Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы - изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность. Цель реализуется следующими задачами:
- дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста; изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность; изучить теоретико-психологические основы таланта; раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными; описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);

Файлы: 1 файл

способности.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

Бывает, однако, что среди  хаотического бреда в произведениях  маттоидов-графоманов попадаются совершенно новые, здравые суждения [17, с. 69].

Пассананте в своих  статьях, и особенно в разговоре  иногда высказывал меткие оригинальные суждения, заставляющие многих сомневаться  в том, действительно ли он сумасшедший. Например, его изречение: Там, где  ученый теряется, невежда имеет успех. Или вот еще другое: История, преподаваемая  народами, поучительнее той, которая  изучается по книгам [3, с. 119].

Впрочем, ненормальность сказывается  не столько в преувеличениях относительно той или другой тенденции, а, скорее, в непоследовательности, в постоянных противоречиях, так что рядом  с возвышенными, иногда прекрасно  изложенными взглядами встречаются  суждения жалкие, нелепые, парадоксальные, противоречащие основному плану  сочинения и социальному положению  автора. При чтении таких статей невольно вспоминается Дон Кихот, великодушные поступки которого вместо сочувствия вызывают улыбку сострадания, хотя в  иное время их, может быть, признали бы геройскими, достойными удивления. Вообще гениальные черты составляют в произведениях маттоидов редкое исключение.

Маттоиды-гении. Промежуточные  формы и незаметные градации существуют не только между сумасшедшими и здоровыми, но также между помешанными и  маттоидами. Даже среди последних, представляющих полнейшее отсутствие гениальности, встречаются личности, до того богато одаренные, что сложно определить маттоиды это или гениальные люди [17, с. 87].

5. Общие рекомендации для  работы с одаренными детьми

 

Следует помнить, что как  бы ни был одарен ребенок, его нужно  учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать  решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что  может вылиться в проблему [8, с. 92].

У такого ребенка трудно воспитывать  терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного  возраста его следует приобщать  к творческому труду, создавать  обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться  временем и пространством, обучаться  по расширенному учебному плану и  чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность  не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет  тайну связи между явлениями  и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности  анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать  в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Одной из форм работы с талантливыми, гениальными детьми в современных  условиях является создание Домов детского творчества.

Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать, что  он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие. Не помогая  нетрудно и опустить его возможности  ниже нуля [30].

Заключение

 

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих  эту тему одаренности, таланта и  гениальности. Правда, все они всего  лишь капля в море психологических  проблем, появляющихся у учителей и  родителей одаренных детей, когда  информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.

Природа человеческой одаренности  вызывает достаточно бурные споры среди  ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно  ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, - это 1% способностей и 99% кропотливого труда?

Среди ученых в связи с  этим распространено мнение, что способности  биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного  генетического фонда. Обучение и  воспитание, считают ученые, стоящие  на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия  они обязательно проявятся.

Другие же считают, что  одаренность, талант, гениальность могут  проявиться в связи с совокупностью  ряда совпадающих моментов: генетически  предрасположенности к определенному  виду деятельность из-за лишь легкой отличительной  физической особенности, наличия определенных случайных или специальных условий  именно в сензитивный для этой способности период, кропотливой  и долгой в дальнейшем работой  в русле этой деятельности.

Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым  благоприятным, потому что идет узнавание  мира и сначала не произвольно  развиваются некие способности, а потом уже и родители, и  в школе помогают их развивать.

Проблема таланта и  гениальности стоит перед психологами  в течение долгого времени  и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла  её в полном объёме. Большинство  теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры  одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так  и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

Как за рубежом, так и у  нас в стране разрабатываются  новые программы развития талантливых  детей и подростков, дающие им возможности  как можно раньше начать реализовывать  свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны  только на основе твёрдой теоретической  базы, после того как проблема будет  всесторонне изучена и будет  сформирована единая психолого-педагогическая концепция.

Таким образом, мы решили поставленные перед собой задачи, раскрыли необходимое  содержание темы и дали общие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми и гениальными детьми.

 

Список использованных источников

 

1.Аверин В. А. Психология  личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. - 398 с.

.Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с.

3.Анастази А. Дифференциальная  психология: Психология индивидуальных  различий. - М: Мысль, 1992. - 112с.

4.Артемьева Т. И. Методический  аспект проблемы способностей. - М.: ЛигаПресс, 2008. - 369 с.

.Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496с.

.Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.

7.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение  в общую психологию. - М.: Нова, 2006. - 376 с.

8.Дружинин В.Н. Психология  и психодиагностика общих способностей. - СПб: Питер, 2005. - 345 с.

9.Лебедева Е. Комплексный  подход к проблеме диагностики  одарённых детей // Журнал практического  психолога. - 1998. - №8. - С. 14-20.

10.Лейтес Н.С. Возрастная  одаренность и индивидуальные  различия: Избранные труды. - М.: МПСИ, 2003. - 412 с.

11.Лейтес Н.С. Умственные  способности и возраст. - М.: Просвещение, 1960. - 505 с.

.Лейтес Н. С. Ранние  проявления одаренности// Вопросы  психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.

13.Лурия А. Р. Лекции  по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

14.Маклаков А.Г. Общая  психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2001. - 592с.

15.Матюшкин А.М. Концепция  творческой одарённости // Вопросы  психологии. - 1989 - №6. - С. 29-33.

16.Мухина В.С. Возрастная  психология. Феноменология развития. - М.: «Академия», 2006. - 608с.

17.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие  основы психологии. - 688 с.

.Общая психология: Учебник/  Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера  Е.И. - М.: Эксмо, 2006. - 592с.

19.Попова Л.В. Одаренные  девочки и мальчики // Начальная  школа: «плюс - минус». - 2000. - №  3. - С. 58-65.

20.Психология: Учебник/ Под  ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. - М.: Учпедгиз, 1988. - 614с.

21.Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с.

.Сорокун П.А. Основы  психологии: Учеб. пособие. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312с.

23.Теплов Б. М. Проблемы  индивидуальных различий. - М.: Политиздат, 1961. - 503 с.

.Теплов Б.М Способности  и одаренность: Психология индивидуальных  различий. - М.: изд-во Московского  Университета, 1982. - 404 с.

25.Узнадзе Д.Н. Общая  психология. - М.: Смысл, 2004. - 413 с.

.Шаповаленко И.В. Возрастная  психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

27.Щебланова Е.И., Аверина  И.С. Современные лонгитюдные  исследования одарённости // Вопросы  психологии. - 1994. - №6. - С. 134-139.

28.Щебланова Е.И. Неуспешные  одарённые школьники: их проблемы  и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. - С. 41-55.

29.Слуцкий В.М. Одаренные  дети: www.friendship.com.ru <http://www.friendship.com.ru>

.<http://psylist.net/difpsi/genials.htm>


Информация о работе Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР