Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы - изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность. Цель реализуется следующими задачами:
- дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста; изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность; изучить теоретико-психологические основы таланта; раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными; описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);

Файлы: 1 файл

способности.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Тема одаренности и  гениальности в психологии рассматривается  достаточно широко. «…чаще всего встречается  следующая классификация уровней  развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Актуальность темы нашей  курсовой работы раскрывается следующими положениями. Еще несколько десятков лет назад С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено  очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это  объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех  методик, которые в них по большей  части использовались».

К сожалению, порой с помощью  неумолимого анализа разрушают  и уничтожают одну за другой те светлые, радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек. Так  мы приходим к убеждению, что любовь есть, в сущности, не что иное, как  взаимное влечение тычинок и пестиков... а мысли - простое движение молекул. Даже гениальность - эта единственная державная власть, принадлежавшая человеку, перед которой, не краснея, можно  преклонить колени, - даже ее многие психиатры  поставили на один уровень со склонностью  к преступлениям, даже в ней видят  только одну из тератологических форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.

Вопросы одаренности, таланта, гениальности, как верно было выше подмечено Рубинштейном, несмотря на регулярность изучения, так и остаются не понятыми до конца, с настолько  разными вариантами причино-следственных отношений, что трудно говорить о  какой-либо логической связи между  этими теориями. Например, в психологической  литературе вопрос о соотношении  понятий одарённость, талант и гениальность имеет зачастую очень противоречивые ответы. Во многих источниках понятия  «одарённость» и «талант» трактуются как синонимичные и не разделяются, а гениальность рассматривается  как высшая степень проявления таланта  или одарённости.

Неразработанность и вместе с тем важность темы курсовой работы также подчеркивает актуальность нашего теоретического исследования.

Объектом исследования являются такие психологические понятия  как одаренность, талант, гениальность.

Предметом исследования - особенности, время появления, развития, раскрытия  таких сторон психики как одаренность, талант, гениальность.

Цель нашей курсовой работы - изучить особенности и условия  появления, развития и раскрытия  таких сторон человеческой психики  как одаренность, талант, гениальность.

Цель реализуется следующими задачами:

- дать общую характеристику  способностей человека, описать  уровни и развитие специальных  способностей, взаимосвязь способностей  и возраста;

изучить общее понятие  одаренности, особенности детской  одаренности и ее виды, влияние  социальной среды на одаренность;

изучить теоретико-психологические  основы таланта;

раскрыть общее понятие  гениальности, сходство гениальных людей  с помешанными;

описать промежуточную ступень  гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);

дать общие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми детьми, гениями.

В процессе раскрытия заявленной темы нами были изучены работы таких  психологов как: Ананьев Б.Г., А.В. Петровский, Гарднер Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Лейтес Н.С., Лурия А. Р., Матюшкин А.М., Немов  Р.С., Попова Л.В., Рубинштейн С.Л., Теплов Б. М., Щебланова Е.И.

Наша работа написана на 36 страницах, состоит из введения, 5 пунктов  с подпунктами, заключения, списка использованной литературы (30 источников) и носит  исключительно теоретический характер.

Первая глава нашей  курсовой работы посвящена способностям как основе изучаемых нами процессов, 2-я глава описывает одаренность, 3-я - талант, 4-я - гениальность и промежуточную  ее ступень, в 5-ой главе нами даны общие  рекомендации для работы с одаренными детьми.

1. Способности

 

.1 Общая характеристика  способностей человека

 

В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме  того, теория способностей создавалась  многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов выделял 3 основных признака способностей [23, с. 43]:

·индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого;

·особенности, которые имеют  отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

·особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять  легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

По С. Л. Рубинштейну, «способности - это сложное, синтетическое образование, включающее в себя целый ряд данных, без которых человек не был  бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые  лишь в процессе определенным образом  организованной деятельности вырабатываются».

В. С. Юркевич понимает под  способностями виды деятельности, В. Д. Шадриков - свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические  функции и т.д. Но мы остановимся  на определении Теплова. Суммируя все  вышеописанные признаки, получим  следующее определение [23, с. 26]:

«Способности - индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определённого рода деятельности. Способности  не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам».

Необходимо также отметить, что способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Без развития способность теряется. Именно поэтому успешность той или  иной деятельности зависит от развития способности, необходимой для этой деятельности.

 

Выделяют природные (или  естественные) и специфические способности. Природные способности биологически обусловлены и связанны с врожденными  задатками. Многие из природных способностей являются общими у человека и у  животных, особенно высших, например - у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям  на уровне экспрессии). Эти способности  формируются через механизмы  научения типа условно-рефлекторных связей.

Специфические же способности  имеют общественно-историческое происхождение  и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь  специфические способности можно  разделить еще на 3 типа [13, с. 102]:

·теоретические, которые  определяют склонность человека к абстрактно-логическому  мышлению, и практические, лежащие  в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

·учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью  в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

·способности к общению, взаимодействию с людьми.

Также отметим, что теоретические  и практические способности не сочетаются друг с другом в отличие от природных  и прочих специфических. В этом случае большинство людей обладает или  одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко  и в основном у одаренных и  разносторонне развитых людей. Способности  помогают развиваться человеку и  при определенном сочетании различных  хорошо развитых способностей определяют уровень развития способностей, в  общем, у конкретного человека [10, с. 204].

Предпосылкой для этого  развития способностей служат врожденные задатки, с которыми ребенок родился. Однако способности не определяются биологически унаследованными свойствами. Мозг заключает в себе лишь способность  к формированию этих способностей. То, как будут развиваться способности, зависит:

1)от качества наличных  знаний и умений, от степени  их объединения в единое целое;

2)от природных задатков  человека, качества врожденных нервных  механизмов элементарной психической  деятельности;

)от большей или меньшей  «тренированности» самих мозговых  структур, участвующих в осуществлении  познавательных и психомоторных  процессов.

 

1.2 Уровни и развитие  специальных способностей

 

Способности имеют сложную  структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей [12, с. 154]:

·репродуктивный

·творческий

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое  умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное.

Если бы человечество было лишено возможности творить или  не обладало учебными (репродуктивными) способностями, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Поэтому  некоторые авторы считают, что репродуктивные способности - это, прежде всего, общие  способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества. И  их взаимодействие определяет развитие человечества [6, с. 87].

Стоит принять во внимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включает в  себя репродуктивную, а репродуктивная - творческую. Также, оба уровня довольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новыми знаниями или умениями человек переходит  с одного уровня на другой, меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные  или даже гениальные люди начинали с подражания .

Развитие той или иной способности проходит в несколько  стадий:

·Задатки

·Способности

·Одаренность

·Талант

·Гениальность

Задатки - это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки  к развитию способностей. Способности  могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных  условиях. Кроме того, всякий задаток  многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные  способности [24, с. 106].

Способность - это базовое  свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному  большинству людей.

Одаренность связана с  развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость  обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной - то есть применимой к одному виду деятельности, и общей - к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные  учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или  иной степени. В начале 1980-х годов  Говард Гарднер написал книгу  «Рамки ума». В этой книге он определил  восемь типов таланта, интеллекта:

·вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и  читать, присущ журналистам, писателям  и юристам);

·цифровой (характерен для  математиков, программистов);

·слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

·пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

·физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются  на практике);

·личностный (его также  называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

·межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

·талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

О наличии таланта следует  судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также  по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого  потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым  и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее  своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере  занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов  незаурядной личности [7, с. 59].

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения  способностей, ведь они не могут  родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого  тезиса легко проследить на примере  музыкальных способностей. Те, кто  занимался музыкой, знает: путь к  исполнительскому мастерству лежит  через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы  ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Но все это относится  к тренировке уже существующих способностей. Формирование же новых способностей проходит в несколько этапов [9, с. 87]:

Информация о работе Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР