелаем друг другу хорошего, доброго и веселого настроения. Покажите ваши волшебные ладошки, сделайте лучистое солнышко, скажите в ладошки хорошие слова, а теперь возьмитесь за руки и раздайте их своим друзьям. Как вы себя теперь чувствуете?
Сегодня на занятии вам будут помогать: хорошее настроение, сила воли, ваша дружба, внимание и ваши веселые улыбки.
Перестроение в колонну по одному. Ходьба на носочках, на пятках, бег, ходьба. Легкий бег, бег змейкой, ходьба. Перестроение в 2 колонны парами.
ОРУ в парах.
Упражнение будем выполнять в парах, поэтому ваша дружба, умение сотрудничать, внимание и веселое настроение нам будут помогать.
"Пружинка".- (превращаемся в пружинки, они очень упругие, работают четко, слажено, помогайте друг другу). И.п. повернуться лицом друг к другу, соединить ладони. Попеременно сгибать и разгибать руки в локтях
"Лодочка" И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны (лодочка). Наклоны вправо-влево.
"Поздороваемся" - (а сейчас вы покажите, как вы умеете дружить, как вы рады друг другу). И. п. стоя на коленях спиной друг к другу, выполнять повороты вправо-влево так, чтобы "встретится" ладошками.
"Весы" - (будьте внимательны, координируйте свои движения, каждый из вас - хозяин своих чувств, поэтому контролируйте свои движения, будем точными). И. п. стоять, взявшись за руки. Один ребенок приседает, второй стоит. Затем один стоит, второй - приседает.
"Гребцы" - (превращаемся в веселых гребцов сидящих в одной лодке, гребем веселее, энергичнее). И. п. сидя, ноги врозь, упор ступнями в ступни товарища, держась за руки. На счет 1 - один ребенок выполняет наклон вперед, другой назад; на счет 2 - первый отклоняется назад, второй наклоняется вперед.
"Велосипед" - (помогать вам будет выполнять это упр-е ваше умение помогать друг другу, прислушиваться друг к другу. В гору велосипед едет медленно, тяжело, а с горы быстро, весело). И. п. лежа на спине, ступни соединить, руки за головой.
"Лодочка" - для девочек, "Супермены" - для мальчиков, которые летят по ночному городу.
"Змея" - превращаемся в сердитую змею. Как она шипит? На 1 - вдох, 2 - руки вперед, делаем выдох и произносим звук ш-ш-ш.
"Прыжки" - (это упр-е выполняем синхронно, действуем сообща, обращаем внимание на напарника). И.п. взявшись за руки, прыжки ноги вместе, ноги врозь, руки в стороны
2 часть.
Для девочек: ходьба по массажной дорожке - развиваем силу воли, подлезание в модуль "Круг" - на внимание, прыжки с продвижением вперед на одной ноге с захватом пальцами ног поролон.
Для мальчиков: упр-е "Лягушка" на скамейке - развиваем вашу силу воли, "Тоннель" - в нем темно - поэтому покажите вашу смелость, "Следы" - каждый из вас хозяин своих чувств, поэтому надо успокоится и внимательно, спокойно и правильно пройти по следам.
П/игра "Круг дружбы" (бегая врассыпную, дети по сигналу образуют круг при помощи рук или ног, или головы, и т.д.)
Кинезиологическое упр-е: "Веселые качели" - соединить большой палец правой руки с мизинцем левой руки и мизинец правой руки с большим пальцем левой руки. Выполняя круговые движения, проговариваем слова:
Задрожали ветки ели
Мы в восторге от качелей
Мы летали вверх и вниз
Вместе с нами веселись.
Любите качаться на качелях? Давайте весело "покачаемся". Какое у вас теперь настроение? Хорошо позанимались. А что вам помогало? (хорошее настроение, дружба, сила воли, внимание.)
3 часть.
Упражнение на воображение "Тающее мороженое". Превращаемся в мороженое.
Упражнение на расслабление.
Давайте сделаем медленный приятный вдох и надуем живот, и очень медленный приятный выдох, живот сдувается и немного втягивается (2-3 раза). А теперь напрягите, пожалуйста, все мышцы вашего тела. Сожмите кулаки, напрягите руки, сильнее. Напрягите ноги, туловище, еще сильнее, напрягите лицо, и расслабьтесь. Свободно уроните руки, ноги, ваше тело полностью расслабилось, как будто растеклось по полу (2-3 раза). А теперь сделайте медленный приятный вдох и выдох - 2-3 раза.
Представьте себе маленькое теплое солнышко. Это очень приятное теплое солнышко сейчас приближается к вашим ступням и согревает их. И они становятся теплыми, мягкими, расслабленными, уходит напряжение из ног. А солнышко поднимается выше по ногам, и приятное тепло окутывает ваши колени, бедра, ноги полностью. Ваши ноги становятся теплыми, мягкими, расслабленными. А солнышко идет выше по вашему телу и согревает вам живот, (пауза) грудь, спину. Все ваше туловище расслабляется, становится теплым, мягким, расслабленным. А солнышко согревает ваши руки, кисти рук, каждый пальчик. И руки становятся теплыми, мягкими, расслабленными. Солнышко согревает ваше лицо, расслабляются щеки, губы, нос, глаза. Все ваше тело расслаблено. Вам хорошо, тепло, спокойно.
Информация о работе Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни