Методика сохранения зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:31, доклад

Описание работы

В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется “школьная” близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека.

Файлы: 1 файл

Методика сохранения зрения.docx

— 16.43 Кб (Скачать файл)

Методика  сохранения зрения

по  методике Ковалева.

В процессе письма и чтения большая часть  нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков  нарушения осанки. Постепенно формируется  “школьная” близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии  здоровья учащегося. Все это в  совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности  профессионального роста человека.

Существуют  известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах обеспечивающих школьные энергозатраты  и затраты естественного роста  детского организма. К таким способам и методам относятся методики профессора Базарного В.Ф. (1987) и доцента  Ковалева В.А. (1980).

В систематическую  работу вовлечены дети на уроках, выполняющие  две или три физкультминутки  каждый день с использованием различных  средств для профилактики зрительного утомления и развития основных зрительных функций.

 Общее  время затрат на выполнение  специальных упражнений не превышает  6 минут за сутки и многие  дети выполняют упражнения дома  самостоятельно, так как абсолютное  большинство из них уже через  5 – 6 недель замечают благотворные  изменения в работе глаз и  сами начинают применять упражнения  данной методики. Этому способствуют  родители учащихся, которые имеют  возможность получить всю необходимую  информацию на родительском собрании  и на постоянных консультациях,  организуемых в системе валеологического  образования в школе.

 Первой  физкультминуткой в системе методики  В.А.Ковалева является “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. На первом уроке дети по команде учителя выполняют следующие упражнения: 1. Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек. Затем выполняются потирания переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице.

 Весь комплекс  упражнений активизирует кровообращение  и способствует активизации сетчатки  глаза. Для детей все упражнения  имеют название - “зайчики умываются”.

 Основная  задача второй физкультминутки  - продление периода высокой зрительной  работоспособности на втором-третьем  уроках. Для этого дети на 15-ой  минуте урока по команде учителя  “рисуют” точкой взора прямоугольники  по периметру рисунка тренажера  “Видеоазимут” на листе бумаги форматом А – 3. Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и вертикали.

 Движения  глазами осуществляются при относительно  неподвижном лице и способствуют  резкому улучшению кровоснабжения  тех участков оболочки глаза,  к которым крепятся глазодвигательные  мышцы. Именно эти упражнения  способствуют укреплению склеры - оболочки глаза и превращают  близорукий глаз в нормально  видящий.

 В отдельных  случаях дети выполняют данную  гимнастику, следя глазами за  тренажером “Флажок”, которым управляет  учитель, траектории движения  полотнища флажка совпадают с  рисунком почтового конверта. Вся  гимнастика укладывается в 1 минуту.

 Для снятия  утомления с аккомодационного  аппарата хрусталика на последних  уроках используются тренажеры  “Ракетка –2” или “Дорожка”,  позволяющие эффективно снижать  степень утомления глаз при  напряженном чтении, письме, рисовании. 

 В комплект  тренажера входит таблица для  определения остроты зрения в  домашних условиях с подходом  к ней и определением расстояния  при нормальном видении знаков. Эта методика легко усваивается  детьми и взрослыми и помогает  решать вопросы самоконтроля  остроты зрения и создании  у учеников мотивации на занятия  гимнастикой зрения при получении  первых положительных результатов.

 Три года  работы с данной методикой  дали следующие результаты:

- до начала  работы у 45% детей класса снижение  остроты зрения в конце первого  года обучения;

- родительское  собрание, обеспечение класса тренажерами  и обучение детей методике  выполнения упражнений;

- в конце  второго года обучения улучшение  остроты зрения у 65%, без изменеий у 27% (положительный фактор сохранения исходного зрения), снижение остроты зрения у 2-х детей (8%).

 При норме  зрения в 1,0 у детей произошли  следующие изменения исходных  показателей: на 0,7 прирост у одного  учащегося, на 0,5 у двух человек,  на 0,4 - 5 человек, на 0,3 - 8 учащихся, на 0,2 - 2 школьника и на 0,1 - 2 человека.

 Снижение  остроты зрения у одного ребенка  на 0,1 и у другого на 0,2. Причины  - пассивное поведение во время  выполнения гимнастики, воздействие  зрительных нагрузок и переутомление.

 Большую  роль играл контакт с родителями, которые помогали детям усваивать  упражнения дома и контролировали  выполнения домашних заданий.

 Методика  в районе работает уже тринадцать  лет и результаты ее внедрения  убедительны - она помогает сохранить  зрение и осанку.


Информация о работе Методика сохранения зрения