Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность. Цель реализуется следующими задачами:
- дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста; изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность; изучить теоретико-психологические основы таланта; раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными; описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности не бывают даны от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности [13, с. 89].
Выявлению и развитию одаренности
у детей содействуют
2.3 Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [20, с. 76].
К видам одаренности относятся следующие:
a) Художественная одаренность.
Этот вид одаренности
поддерживается и развивается в
специальных школах, кружках, студиях.
Он подразумевает высокие
b) Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной [18, с. 201].
Эти дети могут показать высокие
результаты по легкости и быстроте
продвижения в математике или
иностранном языке, физике или биологии
и иногда иметь неважную успеваемость
по другим предметам, которые воспринимаются
ими не так легко. Выраженная избирательность
устремлений в относительно узкой
области создает свои проблемы в
школе и в семье. Родители и
учителя иногда недовольны тем, что
ребенок не учится одинаково хорошо
по всем предметам, отказываются признавать
его одаренность и не пробуют
найти возможности для
c) Творческая одаренность.
Прежде всего, продолжаются
споры о самой необходимости
выделения этого вида одаренности.
Суть разногласий состоит в
Вместе с тем исследователи
показывают, что дети с творческой
направленностью нередко
· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
· Большая независимость в суждениях;
· Тонкое чувство юмора;
· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
· Яркий темперамент;
· Социальная одаренность.
Определение социальной одаренности
гласит, что это исключительная способность
устанавливать зрелые, конструктивные
взаимоотношения с другими
Социальная одаренность
выступает как предпосылка
Существует множество
определений лидерской
· Интеллект выше среднего;
· Умение принимать решение;
· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
· Ощущение цели, направления движения;
· Гибкость, приспосабливаемость;
· Чувство ответственности;
· Уверенность в себе и знание себя;
· Настойчивость;
· Энтузиазм;
· Умение ясно выражать мысли;
Перечисленные виды одаренности
проявляются по-разному и
2.4 Влияние социальной среды на одаренность
Результаты разных исследователей,
рассматривающих влияние
Очень важным условием развития одаренности является семья, а именно:
-структура и эмоциональный климат семьи;
-стили детско-родительских отношений;
-отношение родителей к детской одаренности.
Более детально изучен вопрос
о стилях детско-родительских отношений.
Ученые единодушны в том, что стили,
базирующиеся на жестком контроле,
силовом давлении не дают возможности
для развития одаренной личности.
Важным аспектом является отношения
родителей к детской
Типы отношений:
-отрицательное;
-игнорирующее;
-положительное;
-гиперсоциализация (когда
родители видят в одаренности
престижность, возможность самоутверждения
через выдающиеся способности
своих детей или реализации
своих несбывшихся
3. Талант
Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность [24, с. 106].
Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
Талант может проявиться
во всех сферах человеческого труда:
в организаторской и
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве [9, с. 104].
В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 - 40 лет; в поэзии в 24 - 30 и т.д. [6, с. 98].
Талант и гений различаются,
прежде всего, по объективной значимости
и вместе с тем оригинальности
того, что они способны произвести.
Талант характеризуется способностью
к достижениям высокого порядка,
но остающимся в принципе в рамках
того, что уже было достигнуто; гениальность
предполагает способность создавать
что-то принципиально новое, прокладывать
действительно новые пути, а не
только достигать высоких точек
на уже проторенных дорогах. Высокий
уровень одаренности, который характеризует
гения, неизбежно связан с незаурядностью
в разных или даже во всех областях.
В качестве примера универсализма,
часто свойственного гениям, достаточно
назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи,
Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова,
К. Маркса. Но и одаренность гения
имеет определенный профиль, и в
нем какая-то сторона доминирует,
какие-то способности особенно выявлены
и оформлены в ведущем
4. Гениальность
.1 Общее понятие гениальности
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.
Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче» [12, c. 106].
Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.
«В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».
4.2 Сходство гениальных людей с помешанными
Гений - человек одержимый, но он творец... , - Н. А. Бердяев.
Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.
О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену.
Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.
Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.
Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.
Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры [18, с. 75].
Наполеон говорил, что
исход битв зависит от одного мгновения,
от одной мысли, временно оставшейся
бездеятельной. При наступлении
благоприятного момента она вспыхивает,
подобно искре, и результатом
является победа. Сократ первый указал
на то, что поэты создают свои
произведения не вследствие старания
или искусства, но благодаря некоторому
природному инстинкту. Таким же образом
прорицатели говорят
Информация о работе Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР