Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни 10
1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении 24
2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников 30
2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Файлы: 1 файл

ЗОЖ дошкольников.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

4.                  Знаете ли Вы заболевания своих воспитанников? Назовите.

 

Спасибо!

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Анкета для родителей

 

1.                  В чем сущность понятия «здоровье»?

2.                  Назовите используемые Вами оздоровительные средства ребенка?

3.                  Страдаете ли Вы каким-либо заболеванием?

4.                  На что в первую очередь влияет болезнь ребенка?

5.                  В каких случаях Вы обращаетесь за медицинской помощью?

6.                  Как вы оцениваете своё состояние здоровья?

7.                  Чем Вы занимаетесь в свободное время?

 

Спасибо!

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

Вопросы для дошкольников «Отношение к своему здоровью».

 

1. Приходилось ли тебе идти в сад, когда ты плохо себя чувствовал (болела голова, был насморк и т.д.)?

2. Бывают ли у тебя головные боли?

3. Как долго ты играешь на свежем воздухе?

4. Всегда ли ты ложишься спать в одно и тоже время?

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

Тестирование по валеологическим ситуациям, которые помогают детям овладеть нормами и правилами здорового образа жизни

 

Ситуация 1. На берегу реки Неман рыбаки продают карасей. Что ты посоветуешь маме?

1. Купить вкусную рыбу.

2. Лучше купить в магазине проверенную рыбу.

3. Не есть рыбу, выловленную в Немане.

 

Ситуация 2. В мусорном бачке горит мусор. Что ты будешь делать?

1. Вызовишь службу пожарной охраны по телефону «101».

2. Попытаешься сам/а погасить огонь в бачке.

3. Позовешь взрослых.

 

Ситуация 3. Ты увидел/а незнакомое растение с аппетитными плодами. Тебе кажется, что ты когда-то ел/а подобные ягоды. Твои действия?

1. Попробуешь 1 – 2 ягоды, проверяя, знаком ли этот вкус.

2. Проявишь осторожность и пройдешь мимо.

3. Соберешь горсть ягод, чтобы показать взрослым.

 

Ситуация 4. Твой лучший друг предложил попробовать выкурить сигарету. Твои действия?

1. Объяснишь ему, что курение опасно для здоровья и откажешься.

2. Попробуешь покурить, чтобы не обижать друга.

3. Откажишься.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

 

Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Ф.И. ребенка

Номер вопроса, баллы

Сумма баллов

Уровень представле-ния

1

2

3

4

1.       

Белгородцева Татьяна

1

2

1

2

6

Низкий

2.       

Воробьев Максим

3

2

3

2

10

Средний

3.       

Гнетова Анастасия

2

2

2

3

9

Средний

4.       

Иваев Стас

1

1

1

1

4

Низкий

5.       

Киселева Ксения

3

3

3

3

12

Высокий

6.       

Козило Юлия

3

2

2

3

10

Средний

7.       

Козлов Артем

1

2

2

2

7

Низкий

8.       

Кузнецова Наталья

3

3

2

2

10

Средний

9.       

Кузнецов Кирилл

1

1

1

2

5

Низкий

10.  

Кузьмин Евгений

2

2

1

1

6

Низкий

11.  

Лощинина Анастасия

2

1

1

2

6

Низкий

12.  

Морозов Артем

2

2

3

2

9

Средний

13.  

Невердовская Ангелина

3

3

3

3

12

Высокий

14.  

Новикова Кристина

3

2

1

2

8

Средний

15.  

Савин Денис

1

2

2

1

6

Низкий

16.  

Титова Лидия

3

2

2

3

10

Средний

17.  

Токарев Алексей

1

1

1

1

4

Низкий

18.  

Федина Лилия

2

2

2

3

9

Средний

19.  

Халтобин Михаил

3

3

3

3

12

Высокий

20.  

Чернышев Кирилл

1

1

2

2

6

Низкий


 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ З

 

Примерное тематическое планирование занятий по формированию ЗОЖ у дошкольников

 

БЛОКИ И ТЕМЫ

Школа Мойдодыра

1. Умывание и купаний

2. Почему надо умываться

3. Уход за ушами и глазами

4. Уход за зубами

5. Уход за руками и ногами

6. Забота о коже

7. Как следует питаться

8. Как сделать сон полезным

9. Настроение в детском саду

10. Настроение после сада

11. Поведение в саду

12. Вредные привычки

Школа спортсмена

1. Мышцы, кости и суставы

2. Как закаляться. Обтирание и обливание

3. Как правильно вести себя на воде

4. Игры и упражнения на воде

5. Народные игры

6. Подвижные игры

Школа Айболита и его друзей

1. Почему мы болеем

2. Кто и как предохраняет нас от болезней

3. Как не заболеть, когда другие болеют

4. Прививки от болезней

5. Что нужно знать о лекарствах

6. Как избежать отравлений

7. Безопасность при любой погоде

8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

9. Правила безопасного поведения на воде

10. Правила обращения с огнем

11. Как уберечься от ударов электрическим током

12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

13. Как защититься от насекомых

14. Предосторожности при обращении с животными



ПРИЛОЖЕНИЕ И

 

Конспект «Как не заболеть, когда другие болеют»

 

Программное содержание: формирование понимания опасности инфекционных заболеваний и необходимости защищаться от них, в т. ч. соблюдая правила личной гигиены; навыков здорового образа жизни, как способа повышения иммунитета.

Оборудование: карта к сказке о Стране Болезней; видеомагнитофон, видеозапись мультфильма «Айболит»; плакат «Правила здорового образа жизни» («Занимайтесь физической культурой 3-5 раз в неделю. Помните, что особенно полезны занятия на свежем воздухе. Старайтесь не переедать и не голодать, лучше питаться часто и понемногу. Соблюдайте режим дня. Ежедневно закаливайтесь»); изображение щита, бумага, цветные карандаши, марлевая повязка, мыло, упаковки от лекарств, одноразовый шприц без иглы, предметы из игрушечной больницы, а также их изображения; «лишние» предметы (молоток, карандаш, фотоаппарат и т. п.); различные изображения больных и здоровых людей.

Ход занятия

1.Вводная часть. После приветствия дети выполняют упражнение «Встаньте те, у кого…» (…есть дома кошка, …собака, …кто занимается в спортивной секции, …любит играть, и др.).

Пелагог.: Что помогает человеку защищаться от врагов?

Д.: Оружие, щит.

П.: Что может помочь организму защищаться от невидимых врагов— болезней?

Д.: Лекарства, соблюдение гигиенических правил.

Педагог подчеркивает аналогию между щитом и доспехами рыцаря и средствами защиты от заболеваний, демонстрируя их изображения.

2.Основная часть. Детям предлагается просмотреть мультфильм «Айболит» и подумать, что послужило причиной болезни героев мультфильма и какую помощь им оказал врач.

П.: Какие болезни перечислялись?

Д.: Скарлатина, ангина, дифтерит, бронхит…

П.: От чего люди заболевают?

В ответах подчеркиваются высказывания о заболеваниях, вызванных неопрятностью, общением с больными людьми, бродячими животными.

П.: Я вам расскажу историю О Стране Болезней и Волшебном Щите: далеко-далеко за горами и пустынями лежит страна, где живут болезни: Простуда, Коклюш, Скарлатина, Дизентерия и другие (педагог показывает нарисованную заранее карту страны и задает вопросы: Какие еще болезни вы знаете? На какие человеческие органы они влияют?). Болезни были вот такие (показываются изображения болезней в виде Клякс с булавками, прикрепляющихся к карте). Вся страна была окружена неприступными горами и только в одном месте болезни могли выходить из нее и нападать на людей. И в этом месте люди решили установить Щит-Против-Болезней (схематическое изображение щита). Долго думали люди, из чего сделать этот щит, чтобы смог защитить он не от зверя, не от врага-богатыря, а от болезней — невидимых и неслышимых.

П.:А теперь давайте все вместе подумаем, что может быть щитом от болезней?

Д.: Лекарства, мыло, марлевая повязка…

Педагог прикрепляет изображения названных средств на щит.

П.: Теперь мы знаем, как защитить себя от болезней. Существуют и другие способы защиты от инфекции - мытье овощей и фруктов, рук перед едой. А какие еще вы знаете способы защиты от инфекции.

Д.: Проветривание помещения, ношение маски. при общении с больным и т. д., закаливание...

3. Заключительная часть. Отработка способов укрепления иммунитета.

П.: Давайте создадим свой Щит-Против-Болезней, который будет состоять из правил здорового образа жизни, укрепляющих иммунитет.

Предлагается продолжить фразу: «Чтобы укрепить свой иммунитет, мне особенно необходимо…». Ответы педагог схематично изображает маркером  на листы бумаги и крепятся к щиту.

4. Итог.

П.: Обсудите с родителями способы укрепления иммунитета. Загадайте им загадку «Что каждый из нас делает ежедневно по несколько раз, и это простое действие защищает нас от инфекции?» (мытье рук, чистка зубов).

 

Конспект занятия «Как закаляться. Обтирание и обливание»

 

Программное содержание: Выделить и изучить действие природных факторов оздоровления. Рассмотреть некоторые формы закаливания. Выделить правила закаливания организма человека.

Оборудование: раздаточный материал, плакат - изображение лица с точками воздействия (для точечного массажа).

Оборудование: губка, полотенце, мыло, вода, кувшин, ведро, щётка пластмассовая, варежка из махрового полотенца, тазик, таблички “Водные процедуры”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

П. Какие правила сохранения здоровья вы знаете и соблюдаете?

Предлагает детям ответить на поставленный вопрос в форме игры «Ручеек здоровья». Игра заключается в том, чтобы дети по очереди рассказывали о том, что они делают для своего здоровья.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постановка задачи

П. Но кроме этого, есть еще одно важное занятие, его нужно выполнять, как закон, тогда вы не будете бояться простуды. Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы сами сделайте выводы.

В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.

- Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.

- Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.

- Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.

Информация о работе Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни