Значение дыхания для жизнедеятельности организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 09:40, реферат

Описание работы

В каждой клетке осуществляются процессы, в ходе которых происходит освобождение энергии, используемой на различные виды жизнедеятельности организма. Сокращения мышечных волокон, проведение нервных импульсов нейронами, выделение секретов железистыми клетками, процессы клеточного деления - все эти и многие другие жизненные отправления клеток совершаются благодаря той энергии, которая освобождается при процессах, называемых тканевым дыханием.

Содержание работы

1. Значение дыхания для жизнедеятельности организма
2. Механизм дыхания
3. Обмен газов в легких и тканях
4. Регуляция дыхания
5. Возрастные особенности
6. Нарушения деятельности и заболевания органов дыхания. Профилактика
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 33.07 Кб (Скачать файл)

Газообмен в тканях. Клетки организма непрерывно потребляют кислород. Поэтому его содержание в них постоянно понижается. Вот почему кислорода в клетках всегда меньше, чем в омывающей их артериальной крови. Кроме того, чем больше в крови углекислого газа, тем слабее связь гемоглобина с кислородом. Эта непрочная связь легко разрушается, и кислород диффундирует в тканевую жидкость, а затем в клетки, где используется при окислительных процессах. Благодаря этим процессам энергия химических связей органических соединений освобождается. Она используется клетками на выполнение характерных для них жизненных отправлений.

Окислительные процессы в клетке - это цепь упорядоченных химических изменений органических веществ. Каждая ступень такого химического «конвейера» катализируется определенным ферментом. Понятно, что, чем интенсивнее функционируют клетки, тем более активно действуют в нихдыхательные ферменты. Вот почему на уровень газообмена «» организме влияет большая или меньшая интенсивность каталитического действия дыхательных ферментов в клетках.

Углекислый газ, образующийся в результате окислительных процессов в клетках, не накапливается в них, поскольку он вследствие диффузии непрерывно удаляется в тканевую жидкость, а затем в кровь. Некоторое количество углекислого газа вступает в соединение с гемоглобином; большая часть ого химически связывается некоторыми солями, содержащимися в крови.

 

Регуляция дыхания

 

Дыхательный центр. Изменение частоты и глубины дыхания, приспособление легочной вентиляции к меняющимся условиям окружающей среды, согласованная деятельность дыхательных мышц - все это регулируется дыхательным центром. Дыхательные движения совершаются под воздействием нервных импульсов, которые проводятся к дыхательным мышцам от дыхательного центра - группы тел нейронов, расположенных в продолговатом мозге на дне четвертого мозгового желудочка. Разрушение или поражение этого центра влечет за собой прекращение деятельности дыхательных мышц, а значит, мгновенную смерть.

В дыхательном центре через каждые 4 с возникают ритмические возбуждения, оттуда залпы нервных импульсов проводятся к дыхательным мышцам и вызывают их сокращение, Возникновение таких ритмических возбуждений было обнаружено в изолированном продолговатом мозге лягушки. Таким образом, ритмическая смена вдоха и выдоха при спокойном дыхании совершается автоматически. Однако частота и глубина дыхания изменяются в зависимости от состояния организма и характера его деятельности. Как же это происходит?

Нервные и гуморальные влияния на дыхательные движения. Регуляция дыхания осуществляется сложным взаимодействием рефлекторных и гуморальных механизмов. Мы рассмотрим лишь отдельные стороны этих процессов.

Многочисленные опыты показали, что возбудимость дыхательного центра не всегда одинакова. Она повышается при накоплении углекислого газа в крови и уменьшается, когда концентрация этого вещества в ней ниже нормы. Благодаря этому увеличение содержания углекислого газа в крови ведет к углублению дыхания, а недостаток его приводит нередко даже к временной остановке дыхания.

Экспериментально выяснено, что непосредственное омывание дыхательного центра жидкостью, насыщенной углекислым газом, вызывает усиленные дыхательные движения. Это гуморальный механизм. Кроме того, кровь, содержащая большое количество СО2, действует на рецепторы, воспринимающие химические раздражения,- хеморецепторы, расположенные в основании сонных артерий и в некоторых других органах, что также ведет к усиленному дыханию. Таково рефлекторное влияние СО2 на возбудимость дыхательного центра. Обнаружено также, что недостаток кислорода в крови повышает возбудимость дыхательного центра, вызывая учащение дыхания.

Наряду с описанными существуют и другие рефлекторные механизмы регуляции дыхания. В ткани альвеол, а также в дыхательных мышцах располагаются рецепторы, воспринимающие механические раздражения,- механорецепторы. Когда легочная ткань растягивается при вдохе и одновременно с этим сокращаются мышцы, вызывающие вдох, импульсы с механорецепторов проводятся по афферентным ветвям блуждающего нерва к дыхательному центру, вызывая его торможение. В результате наружные межреберные мышцы и диафрагма расслабляются - происходит выдох. Легкие спадаются. Следовательно, поток импульсов, тормозящих дыхательный центр, прекращается. Поэтому дыхательный центр возбуждается и происходит вдох. Так осуществляется саморегуляция дыхания. Вдох рефлекторно влечет за собой выдох, а выдох - вдох.

Существуют и защитные рефлексы, изменяющие характер деятельности органов дыхания. В слизистой оболочке глотки и гортани есть рецепторы, воспринимающие раздражения сильно действующих газов, таких, например, как аммиак.

От этих рецепторов в дыхательный центр проводятся импульсы, которые вызывают его торможение. Тогда у человека происходит задержка дыхания, что предотвращает проникновение раздражающих веществ в легкие.

Чихание и кашель - тоже защитные рефлексы, благодаря которым через воздухоносные пути из организма удаляются посторонние частицы и раздражающие вещества.

 

Возрастные особенности

 

Голосообразование. В голосообразовании принимает участие вся дыхательная система. Так, в гортани образуются звуки, а верхние дыхательные пути (носовая полость, носоглотка, глотка, полость рта) являются резонаторами звука. Процесс выдыхания воздуха создает главное условие образования голоса. Звуки членораздельной речи, свойственные человеку, образуются благодаря изменению положения языка, челюстей, губ.

Возрастные особенности голосового аппарата обусловливаются строением гортани. У детей гортань растет очень быстро, особенно в первый год жизни ребенка и затем в период полового созревания. Половые различия в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и наиболее отчетливо выкупают у детей младшего школьного возраста к 10 годам. 1С 11-12 годам ускоряется рост голосовых связок. У мальчиков они становятся длиннее, чем у девочек (у мальчиков - 1,8 см, у девочек - 1,2 см). К 20 годам у юношей они достигают 2,4 см, у девушек - 1,6 см. Окончательное формирование гортани заканчивается довольно поздно - в 20, а иногда и в 30 лет. орган дыхание заболевание профилактика

Сила голоса ребенка зависит от амплитуды колебания голосовых связок, силы выдоха и особенностей резонаторов - усилителей звука. Высота голоса зависит от толщины, длины и степени напряжения голосовых связок.

В период полового созревания происходит изменение (мутация) голоса. В это время наблюдается покраснение и утолщение голосовых связок. Особенно резки изменения голоса у мальчиков. В этот период их голос приобретает хриплость и резкость. У девочек мутационные явления происходят менее заметно, чем у мальчиков. В мутационный период не следует допускать перенапряжения голосовых связок во время уроков пения, выступлений на концертах и громкого чтения.

Гигиена голосового аппарата на уроках пения. Первое гигиеническое требование к обучению пению заключается в том, чтобы научить ребенка правильному вдыханию воздуха через нос.

Большое значение в гигиене и охране голоса занимает вопрос о подборе песенного репертуара в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Ни в коем случае не следует позволять детям форсировать звук, так как это вредно отражается на голосовом аппарате.

Правильные вокальные навыки, систематическая тренировка голоса в пении развивают и совершенствуют дыхательную систему и голосовой аппарат ребенка.

Уроки пения надо проводить в помещениях, которые полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам - в хорошо проветренных классах с температурой воздуха + 18... +20° С, с достаточной его влажностью. Пение в холодных, сырых, плохо проветриваемых помещениях, на сквозняке отрицательно сказывается на голосовом аппарате, приводит к заболеваниям дыхательных путей. Вредно также пение при резкой смене температур, например после перехода с мороза в теплое помещение.

Предупреждение голосовых расстройств. Бывают случаи, когда голос у ребенка садится, становится хриплым, тусклым, теряет звучность. Это происходит в результате значительной нагрузки на голосовые связки при чрезмерно громкой речи, крике, при попытках говорить долго и громко. Резкое перенапряжение голосовых связок может привести к кровоизлиянию в них и к образованию «певческих узелков», которые затрудняют смыкание голосовых связок и могут привести к исчезновению голоса.

Следует избегать слишком быстрой ходьбы на сильном морозе, так как дыхание в таких условиях учащается, становится более глубоким и массы холодного воздуха' проходят через гортань, охлаждая голосовые связки. По той же причине на холоде ребенку нельзя разрешать долго говорить. При любых нарушениях деятельности голосового аппарата у ребенка необходимо обращаться к врачу.

 

Нарушения деятельности и заболевания органов дыхания. Профилактика

 

Дефекты органов речи. В детском возрасте могут возникнуть дефекты голоса и речи, мешающие ребенку в его повседневной жизни, в учебе. Зная причины появления тех или иных дефектов речи, их можно выправить.

Повреждения носа могут возникнуть в результате ушиба, нарушающего его костный скелет, или попадания в нос инородных тел (камешки, бусинки, горошины и пр.). Все это затрудняет дыхание, изменяет звучание голоса вследствие нарушения резонаторной функции носовой полости. О наличии инородных тел в носовой полости можно судить по слизистым выделениям из носа с гнойным запахом. Удаление таких тел может производить только врач.

К наиболее часто встречающимся дефектам речи, затрудняющим ее и голосообразование, относится укороченная уздечка языка. У детей с таким дефектом речь малопонятна. В тяжелых случаях этот дефект устраняется хирургическим путем, а в легких - путем специальных логопедических упражнений.

Заболевания носовой полости. Острый насморк (воспаление слизистой оболочки носовой полости) у детей встречается довольно часто. Причиной его возникновения служат внедрившиеся в слизистую оболочку болезнетворные микробы. Набухшая слизистая оболочка закладывает нос, мешает дышать. Это приводит к изменению тембра голоса. Профилактика заключается в закаливании организма, а лечение - в приеме медикаментов по предписанию врача.

Озена - хроническое заболевание, сопровождающееся атрофией слизистой оболочки носа и других дыхательных путей. Эта болезнь затрагивает и костный скелет носовых раковин. В носовой полости образуется большое количество плотных корок с неприятным запахом. Иногда этот запах бывает настолько сильным, что другие дети отказываются сидеть рядом с больным ребенком. Эта болезнь также сопровождается нарушениями речи.

Полипы - это округлые сероватые или желтовато-розовые образования в носовых ходах, которые удаляются только хирургическим путем. Дыхание детей с полипами в носу затруднено, у них часто возникают головные боли, снижается память. Такие дети хуже учатся.

Заболевания глотки. Ангина - это острое инфекционное заболевание, возбудителем которого является стрептококк. Ангина сопровождается воспалением нёбных миндалин. Она возникает чаще как результат переохлаждения организма и начинается с общего недомогания, повышения температуры, головной боли, озноба, болей в мышцах и суставах.

Катаральная ангина - наиболее легкая форма, сопровождающаяся небольшим покраснением миндалин и слизистой оболочки зева. При лакунарной ангине в углублениях миндалин образуются гнойные налеты. Фолликулярная ангина характеризуется образованием на миндалинах множества круглых гнойных точек - колоний кокков. После ангины могут быть осложнения (острые воспаления среднего уха, ревматизм, воспаление почек).

Тонзиллит - это воспаление миндалин, возникающее вследствие частых ангин. При тонзиллите ребенок чувствует небольшую боль при глотании, у него появляется неприятный запах изо рта.

Воспалительные процессы в носоглотке могут вызывать разрастание носоглоточных миндалин. Это приводит к образованию аденоидов, которые заполняют почти всю носоглотку и иногда полностью выключают носовое дыхание. Речь становится невнятной, гнусавой. Особенно частое появление аденоидов наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вследствие затрудненного дыхания ребенок не получает полного отдыха ни днем, ни ночью, становится вялым, сонливым. У него ухудшаются память, внимание, и он хуже учится. Аденоиды удаляют хирургическим путем.

Заболевания гортани. К заболеваниям гортани относится ларингит - острое воспаление слизистой оболочки гортани. Ларингит возникает в результате переохлаждения организма, простудных заболеваний, а также перенапряжения голосовых связок, курения. Первыми признаками болезни являются сухость и царапание в горле, возникает сухой кашель, голос хрипит или исчезает (афония). Слизистая оболочка гортани имеет ярко-красный цвет, голосовые связки утолщены и не могут полностью смыкаться. Основным средством лечения ларингита является полный покой гортани, исключение из рациона питания горячих и острых блюд.

Значение свежего воздуха для детского организма. В правильном развитии организма ребенка свежий воздух играет чрезвычайно важную роль. В воздухе жилых и школьных помещений содержание углекислого газа выше, чем на открытом воздухе. Поэтому кровь отдает в легкие меньшее количество этого газа. Накапливаясь во внутренней среде организма, углекислый газ угнетает жизнедеятельность клеток, снижает уровень обмена веществ в них. Кроме того, в жилых и школьных помещениях воздух содержит значительное количество пыли и микробов, среди которых есть возбудители инфекционных заболеваний. Когда дети в течение нескольких часов в сутки находятся на свежем воздухе, особенно в садах, парках, поле, лесу, легочный газообмен у них значительно повышается. Это является важным условием нормального развития детского организма. Вот почему очень важно строить режим детей так, чтобы не менее 2 ч в сутки они отводили на прогулки. Кроме того, уроки физкультуры при малейшей к тому возможности должны проводиться на открытом воздухе. Трудно переоценить значение зимней тренировки школьников на лыжах, спортивных игр на открытом воздухе, а также соревнований и туристских походов и экскурсий в природу, проводимых во внеурочное время. Большое значение имеет также сельскохозяйственный труд детей на школьном учебно-опытном участке.

Информация о работе Значение дыхания для жизнедеятельности организма