Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:13, лекция
Понятие роста и развития.
Закономерности роста и развития.
Возрастная периодизация.
Понятие физического развития.
Методика антропометрических измерений.
Методы оценки физического развития
Примечание. С — соответствует, П — превышает, О — отстает
Использование сигмального и регрессивного методов индивидуальной оценки физического развития больше подходит в случае варьирования признаков по закону нормального распределения. Если же наблюдается асимметричное распределение морфофункциональных показателей, лучше использовать центильный метод оценки.
Центильный метод оценки. Суть этого метода заключается в оценке показателей физического развития по центильным шкалам (см. практическую работу). Для разработки центильных шкал обследуется не менее ста человек (каждого возраста и пола), затем все результаты каждого из признаков (рост, масса тела, окружность грудной клетки) располагают в возрастающем порядке и делят на 100 интервалов (центилей). При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервале от 25-го до 75-гощентилей.
Обычно для характеристики распределения ряда, по каждому признаку физического развития, в оценочных центильных шкалах приводящие не все сто, а семь (1-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й) или шесть (3-й, 10-й, 25-й, 75-й, 90-й и 97-й) фиксированных центилей. 50-й не учитывается, так как с 25-го по 75-й центили включаются средние величины.
Каждый из фиксированных центилей называется вероятностью и обозначается в процентах. Так, 3-й и 97-й центили — это такие величины исследуемого признака, меньше которого он наблюдается в 3% случаев; величина признака меньше 10-го или больше 90-го центиля встречается в 10% случаев и т. д. Промежутки между центильными вероятностями называются центильными интервалами или "коридорами", каждый из которых соответствует определенному уровню показателей физического развития. В зависимости от того, где расположен этот "коридор", можно формулировать оценочное суждение и рекомендации (см. табл. 3).
Таблица 3. Коридоры центильной шкалы и рекомендации
Коридор центильной шкалы |
Оценка и рекомендации |
Область или «коридор» № 1 (до. 3-го центиля) |
Область «очень низких» величин, встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и в зависимости от показаний — обследование. |
Область или «коридор» № 2 (от 3-го до 10-го центиля) |
Область "низких" величин, встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития |
Область или «коридор» № 3 (от 10-го до 25-го центиля) |
Область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста |
Область или «коридор» № 4 (от 25-го до 75-го центиля) |
Область «средних» величин, свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы |
Область или «коридор» № 5 (от 75-го до 90-го центиля). |
Область величин «выше среднего», свойственна 15% здоровых детей. |
Область или «коридор» № 6 (от90-го до 97-го центиля). |
Область «высоких» величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака |
Область или «коридор» № 7 (от 97-го центиля) |
Область «очень высоких» величин, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование |
Оценив каждый из показателей в отдельности по центильным шкалам, можно охарактеризовать гармоничность физического развития. В случае, когда разность "коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничности развития, если эта разность составляет 2, развитие ребенка дисгармоничное, если разность превышает 3 и более — резко дисгармоничное развитие.
Комплексная оценка физического развития. В последние годы в практику оценки физического развития начинает входить комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие календарного возраста уровню биологического развития.
Для определения соответствия биологического развития календарному возрасту определяют биологический возраст ребенка При этом принимают во внимание длину тела, размер его годовых приростов, смену молочных зубов на постоянные, а также степень полового развития.
После определения соответствия биологического возраста календарному оценивают морфо-функциональное состояние организма с использованием шкал регрессии и возрастных стандартов функциональных показателей. При этом особенное внимание обращается на гармоничность физического развития (соотношение между массой тела, окружностью груди и ростом). Физическое развитие оценивают как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных (соответствующих данному росту по шкале регрессии) в пределах одной сигмы (sR).
Физическое развитие считается дисгармоничным, когда масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1 - 2sR либо превышают их в тех же пределах за счет избыточного жироотложения. Физическое развитие оценивают как резко дисгармоничное при отставании массы тела и окружности грудной клетки более чем на 2 sR или превышении их на ту же величину за счет избыточного жироотложения. Дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие характеризуется также низкими функциональными показателями. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице.
Таблица 2. Схема комплексной оценки физического развития.
Биологический уровень. |
|
Морфофункциональное состояние |
Масса тела, окружность груди |
Функциональные показатели. |
Гармоничное |
М + sR и более за счет развития мускулатуры |
М + s и выше | ||
Дисгармоничное |
От М - 1,1sR до М - 2sR От М + 1,1sR до М + 2sR за счет повышения жироотделения |
От М - 1,1s до М - 2s | ||
Резко дисгармоничное. |
От М - 2,1sR и ниже ; от М - 2,1 sR и выше за счеи избыточного жироотделения. |
От М - 2,1s и ниже. |
Информация о работе Рост и развитие как физиологические функции живого организма