Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность. Цель реализуется следующими задачами:
- дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста; изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность; изучить теоретико-психологические основы таланта; раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными; описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);
Бывает, однако, что среди хаотического бреда в произведениях маттоидов-графоманов попадаются совершенно новые, здравые суждения [17, с. 69].
Пассананте в своих статьях, и особенно в разговоре иногда высказывал меткие оригинальные суждения, заставляющие многих сомневаться в том, действительно ли он сумасшедший. Например, его изречение: Там, где ученый теряется, невежда имеет успех. Или вот еще другое: История, преподаваемая народами, поучительнее той, которая изучается по книгам [3, с. 119].
Впрочем, ненормальность сказывается
не столько в преувеличениях относительно
той или другой тенденции, а, скорее,
в непоследовательности, в постоянных
противоречиях, так что рядом
с возвышенными, иногда прекрасно
изложенными взглядами
Маттоиды-гении. Промежуточные формы и незаметные градации существуют не только между сумасшедшими и здоровыми, но также между помешанными и маттоидами. Даже среди последних, представляющих полнейшее отсутствие гениальности, встречаются личности, до того богато одаренные, что сложно определить маттоиды это или гениальные люди [17, с. 87].
5. Общие рекомендации для работы с одаренными детьми
Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему [8, с. 92].
У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.
Для развития своих талантов
одаренные дети должны свободно распоряжаться
временем и пространством, обучаться
по расширенному учебному плану и
чувствовать индивидуальную заботу
и внимание со стороны своего учителя.
Широкие временные рамки
Одной из форм работы с талантливыми, гениальными детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества.
Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие. Не помогая нетрудно и опустить его возможности ниже нуля [30].
Заключение
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему одаренности, таланта и гениальности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.
Природа человеческой одаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, - это 1% способностей и 99% кропотливого труда?
Среди ученых в связи с
этим распространено мнение, что способности
биологически обусловлены и их проявление
целиком зависит от унаследованного
генетического фонда. Обучение и
воспитание, считают ученые, стоящие
на этой позиции, может лишь ускорить
процесс проявления способностей, но
и без педагогического
Другие же считают, что
одаренность, талант, гениальность могут
проявиться в связи с совокупностью
ряда совпадающих моментов: генетически
предрасположенности к
Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.
Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.
Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.
Таким образом, мы решили поставленные перед собой задачи, раскрыли необходимое содержание темы и дали общие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми и гениальными детьми.
Список использованных источников
1.Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. - 398 с.
.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с.
3.Анастази А.
4.Артемьева Т. И.
.Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496с.
.Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.
7.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Нова, 2006. - 376 с.
8.Дружинин В.Н. Психология
и психодиагностика общих
9.Лебедева Е. Комплексный подход к проблеме диагностики одарённых детей // Журнал практического психолога. - 1998. - №8. - С. 14-20.
10.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: МПСИ, 2003. - 412 с.
11.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Просвещение, 1960. - 505 с.
.Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.
13.Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
14.Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2001. - 592с.
15.Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. - 1989 - №6. - С. 29-33.
16.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: «Академия», 2006. - 608с.
17.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
.Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо, 2006. - 592с.
19.Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс - минус». - 2000. - № 3. - С. 58-65.
20.Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. - М.: Учпедгиз, 1988. - 614с.
21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с.
.Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312с.
23.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Политиздат, 1961. - 503 с.
.Теплов Б.М Способности
и одаренность: Психология
25.Узнадзе Д.Н. Общая психология. - М.: Смысл, 2004. - 413 с.
.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
27.Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 134-139.
28.Щебланова Е.И. Неуспешные
одарённые школьники: их
29.Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru <http://www.friendship.com.ru>
.<http://psylist.net/difpsi/
Информация о работе Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР