Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:12, курс лекций
Проблемная область этнологии.
Этнологические сообщества и социальные институты.
3. Значительной архаичностью в конце XIX - начале XX в. отличались семейные отношения у южных славян. Там издавна сохранялись старые общинные традиции, сложные, большие, расширенного типа семьи с двумя подтипами - многолинейным ( задружным) и однолинейным - и иные патриархально-родовые пережитки (Болгария, Сербия, Черногория), что было связано с особенностями исторического развития и натуральным характером хозяйства. «Задруга» у южных славян Балканского полуострова (у западных славян ей в прошлом соответствовала «недельна родина») представляла большой патриархальный коллектив родственников, численностью от 30 до 50 и даже до 100 человек, состоявший из главы- «домачина», «стопана», «главатара», «управника», его взрослых сыновей с семьями, а зачастую и женатых братьев «главатара» и других родственников. Сложные семьи сохранялись в некоторых сельскохозяйственных районах и у (западных славян (например, в Словакии - «недельни братья», «велке газдовство», «фамилия» со своими «господаром», «газдой», «дедко» или «отчиком»). Другим не менее распространенным типом семьи у западных славян был тип нуклеарной (малой, индивидуальной) семьи, состояшей из мужа, жены и их детей, сосуществовавшая параллельно с большой семьей или приходившая ей на смену и тех или иных районах Европы. Активное же выделения малой семьи из состава большой, происходившее в основном в середине - второй половине XIX в., было связано с интенсивным распадом большесемейных коллективов в период капиталистического развития многих славянских стран Европы.
Значительные различия существовали и между городской и сельской семьями. Наконец, на семейно-брачные отношения значительное влияние оказывал конфессиональный фактор.
Процессы переустройства жизни в балканских и центрально-европейских странах в политической, социально-экономической и культурной областях, усиление послевоенных миграций и урбанизация оказали также значительное влияние на развитие семейно-брачных отношений. В настоящее время у южных и западных славян большинство семей составляют простые (малые, нуклеарные), хотя и в наши дни все еще встречаются и сложные (большие семьи, семьи расширенного типа ), семья характерные преимущественно для сельских областей (особенно среди крестьян ведущих индивидуальное хозяйство).
По своему вероисповеданию западные и южные славяне в целом относятся
различным ветвям христианства - православным,
католикам, протестантам и униатам. Православие распространено
в основном на Балканах среди болгар, сербов,
черногорцев и македонцев; католицизм- преимущественно
среди словенцев и хорватов, незначительной
части болгар и сербов, а также среди населения
Польши, Чехии и Словакии; протестантизм - в Чехии
и Словакии, Лужицкой области| Германии
(часть лужичан - католики), а также среди
словенцев и хорватов; униатство- участи населения
Польши, Чехии и Словакии (в Прикарпатских
районах). В период османского владычества
на Балканах отдельные группы местного
южнославянского населения по тем или
иным причинам приняли ислам (помаки в Болгарии;
боснийцы, часть македонцев- торбешей,
часть черногорцев - потуреченцев).
Однако как у западных, так и у южных славян христианство уживалось с целым комплексом древних языческих верований и представлений самих славян и других народов, вошедших в их состав (например, балканское нестинарство, русалии, кукерство и др.). Особенно сильна была у славян вера в вампиров, вурдалаков-оборотней, домовых, леших, вил и прочих духов природы, предков|, вера в которых по происхождению связана как со славянским, так и дославянским населением. Довольно стойко в повседневной бытовой практике сохранялись у западных и южных славян многие старинные языческие обряды, приуроченные к всевозможным христианским праздникам, сопряженным с сельскохозяйственным земледельческим календарем, а также многочисленные народные верования и обряды семейного цикла — при устройстве свадеб, рождении детей, похоронах, поминовении усопших.
Среди зимних календарных праздников у славянских народов Европы центральное место занимает сочельник, Рождество. С зимними рождественскими праздниками у славян было связано множество суеверий, примет и различных магических действий, призванных защитить семью и дом от злой «нечистой» силы, обеспечить здоровье домочадцам, удачу в жизни, достаток в хозяйстве целый год.
К традиционным торжествам весеннего календарного цикла у западных славян и прошлом относился праздник стада на Троицу, красочный молодежный праздник «майского дерева», когда парни «сажали» у домов своих избранниц высокий ствол березы с обрубленными сучьями и оставленными на вершине ветвями, украшенный яркими лентами. Осенью в Польше, Словакии и Лужице особой любовью пользовался один из самых больших праздников этого цикла- «дожинки». По мнению исследователей, этот (приходящийся на август-сентябрь) праздник являл собой древнейший земледельческий праздник урожая н истории народов Европы. Обычно он сопровождался различными магическими действиями и обрядами, цель которых сохранить этот и обеспечить урожай будущего года. Большое значение у славян, как и у ряда других народов Европы, придавалось последнему снопу убранного поля, символизирующему собой «дух» поля, Священные зерна этого снопа часто использовались для посева-освящения снежевспаханного поля.
Праздники сбора урожая и окончания полевых работ отмечаются в славянских странах Европы и в настоящее время, хотя они и приобрели совершенно иной смысл и значение, далекие от первобытной магии.
Древние дославянские (фракийские) действа «кукеров» связанные с магией плодородия, отвращения зла и болезней от людей и домашних животных, которые исполнялись в ночь под Новый год и на масленичной неделе, и ряд других архаичных ритуалов (например, известное «хождение по огню» нестинаров).
Большой популярностью у сербов и других югославянских народов Балкан пользовался семейный «праздник славы», или «Красно имя» - в прошлом каждая сербская семья имела своего святого, патрона-покровителя, в день которого и справляла свою семейную «славу». Между лицами, празднующими одну и ту же семейную «славу», не мог быть заключен брак, т.к. они считались родственниками.
Сейчас многие традиционные праздники и обычаи славян сильно трансформировались, потеряв прежние религиозно-магические функции. В повседневный быт многих славянских народов европейских стран отчасти традиционных национальных праздников - День создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, праздник болгарской культуры. День гибели чешского национального героя Яна Гуса в Чехии и другие .
Заслуженной славой пользуется героический эпос сербского, македонского и болгарского народов, складывавшийся в годы тяжелой борьбы с османскими завоевателями: знаменитые «юнацкие песни», прославлявший народных героев и часто исполняющиеся под аккомпанемент гуслей и дуды-волынки. У южных славян известно много лирических и обрядовых песен – колядок- веснянок, свадебных и трудовых (пастушецких, жнивных) и т.п. Большое место п традиционном фольклоре этих народов занимают и сказки-о животных, волшебные, бытовые.
Лекция 15. Восточнославянские народы
План:
1. РУССКИЕ (ранее употреблялось также название великорусы или или великороссы) - самый многочисленный из восточнославянских народов;
в результате его этнической истории в Евразии возникло и долгое время существовало государственное образование, в разное время называвшееся Московская Русь, Российская империя и Советский Союз. С распадом последнего наибольшая численность русских (83.3 %) сохранилась на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - ныне Российской (РФ). Более 20 млн. русских до сих пор проживают на территории бывших советских республик - ныне суверенных государств: Эстонии, Латвии,. Литве, Белоруссии, Украине, Молдове, Армении, Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане.
Доля русских в шести теперешних республиках Российской Федерации (Бурятской, Карельской, Коми, Мордовской,; Удмуртской и Якутской) превышает половину их .населения. За пределами бывшего СССР проживает 1, 5 млн. чел.; большинство из них осели на постоянное место жительства в странах Нового Света: США (около 1 млн.), Канада (около 60 тыс. чел.), Бразилия (более 60 тыс. чел,), Аргентина (50 тыс. чел).
Этногенез русских тесно связан с восточными славянами. Их многочисленные племена во второй пол. I-го тысячелетия нашей эры
занимала обширное пространство, том числе и территорию европейской части современной Российской Федерации. В формировании древнерусского этноса принимали участие и некоторые неславянские племена, вступавшие в тесный контакт с такими восточнославянскими племенами как дулебы, волыняне, древляне, поляне, дреговичи, уличи, радимичи, вятичи, кривичи и многие другие. Среди неславянских культур в этногенезе древнерусского народа особое место занимали иранский этнический элемент (скифо-сарматы) или анты, упомиинаемые византийскими авторами и готским историком Иорданом, а также финноязычные племена, проникавшие на Русскую равнину с северо-востока. В результате сложнейших процессов взаимодействия славянских неславянских этнических компонентов в Х - XI вв. на русской равнине сформировался древнерусский этнос в виде такого политического образования как Киевская Русь. Это государство занимало громадную территорию: от левых притоков Вислы до предгорий Кавказа, от финского залива и Приладожья до Тамани и нижнего течения Дуная. В рамках новой этнической общности постепенно произошла замена старых племенных связей, основанных на реальном или иллюзорном родстве, на новые территориальные связи, которые по сути своей и стали этническими. Подавляющая часть древнерусского населения занималась земледелием, возделывая такие зерновые культуры как пшеница, ячмень, овес и просо. Выращивались и иные сельскохозяйственные культуры, например, такие как горох, бобы, чечевица, лен, конопля, хмель и другие. Основными орудиями труда были соха на севере, а также плуг и рало - на юге. Зерно хранилось в ямах и мололось с помощью ручных жерновов. Из огородных культур широко были распространены капуста и репа, которая была в то время скорее полевой культурой, чем огородной. Русские.того времени занимались также скотоводством (разводили коров, лошадей, свиней, овец и др.), которое было тесно связано с земледелием. Вспомогательными в хозяйстве русских были рыболовство, охота и бортничество. В Киевской Руси широко было развито ремесленное производство, которое способствовало развитию городов. Однако преобладающим тогда типом русских поселений были небольшие села, состоящие из нескольких дворов одной большой семьи, и более крупные деревни, которые, скорее всего, были центрами новой общины. Она, в противоположность отживающей «верви» община переходного периода, в которой еще оставались пережитки родо-племенного строя, теперь уже не являлась монолитной общественно-территориальной единицей.
Древнерусское жилище имело два основных типа: на севере, в лесной зоне, преобладали срубные наземные избы с приподнятым над землей деревянным полом; на юге, в степной зоне, строились дома немного заглубленные в землю (полуземлянки) с земляным полом. Впоследствии появилось сложное жилище типа двухкамерного дома (пятистенка и трехчастный связевой дом, просуществовавший в сельской местности до наших дней).
Одежда изготавливалась, главным образом, из льна, конопли, шерсти и кожи. Основой костюма была рубаха (или сорочица); у мужчин до колен, у женщин до пят. Мужчины носили также неширокие штаны, подпоясывая рубаху плетеным или кожаным поясом. Женщины поверх рубахи носили набедренную шерстяную одежду, которая напоминала более позднюю русскую поневу или украинскую плахту. Женские головные уборы были очень разнообразны. Обувь шилась из кожи или плялась из лыка . Древнерусский костюм, особенно женский, имел множество украшений из металла, камня, стекла и других материалов.
До Х в. население Древней Руси было языческим, но в 988г. русские приняли христианство в форме греческого, православия. Новая религия оказала сильное влияние на все стороны жизни русского народа: на структуру семьи, которая становится все более малой, на брачные отношения, на воспитание детей. Особенно христианство воздействовало на развитие культуры русских, в том числе на появление в Х в. письменности на основе алфавита - кириллицы. Весьма богато и русское фольклорное наследие, которое стало основой древнерусской литературы. Наиболее распространенным жанром были русские былины, дошедшие до нас в более поздних записях. Позже в XI - XII вв. сложились и другие жанры древнерусской литературы; летописи, проповеди, жития, воинские повести.
В результате феодальной раздробленности
(XII - XIII вв.), отягощенной татаро-монгольским
игом, на периферии Киевской Руси постепенно
возникли новые феодальные центры объединения
русского народа: Владимиро-Суздальская
Русь, великое княжество Литовское и Московская Русь.
В процессе продолжающихся княжеских
междоусобиц и борьбы перечисленных центров
за главенство в объединении русских земель,
верх в этой борьбе взяло Московское государство,
которое иностранцы назвали Московиёй.
Оно, будучи в своей основе русским, развивалось,
однако, как полиэтническое, ибо в его
состав в разное время вошли такие
неславянские народы как коми-зыряне,
сету, водь, ижора, карелы, лопари- на
севере, а также мордва, мари, удмурты,
чуваши, татары - в Среднем Поволжье
и Прикамье.
В процессе формирования Московской Руси произошло разделение самого древнерусского народа (этноса) на три ветви: собственно русских (великорусов или- великороссов) - основного населения московского государства, украинцев (малороссов) - населения, сосредоточенного в центре распавшейся Киевской Руси, и белорусов, составлявших основное население Великого Княжества Литовского. В дальнейшем, при заметном доминировании русского (великороссы) этноса, белорусы и украинцы играли важную роль в создании и развитии Российской империи и ее Геополитического наследника – Советского Союза.