Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:15, реферат
Овощи – незаменимые продукты питания, богатые минеральными веществами и витаминами. Ценность овощей определяется содержащимися в них биостимуляторами, минеральными и пряными веществами (витаминами, гормонами, ферментами, органическими кислотами). Овощеводство является одной из важных отраслей сельского хозяйства. Оно призвано удовлетворять потребности населения в свежей диетической продукции, а также в консервированных овощах в течение всего года.
1. Особенности рынка овощей 3
2. Конъюнктура рынка 6
2.1 Производство овощей 6
2.2 Ценовая ситуация 9
2.3 Импорт 10
3. Государственное регулирование рынка овощей в России и странах ЕС 13
3.1 Регулирование рынка овощей в России 13
3.2 Регулирование рынков овощей в ЕС 14
4. Прогноз развития рынка овощей 16
Выводы и предложения 19
Список использованной литературы: 21
Таблица
3 - Потребительские
цены на основные виды
овощей, руб./кг .
Потребительские цены на овощи оставались на довольно высоком уровне, и все же в отличие от цен на картофель имели тенденцию к снижению. Удешевление овощной продукции немного замедлилось в сентябре, но в октябре эта тенденция продолжилась. Однако в ноябре и декабре цены снова начали повышаться. В 2009 году в аналогичном периоде так же наблюдалось повышение потребительских цен, хотя их темпы были намного более медленными.
Значительное влияние на величину розничных цен в межсезонье оказывает импорт овощей продукции. В это время, особенно перед массовой уборкой нового урожая, основные потребности населения в овощах покрываются за счет их импорта из других стран. Наибольший его объем приходится на 2 и 3 кварталы года (более 60%). В то же время снижение цен на импортируемые овощи сдерживает темпы роста розничных цен на внутреннем потребительском рынке и позволяет его разнообразить. Ассортимент импортируемых овощных культур достаточно широк. Основную долю в них составляют те виды продукции, которые производят в недостаточном количестве для внутреннего потребления, скоропортящиеся и не производимые в России совсем.
Рассмотрим, как изменялись показатели импорта овощей за последние несколько лет.
Объем российского рынка овощей по итогам 2009 года вырос на 4%, тогда как годом ранее рост рынка наблюдался на уровне 10,9%. Основную долю на российском рынке свежих овощей занимает картофель, при этом данный сегмент в основном состоит из российского производства, а доля импорта совсем незначительна.
Согласно маркетинговому исследованию мирового и российского рынка свежих овощей, проведенному компанией GLOBAL REACH CONSULTING, в 2009 г. отмечается падение импорта овощей, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, на 21%. В структуре импорта овощей преобладают помидоры, на втором месте находится лук, а третье место занимает картофель. Основные экспортеры овощей в нашу страну Голландия, Китай, Турция, Узбекистан.
В экспорте свежих овощей основной объем приходится на картофель. На втором месте, также как и в импорте, располагается лук, при этом экспорт лука по итогам 2009 года значительно вырос (на 151%).
Что касается цен на свежие овощи на российском рынке, то в первые пять месяцев 2010 г. наблюдается существенный рост цен на репчатый лук - плюс 57% к аналогичному периоду 2009 г. и капусту. При этом существенно снизились цены на помидоры открытого грунта и свеклу.
Наименование товаров | 2010 г. | 2009 г. | 2008 г. | 2010 к 2009 г. в % | 2009 г.в % к 2008 г. |
тыс.тонн | тыс.тонн | тыс.тонн | |||
Овощи | 3314,0 | 2565,0 | 2843,7 | 129,2 | 90,2 |
из них: картофель | 710,0 | 396,9 | 574,3 | 178,9 | 69,1 |
капуста | 250,0 | 182,0 | 246,5 | 137,4 | 73,8 |
кукуруза | 36,5 | 38,0 | 361,7 | 96,1 | 10,5 |
масло подсолнечное | 114,0 | 71,3 | 183,6 | 160,0 | 38,8 |
сахар-сырец | 2086,0 | 1251,3 | 2415,7 | 166,7 | 51,8 |
Таблица 4 – Импорт овощей
Правительство РФ утвердило список из 24 продовольственных товаров, розничные цены на которые могут регулироваться государством в случае резкого подорожания, а также правила госрегулирования цен на эти продукты.
В перечень социально значимых продовольственных товаров вошли и картофель, капуста, репчатый лук, морковь. Правительство сможет устанавливать предельные цены на эти товары на срок не более 90 дней в том случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта или субъектов РФ рост розничных цен на данные продукты составит 30% и более.
Министерство сельского
хозяйства уже представило четкий план
по насыщению внутреннего рынка отечественной
овощной продукцией и снижению зависимости
от импорта зимой и весной.
В частности, запланированы мероприятия
по развитию овощеводства в защищенном
грунте, мелиорации, семеноводства. Продолжится
поддержка отрасли по уже действующим
направлениям - таким как субсидирование
закупки элитных семян и инвестиционных
кредитов на строительство и реконструкцию
теплиц и овощехранилищ. Кстати, именно
в Астрахани министр впервые заявила о
создании логистических центров, которые
как раз должны наладить сбыт.
Напомним, что засуха прошлого года серьезно скорректировала цены на овощи, и здесь тоже государство приняло оперативные меры. Чтобы не допустить повышения цен в условиях товарного дефицита, Правительство РФ обнулило ставки ввозных таможенных пошлин на картофель, капусту и ряд других овощей. За счет импорта удалось снять напряжение по белокочанной капусте. Благодаря принятым мерам, а также собственным запасам, цены на капусту не росли, а снижались в Карелии, Санкт-Петербурге, Архангельской, Ленинградской, Вологодской, Псковской и Новгородской областях.
Меры
регулирования продуктовых
В основу регулирования продуктовых рынков Европейского Союза (ЕС) положены следующие принципы:
Способы
регулирования продуктовых
В случае если международные обязательства не позволяют использовать импортные пошлины на ввоз агропродовольственной продукции, снижение внутренних цен ЕС до уровня более низких мировых цен на эту продукцию производится с помощью системы бонусов. Выплаты фермерам осуществляются в зависимости от объемов производства, посевных площадей, поголовья скота, уровня производственных издержек.
Поскольку фрукты и овощи являются скоропортящейся продукцией, регулирование этого рынка осуществляется не столь жестко. Уже на первом этапе формирования общего рынка фруктов и овощей, органы ЕС возложили на ассоциации их производителей обязанности по сближению цен (на стадии производства) и обеспечению необходимого качества продукции. Ассоциации устанавливают цены, ниже которых они не хотят продавать свою продукцию. В свою очередь органы ЕС определяют границы, в которых та или иная ассоциация при назначении цен может действовать самостоятельно. Особенностью системы регулирования внешней торговли продовольствием в ЕС является то, что его принципы тесно увязаны с единой аграрной политикой, направленной на достижение конкурентоспособности западноевропейской сельскохозяйственной продукцией на мировом рынке, и то, что меры ограничения импорта тесно связаны с мерами поощрения экспорта продовольствия.
Евросоюз
и Россия заключили соглашение о
максимально допустимом уровне пестицидов
в фруктах и овощах. По итогам
переговоров, Россия фактически ослабила
свои требования и, таким образом, российские
и европейские нормы
По мнению экспертов, рынок свежих овощей и фруктов растет очень динамично: ежегодно на 20-30%. В основном, конечно, за счет импорта. Россия, занимающая 11-е место в мире по производству плодоовощной продукции и 2-е место в мире по объему производства картофеля, слишком мало внимания уделяет развитию собственного плодоовощного производства.
Производство овощей за последние 5 лет увеличилось всего на 22%, а импорт за этот же период вырос почти в три раза.
Причины этих тенденций следует искать в опережающих темпах развития оптовой торговли, которая старается обеспечить возрастающие потребности еще более стремительно развивающихся розничных сетей. Оптовикам гораздо проще работать с импортной продукцией, которая поставляется крупными и средними компаниями в течение всего года. При этом импортная продукция соответствует всем требованиям по качеству и упаковке, в то время как большинство российских производителей хотели бы переложить функцию доработки, калибровки, упаковки и даже хранения овощей и фруктов на оптовую компанию.
Справедливости ради нужно признать, что и отечественные фермеры научились выращивать качественный продукт и продавать его. Рынок становится более цивилизованным - появляются крупные оптовые компании, которые имеют собственную инфраструктуру для заготовки, транспортировки, упаковки, хранения и дистрибуции овощей и фруктов. Крупнейшими производителями плодоовощной продукции в России являются ЗАО "Агрокомбинат "Московский", "Агрокомбинат "Южный" и компания "Дмитровские овощи". Это крупные, в основном тепличные хозяйства, где овощи выращиваются круглый год.
Свою лепту вносят и владельцы приусадебных хозяйств. Продукт отечественных производителей хорошо зарекомендовал себя на рынке. Покупатели уверены, что российские овощи и фрукты выращены без применения вредных для здоровья веществ, хотя на самом деле это не всегда так. Видимо, поэтому на рынке наблюдается новая тенденция - в рознице импортные овощи и фрукты выдаются за отечественные.