Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность. Цель реализуется следующими задачами:
- дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста; изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность; изучить теоретико-психологические основы таланта; раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными; описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);
1)Выявление задатков. Это
очень важный этап, на котором
необходимо выявить
)Обеспечение благоприятной
среды для развития
)Введение в деятельность.
Этот этап является
·Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самые эффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний день основываются на творческой, часто игровой деятельности.
·Оптимальный уровень трудности. Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д. Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
·Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности [29, с. 56].
·Должная мотивация. Стимулирующая
мотивация также поддерживает интерес
индивида к данной деятельности. Она
превращает цель деятельности в актуальную
потребность человека. Для формирования
и развития способностей человека необходимо
научение, а согласно теории социального
научения, этот процесс не может
происходить без
Таким образом, развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды. Бытует мнение, что развитие творческих способностей человека имеет какие-то особые, внутренние источники. Сторонники этой идеи подкрепляют свою точку зрения предрасположенностью одних и полной неспособностью других людей к определенным видам деятельности. Однако они забывают и искажают главное - источник развития способностей. Стихийно развитые первоначальные способности принимают за врожденные [18, с. 68].
Итак, первоначальные способности
людей развиваются очень
1.3Взаимосвязь способностей и возраста
Безусловно, способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве [21, с. 114].
Развитие способностей у
детей происходит в процессе обучения
и воспитания. Способности у ребенка
формируются в процессе обучения
материальной и духовной культуры,
техники, науки и искусства. Предпосылкой
этому развитию служат врожденные задатки.
Они одновременно и общие у
всех людей, и совершенно свои у каждого
человека. В процессе развития человека
и его личности задатки превращаются
в многообразные и более
Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста [5, с. 39].
В развитии способностей у
ребенка существенным этапом является
развитие у него так называемой готовности
к обучению. Эта способность к
обучению не угасает в школьном возрасте,
как склонны утверждать те, кто
связывает ее с определенным периодом
возрастного созревания. Практика массового
обучения взрослых при ликвидации безграмотности
в Советском Союзе это
В способностях детей всегда проявляется индивидуальные различия. Они могу проявиться в успешной учебе, в том, что у разных детей различные склонности к разным предметам, и они с разной глубиной осваивают знания. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерий одаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А при одних и тех же способностях успехи могут быть разными.
2. Одаренность
.1 Общее понятие одаренности
Понятие одаренности не получило
единого общепризнанного
«Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».
Одаренность - это как бы
природный дар, то наследственно
обусловленное. Одаренность является
функцией всей системы условий
Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности.
Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими [25, с. 136].
С вопросом о соотношении
одаренности и специальных
Одаренность является своеобразным
сочетанием способностей, от которых
зависит возможность достижения
большего или меньшего успеха в выполнении
той или иной деятельности. Понимание
одаренности существенно
Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой - в другой, но и в уровне сформированности одаренности. Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии.
Цель исследования одаренности состоит не в ранжировании людей ее уровнем, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.
2.2 Детская одаренность
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности [19, с. 45].
Определение одаренности
ребенка - сложная задача, при решении
которой необходимо использовать как
результаты всестороннего психологического
обследования, так и сведения о
школьных и внешкольных достижениях
ребенка, получаемые путем опроса родителей,
учителей, сверстников. Только такой
комплексный подход к диагностике
признается всеми научными концепциями
при сохраняющейся
Они могут буквально часами
заниматься изо дня в день интересующим
их делом, не уставая и как бы вовсе
не напрягаясь. Это для них одновременно
труд и игра. Все из переживания,
интересы, поиски, вопросы концентрируются
вокруг этих занятий. Легко понять,
как много в результате подобной
почти непрекращающейся деятельности
успевает ребенок узнать, понять и
усвоить и как много
Существует определенная
возрастная последовательность проявления
одаренности в разных областях. Особенно
рано может проявиться одаренность
к музыке, затем - к рисованию; вообще
одаренность к искусству
Информация о работе Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР