Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:30, реферат
Зрительный анализатор – это сложная система органов, которая состоит из рецепторного аппарата, представленного органом зрения – глазом, проводящих путей и конечного отдела – воспринимающих участков коры головного мозга. Рецепторный аппарат включает в себя, в первую очередь, глазное яблоко, которое формируется различными анатомическими образованиями.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1.Роль зрительной сенсорной системы для жизнедеятельности
организма…………………………………………………………………………..……..….4
2.Строение органа зрения .Закономерности роста и развития
глаза у дошкольников………………………………………………………………….6
3.Острота зрения в детском возрасте .Факторы ,влияющие на
остроту зрения………………………………………………………………………….…10
4.Близорукость :причины возникновения ,признаки проявления ,
Профилактика……………………………………………………………………………..13
5.Гигиена зрения дошкольника и профилактика травм глаза…..…16
6.Практическая часть………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………….…23
Список источников…………………………………………………………………….….24
Процесс развития и совершенствования зрительной сенсорной системы в целом, как и других сенсорных систем, идет от периферии к центру. Развитие моторных и сенсорных функций зрения, происходит, как правило, синхронно.
Механизмы координации и способность синхронно фиксировать предмет взглядом интенсивно формируются в возрасте от пяти дней до трех — пяти месяцев. Движения глаз в первые дни после рождения могут быть независимы друг от друга (один глаз смотрит прямо, другой — в сторону, при засыпании один глаз может быть уже закрыт, другой — полуоткрыт). Это связано с неполной миелинизацией нервных волокон глазодвигательных нервов и зрительных проводящих путей. Миелинизация их заканчивается у большинства детей к трем — четырем месяцам жизни.
В первый месяц жизни в связи с недоразвитием коры головного мозга зрение обеспечивается подкорковыми отделами (ядрами верхних бугров четверохолмия среднего мозга). Зрительное восприятие у новорожденных проявляется в виде слежения, продолжающегося в течение нескольких секунд (это врожденная реакция). Со второй недели жизни проявляется более длительная фиксация взора (задержка взора на предмете). Созревание зрительных сенсорных зон коры головного мозга происходит к семи — девяти годам.
Поле зрения у детей меньше, чем у взрослых, лишь к семи годам достигает 80% от размеров поля зрения взрослого человека. Это является одной из причин частых дорожно-транспортных происшествий с детьми дошкольного возраста. К 12 — 14 годам границы полей зрения приближается к уровню взрослого человека.
Острота зрения в детском возрасте. Факторы, влияющие на остроту зрения.
Наиболее важным качеством глаза является острота зрения. Нормальная острота зрения, равная 1,0, формируется у ребенка не сразу и заметно колеблется в зависимости от его возраста. В первую очередь она определяется преломляющей силой глаза, так называемой рефракцией, развитие которой также постепенно совершенствуется в дошкольном возрасте.
Значительное большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая до 5 лет преобладает над нормальной. С 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркой рефракцией и преобладанию нормальной. Это, в свою очередь, приводит к увеличению числа детей с нормальной остротой зрения.
В возрасте от 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукая рефракция. По многочисленным данным, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза: 1,5% — в 3 года и 3,0% — в 7 лет.
От 15 до 20% детей, поступающих в первый класс, имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости. Совершенно очевидно, что понижение остроты зрения в этом случае произошло уже в дошкольном возрасте. Следовательно, бережно относиться к глазам необходимо в раннем дошкольном возрасте, когда еще можно способствовать правильному развитию рефракции глаза и нормальной остроте зрения.
В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические взгляды на причину нарушения зрения в дошкольном возрасте. В происхождении близорукости выделяют 2 ведущих звена: наследственное предрасположение и несоответствие между аккомодационной способностью глаза и зрительной нагрузкой при работе на близком расстоянии. Отсюда дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гигиенические условия, недостаточная двигательная активность) и внутренние (общие заболевания, несоответствующее возрасту развитие рефракции, отставание в физическом развитии) влияния. Определяющими во всех случаях оказываются факторы внешней среды. Среди их многообразия особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки.
В последние годы все большее внимание уделяется зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. По мнению профессора Э. С. Аветисова и других авторов, у части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации, что во многом определяется еще недостаточным развитием в этом возрасте циллиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации. В силу этого детям нередко трудна зрительная нагрузка, особенно повышенная. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий не наступает. И наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще (до 20%) развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.
Факторы , влияющие на остроту зрения.
1. Спазм аккомодации
Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное
напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается.Он (спазм) сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усилениепреломляющей способности глаза в ущерб зрению.
Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский
его сотрудники полагают, что подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий школьник.
Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной
мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою
успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма
колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз.
Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду
частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.
2. Близорукость
Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период
интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое
улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
3. Дальнозоркость
В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное
состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты
зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
4. Астигматизм
Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого
врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего,
неправильностью кривизны роговицы.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи,
снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
5. Косоглазие
Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного
глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в
сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы
мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
Близорукость : причины возникновения,
признаки проявления, профилактика.
Склера у детей значительно тоньше, чем у взрослых, обладает повышенной растяжимостью. Напряженная зрительная работа на близком расстоянии, особенно с мелким шрифтом и в условиях дефицита света, может вызвать у детей развитие близорукости.
Это может быть объяснено следующими причинами:
1. При работе на близком
2. При работе на близком
расстоянии происходит сильное
напряжение глазодвигательных
Таким образом, основные причины прогрессирующей близорукости у детей кроются в чрезмерном напряжении аккомодации глаза, что вызвано большой зрительной нагрузкой. Поэтому она выявляется, в основном, в школьном возрасте: в младших классах – как спазм аккомодации, в старших – как истинная близорукость. Причины прогрессирующей близорукости носят также региональный характер. Например, число близоруких в северных районах больше, чем в южных; в некоторых странах (в Японии) количество близоруких существенно выше. Эти отклонения связывают с уровнем инсоляции, особенностями пищевого рациона. В городах близоруких больше, чем в сельской местности; в специализированных школах больше, чем в обычных школах.
Близорукость быстрее развивается у физически ослабленных детей (плохое питание, хронические заболевания), нежели среди занимающихся спортом.
У детей, перенесших рахит, близорукость встречается в 5 раз чаще. К семи годам количество близоруких детей составляет в среднем 4 — 7 % от общего количества сверстников, за время обучения в школе % близоруких детей возрастает до 35 — 40 %. особенно в возрасте от 11 до 14 лет,
Следует заметить, что предрасположенность
к близорукости передается по наследству
(наследуется, в частности, недостаточная
жёсткость склеры). Однако наследственные
факторы, определяющие возникновение
и прогрессирование близорукости, не являются
фатальными. Нельзя игнорировать влияние
среды и этим оправдывать своё бездействие.
Также способствует развитию
близорукости чтение детьми
Для профилактики близорукости на уроках необходимо чередовать зрительную работу на близком расстоянии с другими видами работы (с таблицами, доской), т.е переводить взгляд на удаленные от глаза предметы.
С целью профилактики нарушения зрения у детей на занятиях должна проводится гимнастика для глаз. Рекомендуется следующий комплекс упражнений:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед.
Следить глазами, не поворачивая
головы, за медленными движениями
указательного пальца
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Роль влияния солнца на зрение очевидна, но не однозначна. Если глаза легко утомляются на солнце, то необходимо воспользоваться методикой соляризации глаз. Для этого необходимо встать в коридоре или в тени, отбрасываемой стеной, у самой границы падения солнечных лучей. Закрыть глаза и начать раскачиваться, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени. Через несколько сеансов почувствуется тонизирующий эффект.
Не интенсивность света, а резкий контраст утомляет глаз. Поэтому полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темноты на солнце.
Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко задерживают дыхание, в результате чего снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому рекомендуется использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением.
Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроют глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется, что появился новый источник света. При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.
ВИДЕОТРЕНАЖЕРЫ.
Видеотренажеры - особый класс технических устройств, позволяющих тренировать в целях профилактики и восстановления зрения, особенно, для детей. При чтении между текстом и глазом располагают аппарат с автоматической сменой линз, которые либо облегчают, либо затрудняют чтение - таким образом, проводится “оптический массаж” внутри глазных мышц.
Другой тренажер - для разработки глазомера, позволяющий быстрее оценивать расстояние до предмета и его габариты.