Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:10, курсовая работа
Создание машин, отвечающих потребностям народного хозяйства, должно предусматривать их наибольший экономический эффект и высокие тактико-технические и эксплуатационные показатели.
Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, ремонтопригодность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации, экономичность, техническая эстетика. Все эти требования учитывают в процессе проектирования и конструирования.
Введение
Техническое задание
1 Кинематическая схема машинного агрегата
2 Выбор двигателя, кинематический расчет привода
3 Выбор материалов червячной передачи и определение допускаемых напряжений
4 Расчет закрытой червячной передачи
5 Расчет открытой зубчатой передачи
6 Нагрузки валов редуктора
7 Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора.
8 Расчетная схема валов редуктора
9 Проверка прочности шпоночных соединений
10 Уточненный расчет валов
11 Смазка редуктора
12 Подбор и проверка муфт
13 Конструктивные элементы корпуса
14 Тепловой расчет редуктора
Литература
Допускаемые напряжения изгиба при реверсивной передаче:
[s]F = 0,16sвKFL,
где КFL – коэффициент долговечности.
KFL = (106/NэН)1/9,
где NэН – число циклов перемены напряжений.
NэН = 573w2Lh = 573×6,18×15000 = 5,3×107.
KFL = (106/5,3×107)1/9 = 0,643
[s]F
= 0,16×700×0,643
= 72 МПа.
Межосевое расстояние
принимаем аw = 100 мм
Основные геометрические параметры передачи
Модуль зацепления:
m = (1,5¸1,7)aw/z2,
где z2 – число зубьев колеса.
При передаточном числе 16,0 число заходов червяка z1 = 2, тогда число зубьев колеса:
z2 = z1u = 2×16,0 = 32
m = (1,5¸1,7)100/32 = 4,7¸5,3 мм,
принимаем m = 5,0 мм.
Коэффициент диаметра червяка:
q = (0,212¸0,25)z2 = (0,212¸0,25)32 = 6,8¸8,0
принимаем q = 8,0
Коэффициент смещения
x = a/m – 0,5(q+z2) = 100/5,0 – 0,5(8,0+32) = 0
Фактическое значение межосевого расстояния:
aw = 0,5m(q+z2+2x) = 0,5×5,0(8+32 – 2×0) = 100 мм
Делительный
диаметр червяка:
d1 = qm = 8×5,0 = 40 мм
Начальный диаметр червяка dw1 = m(q+2x) = 5,0(8-2·0) = 40.0 мм
Диаметр вершин витков червяка:
da1 = d1+2m = 40+2×5,0 = 50 мм.
Диаметр впадин витков червяка:
df1 = d1 – 2,4m = 40 – 2,4×5,0 = 28 мм.
Длина нарезной части червяка:
b1 = (10+5,5|x|+z1)m + C = (10+5,5×0+2)5,0+0 = 60 мм.
при х < 0 ® С = 0.
Делительный угол подъема линии витка:
g = arctg(z1/q) = arctg(2/8) = 14°04`
Делительный диаметр колеса:
d2 = mz2 = 5,0×32 = 160 мм.
Диаметр выступов зубьев колеса:
da2 = d2+2m(1+x) = 160+2×5,0(1+0) = 170 мм.
Диаметр впадин зубьев колеса:
df2 = d2 – 2m(1,2 – x) = 160 – 2×5,0(1,2 – 0) = 148 мм.
Наибольший диаметр зубьев колеса:
dam2 = da2+6m/(z1+2) = 170+6×5,0/(2+2) = 178 мм.
Ширина венца колеса:
b2 = 0,355aw = 0,355×100 = 36 мм.
2.5. Фактическое значение скорости скольжения
vs
= uw2d1/(2000cosg)
= 16×6,18×40/(2000cos14°04`)
= 2,04 м/с
Уточняем значение допускаемого контактного напряжения
[s]H = 300 – 25vs = 300 – 25×2,04 = 249 МПа.
2.6. Коэффициент полезного действия червячной передачи
h = (0,95¸0,96)tgg/tg(g+j)
где j = 1°15` - приведенный угол трения [1c.74].
h
= (0,95¸0,96)tg14°04`/tg(14°04`+
2.7. Силы действующие в зацеплении
Окружная на колесе и осевая на червяке:
Ft2 = Fa1 = 2Т2/d2 = 2×214,6×103/160 = 2682 H.
Радиальная на червяке и колесе:
Fr1 = Fr2 = Ft2tga = 2682×tg20° = 976 H.
Окружная на червяке и осевая на колесе:
Ft1 = Fa2 = 2M1/d1 = 2×17,2×103/40 = 860 H.
2.8. Расчетное контактное напряжение
sН = 340(Ft2K/d1d2)0,5,
где К – коэффициент нагрузки.
Окружная скорость колеса
v2 = w2d2/2000 = 6,18×160/2000 = 0,49 м/с
при v2 < 3 м/с ® К = 1,0
sН = 340(2682×1,0/40×160)0,5 = 220 МПа,
недогрузка (249,0 – 220,)100/249,0 =11,6% < 15%.
Расчетное напряжение изгиба для зубьев колеса
sF
= 0,7YF2Ft2K/(b2m),
где YF2 – коэффициент формы зуба колеса.
Эквивалентное число зубьев колеса:
zv2 = z2/(cosg)3 = 32/(cos14°04`)3 = 35,0 ® YF2 = 1,64.
sF = 0,7×1,64×2682×1,0/(36×5,0) = 17,1 МПа.
Условие sF < [s]F = 72 МПа выполняется.
Так как условия
0,85<sH
< 1,05[sH]
и sF
< [sF]
выполняются, то можно утверждать, что
устойчивая работа червячной закрытой
передачи обеспечена в течении всего срока
службы привода.
Выбор материалов зубчатой передачи
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.49], сталь 45:
шестерня: термообработка – улучшение – НВ230 [1c.50],
колесо: термообработка – нормализация – НВ180.
Допускаемые контактные напряжения:
[σ]H = KHL[σ]H0,
где KHL – коэффициент долговечности
KHL = (NH0/N)1/6,
где NH0 = 1·107 [1c.51],
N = 573ωLh = 573·1,26·15·103 = 1,08·107.
Так как N > NH0, то КHL = 1.
[σ]H0 = 1,8HB+67 = 1,8·180+67 = 391 МПа.
[σ]H
= 1·391 = 391 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба:
[σ]F = KFL[σ]F0,
где KFL – коэффициент долговечности
Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.
[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·230 = 237 МПа.
[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·180 = 186 МПа.
[σ]F1
= 1·237 = 237 МПа.
[σ]F2 = 1·186 = 186 МПа.
Межосевое расстояние
где Ка = 49,5 – для прямозубых передач [1c.58],
ψba = 0,16 – коэффициент ширины колеса,
КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся колес.
аw
= 49,5(4,95+1)[1000·103·1,0/(391
принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 350 мм.
Модуль зацепления
m > 2KmT2/(d2b2[σ]F),
где Km = 6,8 – для прямозубых колес,
d4 – делительный диаметр колеса,
d4 = 2awu/(u+1) = 2·350·4,95/(4,95+1) = 582 мм,
b4 – ширина колеса
b4 = ψbaaw = 0,16·350 = 56 мм.
m > 2·6,8·1000·103/582·56·186 = 2,24 мм,
в открытых передачах расчетное значение модуля увеличивают на 30%, поэтому принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 3,0 мм.
Основные геометрические размеры передачи
Суммарное число зубьев:
zc = 2aw/m = 2·350/3,0 = 233
Число зубьев шестерни:
z3 = zc/(u+1) = 233/(4,95+1) =39
Число зубьев
колеса:
z4 = zc – z3 = 233 – 39 = 194
Фактическое передаточное число:
u = z4/z3 = 194/39 = 4,97.
Фактическое межосевое расстояние: