Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа
Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни 10
1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении 24
2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников 30
2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
4. Знаете ли Вы заболевания своих воспитанников? Назовите.
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Анкета для родителей
1. В чем сущность понятия «здоровье»?
2. Назовите используемые Вами оздоровительные средства ребенка?
3. Страдаете ли Вы каким-либо заболеванием?
4. На что в первую очередь влияет болезнь ребенка?
5. В каких случаях Вы обращаетесь за медицинской помощью?
6. Как вы оцениваете своё состояние здоровья?
7. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Вопросы для дошкольников «Отношение к своему здоровью».
1. Приходилось ли тебе идти в сад, когда ты плохо себя чувствовал (болела голова, был насморк и т.д.)?
2. Бывают ли у тебя головные боли?
3. Как долго ты играешь на свежем воздухе?
4. Всегда ли ты ложишься спать в одно и тоже время?
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Тестирование по валеологическим ситуациям, которые помогают детям овладеть нормами и правилами здорового образа жизни
Ситуация 1. На берегу реки Неман рыбаки продают карасей. Что ты посоветуешь маме?
1. Купить вкусную рыбу.
2. Лучше купить в магазине проверенную рыбу.
3. Не есть рыбу, выловленную в Немане.
Ситуация 2. В мусорном бачке горит мусор. Что ты будешь делать?
1. Вызовишь службу пожарной охраны по телефону «101».
2. Попытаешься сам/а погасить огонь в бачке.
3. Позовешь взрослых.
Ситуация 3. Ты увидел/а незнакомое растение с аппетитными плодами. Тебе кажется, что ты когда-то ел/а подобные ягоды. Твои действия?
1. Попробуешь 1 – 2 ягоды, проверяя, знаком ли этот вкус.
2. Проявишь осторожность и пройдешь мимо.
3. Соберешь горсть ягод, чтобы показать взрослым.
Ситуация 4. Твой лучший друг предложил попробовать выкурить сигарету. Твои действия?
1. Объяснишь ему, что курение опасно для здоровья и откажешься.
2. Попробуешь покурить, чтобы не обижать друга.
3. Откажишься.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента
| Ф.И. ребенка | Номер вопроса, баллы | Сумма баллов | Уровень представле-ния | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1. | Белгородцева Татьяна | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | Низкий |
2. | Воробьев Максим | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | Средний |
3. | Гнетова Анастасия | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 | Средний |
4. | Иваев Стас | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
5. | Киселева Ксения | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
6. | Козило Юлия | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | Средний |
7. | Козлов Артем | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | Низкий |
8. | Кузнецова Наталья | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | Средний |
9. | Кузнецов Кирилл | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | Низкий |
10. | Кузьмин Евгений | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | Низкий |
11. | Лощинина Анастасия | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | Низкий |
12. | Морозов Артем | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | Средний |
13. | Невердовская Ангелина | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
14. | Новикова Кристина | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 | Средний |
15. | Савин Денис | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | Низкий |
16. | Титова Лидия | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | Средний |
17. | Токарев Алексей | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
18. | Федина Лилия | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 | Средний |
19. | Халтобин Михаил | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
20. | Чернышев Кирилл | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | Низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Примерное тематическое планирование занятий по формированию ЗОЖ у дошкольников
БЛОКИ И ТЕМЫ |
Школа Мойдодыра |
1. Умывание и купаний |
2. Почему надо умываться |
3. Уход за ушами и глазами |
4. Уход за зубами |
5. Уход за руками и ногами |
6. Забота о коже |
7. Как следует питаться |
8. Как сделать сон полезным |
9. Настроение в детском саду |
10. Настроение после сада |
11. Поведение в саду |
12. Вредные привычки |
Школа спортсмена |
1. Мышцы, кости и суставы |
2. Как закаляться. Обтирание и обливание |
3. Как правильно вести себя на воде |
4. Игры и упражнения на воде |
5. Народные игры |
6. Подвижные игры |
Школа Айболита и его друзей |
1. Почему мы болеем |
2. Кто и как предохраняет нас от болезней |
3. Как не заболеть, когда другие болеют |
4. Прививки от болезней |
5. Что нужно знать о лекарствах |
6. Как избежать отравлений |
7. Безопасность при любой погоде |
8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте |
9. Правила безопасного поведения на воде |
10. Правила обращения с огнем |
11. Как уберечься от ударов электрическим током |
12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов |
13. Как защититься от насекомых |
14. Предосторожности при обращении с животными |
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Конспект «Как не заболеть, когда другие болеют»
Программное содержание: формирование понимания опасности инфекционных заболеваний и необходимости защищаться от них, в т. ч. соблюдая правила личной гигиены; навыков здорового образа жизни, как способа повышения иммунитета.
Оборудование: карта к сказке о Стране Болезней; видеомагнитофон, видеозапись мультфильма «Айболит»; плакат «Правила здорового образа жизни» («Занимайтесь физической культурой 3-5 раз в неделю. Помните, что особенно полезны занятия на свежем воздухе. Старайтесь не переедать и не голодать, лучше питаться часто и понемногу. Соблюдайте режим дня. Ежедневно закаливайтесь»); изображение щита, бумага, цветные карандаши, марлевая повязка, мыло, упаковки от лекарств, одноразовый шприц без иглы, предметы из игрушечной больницы, а также их изображения; «лишние» предметы (молоток, карандаш, фотоаппарат и т. п.); различные изображения больных и здоровых людей.
Ход занятия
1.Вводная часть. После приветствия дети выполняют упражнение «Встаньте те, у кого…» (…есть дома кошка, …собака, …кто занимается в спортивной секции, …любит играть, и др.).
Пелагог.: Что помогает человеку защищаться от врагов?
Д.: Оружие, щит.
П.: Что может помочь организму защищаться от невидимых врагов— болезней?
Д.: Лекарства, соблюдение гигиенических правил.
Педагог подчеркивает аналогию между щитом и доспехами рыцаря и средствами защиты от заболеваний, демонстрируя их изображения.
2.Основная часть. Детям предлагается просмотреть мультфильм «Айболит» и подумать, что послужило причиной болезни героев мультфильма и какую помощь им оказал врач.
П.: Какие болезни перечислялись?
Д.: Скарлатина, ангина, дифтерит, бронхит…
П.: От чего люди заболевают?
В ответах подчеркиваются высказывания о заболеваниях, вызванных неопрятностью, общением с больными людьми, бродячими животными.
П.: Я вам расскажу историю О Стране Болезней и Волшебном Щите: далеко-далеко за горами и пустынями лежит страна, где живут болезни: Простуда, Коклюш, Скарлатина, Дизентерия и другие (педагог показывает нарисованную заранее карту страны и задает вопросы: Какие еще болезни вы знаете? На какие человеческие органы они влияют?). Болезни были вот такие (показываются изображения болезней в виде Клякс с булавками, прикрепляющихся к карте). Вся страна была окружена неприступными горами и только в одном месте болезни могли выходить из нее и нападать на людей. И в этом месте люди решили установить Щит-Против-Болезней (схематическое изображение щита). Долго думали люди, из чего сделать этот щит, чтобы смог защитить он не от зверя, не от врага-богатыря, а от болезней — невидимых и неслышимых.
П.:А теперь давайте все вместе подумаем, что может быть щитом от болезней?
Д.: Лекарства, мыло, марлевая повязка…
Педагог прикрепляет изображения названных средств на щит.
П.: Теперь мы знаем, как защитить себя от болезней. Существуют и другие способы защиты от инфекции - мытье овощей и фруктов, рук перед едой. А какие еще вы знаете способы защиты от инфекции.
Д.: Проветривание помещения, ношение маски. при общении с больным и т. д., закаливание...
3. Заключительная часть. Отработка способов укрепления иммунитета.
П.: Давайте создадим свой Щит-Против-Болезней, который будет состоять из правил здорового образа жизни, укрепляющих иммунитет.
Предлагается продолжить фразу: «Чтобы укрепить свой иммунитет, мне особенно необходимо…». Ответы педагог схематично изображает маркером на листы бумаги и крепятся к щиту.
4. Итог.
П.: Обсудите с родителями способы укрепления иммунитета. Загадайте им загадку «Что каждый из нас делает ежедневно по несколько раз, и это простое действие защищает нас от инфекции?» (мытье рук, чистка зубов).
Конспект занятия «Как закаляться. Обтирание и обливание»
Программное содержание: Выделить и изучить действие природных факторов оздоровления. Рассмотреть некоторые формы закаливания. Выделить правила закаливания организма человека.
Оборудование: раздаточный материал, плакат - изображение лица с точками воздействия (для точечного массажа).
Оборудование: губка, полотенце, мыло, вода, кувшин, ведро, щётка пластмассовая, варежка из махрового полотенца, тазик, таблички “Водные процедуры”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ
П. Какие правила сохранения здоровья вы знаете и соблюдаете?
Предлагает детям ответить на поставленный вопрос в форме игры «Ручеек здоровья». Игра заключается в том, чтобы дети по очереди рассказывали о том, что они делают для своего здоровья.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постановка задачи
П. Но кроме этого, есть еще одно важное занятие, его нужно выполнять, как закон, тогда вы не будете бояться простуды. Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы сами сделайте выводы.
В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.
- Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.
- Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.
- Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.
Информация о работе Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни