Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:06, реферат
Зрительная сенсорная система. Рефракция и аккомодация. Адаптация к свету и темноте. Поле зрения и острота зрения, цветовое зрение. Восприятие пространства.
Слуховая сенсорная система. Структура наружного, среднего и внутреннего уха. Механизмы передачи звуковых волн. Теории слуха. Анализ и синтез частоты, громкости звуков, направления звуков.
Внутри стекловидного тела, также выделяют клокетов канал, являющийся остатками ткани артерии, кровоснабжающей хрусталик во внутриутробном периоде.
Центральная ямка
Центральная ямка, или центральное углубление (лат. fovea centralis) — небольшое углубление, находящееся в центре желтого пятна (лат. macula lutea) сетчатой оболочки глаза. Дно центральной ямки носит название "fundus foveæ". По месту своего положения центральная ямка соответствует приблизительно заднему полюсу глазного яблока. Она от 0,2 до 0,4 мм в диаметре, а также это самое тонкое место сетчатой оболочки. В направлении к центральной ямке слои сетчатки становятся тонкими, и некоторые даже исчезают. Сперва почти исчезнет слой нервных волокон, затем внутренний ганглиозный и ретикулярный слои и т. д., и в конце концов на дне углубления остается лишь слой нейроэпителия, который здесь состоит из одних клеток-колбочек. Центральная ямка имеется только в сетчатке человека и обезьяны.
Слепое пятно
Слепо́е пятно́ (оптический диск) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют световые рецепторы. Это нерациональное строение глаза хордовых является одним из доказательств эволюции. У головоногих, например осьминогов, нервные волокна собираются в зрительный нерв по другую сторону от слоя светочувствительных клеток и слепых пятен в их глазах нет.
Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз они незаметны; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение; потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, покидающие глаз в составе зрительного нерва. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету и именуется слепым пятном.
Зрительный нерв
Нервные волокна от чувствительных клеток сетчатки в конечном итоге собираются у заднего полюса глаза в зрительный нерв. Общее количество нервных волокон, образующих зрительный нерв, составляет более 1 млн, но их количество уменьшается с возрастом. Расположение и ход нервных волокон от различных областей сетчатки имеет строго определенную структуру. По мере приближения к диску зрительного нерва (ДЗН) слой нервных волокон утолщается, и это место несколько возвышается над сетчаткой. Затем собранные в диск зрительного нерва (ДЗН) волокна изгибаются под углом 90˚, образуя внутриглазную часть зрительного нерва.
Диск зрительного нерва имеет диаметр около 1,75-2,0 мм и занимает площадь 2-3 мм. Зона проекции ДЗН в поле зрения соответствует области слепого пятна. Впервые слепое пятно было обнаружено физиком Э. Марриотом в 1668 г. Зрительный нерв начинается от ДЗН и заканчивается в хиазме. Длина зрительного нерва у взрослого человека составляет от 35 до 55 мм. Зрительный нерв имеет S-образный изгиб, который препятствует его натяжению при движении глазного яблока. Практически на всем протяжении зрительный нерв, подобно головному мозгу, имеет три оболочки: твердую, паутинную и мягкую. Пространства между ними заполнены жидкостью сложного состава.
Топографически зрительный нерв делят на 4 отдела: внутриглазной, внутриорбитальный, внутриканальцевый и внутричерепной.
Зрительные нервы обоих глаз выходят в полость черепа, и соединяясь в области турецкого седла, образуют хиазму. В области хиазмы осуществляется частичный перекрест волокон зрительного нерва. Перекрещиваются волокна, идущие от внутренних (носовых) половин сетчатки, и не перекрещиваются волокна, идущие от наружных (височных) половин.
После перекреста зрительные волокна образуют зрительные тракты (tractus opticus). В состав каждого тракта входят волокна от наружной половины сетчатки той же стороны и внутренней половины противоположной.
Сосудистая оболочка
Сосудистая оболочка глаза (увеальный тракт, от лат. uva — виноград) — это средняя оболочка глаза, размещенная непосредственно под склерой. Мягкая, пигментированная, богатая сосудами оболочка, основными свойствами которой являются аккомодация, адаптация и питание сетчатки .
Увеальный тракт состоит из трех частей:
- радужка (ирис); функция: адаптация.;
- цилиарное тело; функция: аккомодация, продуцирование водянистой влаги камер глаза.
- собственно сосудистая оболочка (хориоидея); функция: питание сетчатки, механический амортизатор.
В специальных клетках хроматофорах содержится пигмент, благодаря которому сосудистая оболочка образует нечто вроде темной камеры-обскуры. Это приводит к поглощению и, как следствие, предупреждению отражения световых лучей, проникших в глаз через зрачок. При этом увеличивается чёткость изображения на сетчатке.
Интенсивность пигментации увеального тракта генетически заложена и обусловливает цвет глаз.
Филогенетически за сосудистую оболочку глаза отвечают мягкая и арахноидальная оболочки мозга. Сетчатка, которую питает сосудистая оболочка, является частью нервной системы.
Воспаление сосудистой оболочки называется увеитом.
Водянистая влага
Водянистая влага камер глаза (лат. humor aquosus) — прозрачная желеобразная жидкость, заполняющая переднюю и заднюю камеры глаза. По своему составу она похожа на плазму крови, но имеет меньшее содержание белка.
Дренажная система глаза. Водянистая влага образуется в цилиарном теле (1,5—4 мм/мин) при участии непигментного эпителия и в процессе ультрасекреции из капилляров. Затем водянистая влага поступает в заднюю камеру и через зрачок переходит в переднюю камеру. Периферическая часть передней камеры называется углом передней камеры. Передняя стенка угла образована корнеосклеральный соединением, задняя — корнем радужки, вершина — цилиарным телом. Главные части дренажной системы глаза — это передняя камера и угол передней камеры. В норме объем передней камеры составляет 0,15—0,25 см3. Так как влага постоянно вырабатывается и оттекает, глаз сохраняет форму и тонус. Ширина передней камеры — 2,5—3 мм. Влага передней камеры отличается от плазмы крови: се удельный вес — 1,005 (плазмы — 1,024); на 100 мл — 1,08 г сухого вещества; pH более кислая, чем у плазмы; в 15 раз больше витамина С, чем в плазме; белков меньше, чем в плазме, — 0,02%. Влага передней камеры вырабатывается эпителием отростков цилиарного тела. Отмечаются три механизма выработки:
- активная секреция (75%);
- диффузия;
- ультрафильтрация из капилляров.
Влага, находящаяся в задней камере, омывает стекловидное тело и заднюю поверхность хрусталика; влага передней камеры омывает переднюю камеру, поверхность хрусталика и заднюю поверхность роговицы. В углу передней камеры находится дренажная система глаза.
На передней стенке угла передней камеры расположена склеральная бороздка, через которую перекинута перекладина — трабекула, которая имеет форму кольца. Трабекула состоит из соединительной ткани и имеет слоистое строение. Каждый из 10—15 слоев (или пластин) с обеих сторон покрыт эпителием и отделен от соседних слоев щелями, заполненными водянистой влагой. Щели соединяются между собой отверстиями. Отверстия в различных слоях трабекул не совпадают друг с другом и становятся более узкими при приближении к шлеммову каналу. Трабекулярная диафрагма состоит из трех основных частей: увеальной трабекулы, которая находится ближе к цилиарному телу и радужке; корнеосклеральной трабекулы и юкстаканаликулярной ткани, которая состоит из фиброцитов и рыхлой волокнистой ткани и оказывает наибольшее сопротивление оттоку водянистой влаги из глаза. Водянистая влага просачивается через трабекулу в шлеммов канал и оттекает оттуда через 20—30 тонких коллекторных каналов или выпускников шлеммова канала в венозные сплетения, которые являются конечным пунктом оттока водянистой влаги. Таким образом, трабекулы, шлеммов канал и коллекторные каналы являются дренажной системой глаза. Сопротивление движению жидкости по дренажной системе весьма значительно. Оно в 100 000 раз превышает сопротивление движению крови по всей сосудистой системе человека. Это обеспечивает необходимый уровень внутриглазного давления. Внутриглазная жидкость встречает препятствие в трабекуле и шлеммовом канале. Это поддерживает тонус глаза.
Особенности восприятий изображений человеком и животными.
Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия.
Предметность восприятия не является врожденным качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир. Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Как особенность восприятия предметность имеет большое значение для регуляции поведения. Кирпич и блок с взрывчаткой внешне и на прикосновение могут восприниматься как похожие, но по назначению они абсолютно разные.
Обычно определяют предметы не по внешнему виду, а в соответствии с тем, как их применяют на практике, или с их основными качествами. Предметность играет важную роль в дальнейшем формировании самых перцептивных процессов. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильное отображение.
Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.
"Восприятие - это реконструкция мира", утверждают гештальтпсихологи. Эта теория объясняет восприятие как спонтанный процесс (т.е. такой, который возникает сам по себе) и фактически игнорирует существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений объективной действительности.
Константность. Под константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Если предмет воспринимается на некотором расстоянии от того, кто воспринимает, то отображение его на сетчатке уменьшается как по длине, так и по горизонтали, т.е. уменьшается и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту самую, свойственную предмету, величину. Так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, однако его форма воспринимается нами как более-менее постоянная. Константность имеет место в зрительном восприятии формы и цвета предметов. Например, когда на уроке рисования учащиеся рассматривают набор овощей на столе, каждый воспринимает их под своим углом зрения. Но образы этих предметов сохраняют постоянные размеры.
Механизм константности не врожденный. Так, человек, который прожил всю свою жизнь в одноэтажном доме, попав на верхний этаж высотного дома, не может распознать внизу людей, автомобили, поскольку они ему кажутся очень маленькими. Одновременно жители этого дома видят все объекты внизу без искажения их размеров. У К. Чуковского описан случай, когда трехлетняя девочка посмотрела на крышу многоэтажного дома и, увидев мастера, что его ремонтировал, закричала: "Мама, дай мне вон ту куклу". Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее.
Апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему. Апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний. Апперцепция - одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным живым человеком. В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению. Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.
Интересными являются исследования американского психолога А. Реймса с "перекошенной комнатой". Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы создает такое же изображение на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната.
Если в "перекошенной комнате" размещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженно в размерах (например, взрослый кажется меньше, чем маленький ребенок). Наверное, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что при восприятии искажаются быстрее объекты, помещенные в "перекошенную комнату", нежели сама комната. Интересно, что женщины не воспринимают своих мужей, с какими либо изменениями в этой комнате, они их воспринимают как обычно, а комнату видят искаженной.
При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора предопределяется предыдущим опытом человека; хорошо знакомые предметы "перекошенная комната" не искажает. Знакомство с комнатой путем общупывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и в конце концов сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной. Итак, восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек знаком с определенным объектом, тем полным, точным и содержательным является восприятие этого объекта.
И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". В образ Ольги влюблен Ленский , увидел "деву красоты", а для равнодушного к ней Онегина, Ольга "круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне".