Организация и перспективы развития отрасли картофелеводства в УОХ «Липовая гора» Пермского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение современного состояния организации производства картофеля и разработка перспектив по ее совершенствованию.
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации производства продукции;

- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать современное состояние организации производства и реализации картофеля в УОХ «Липовая гора»;
- разработать предложения по совершенствованию организации производства картофеля.

Содержание работы

Введение

Раздел 1. Природно-экономическая характеристика предприятия…

1.1 Юридический статус

1.2 Местоположение и природно-климатическая характеристика

1.3 Размеры и организационная структура предприятия

1.4 Показатели экономической эффективности работы предприятия

Раздел 2. Специализация и анализ рынков сбыта продукции

2.1 Специализация предприятия

2.2 Анализ рынков сбыта продукции

2.3 Анализ конкурентов

Раздел 3. Организация производства и переработки картофеля на предприятии

3.1 Анализ производства картофеля

3.2 Совершенствование организации картофеля

Раздел 4. Источники и направление финансирования

Раздел 5. Планирование безубыточного производства и реализации продукции

Выводы и предложения

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Картофель.docx

— 42.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 Таблица 4 - Экономическая  эффективность сельскохозяйственного  производства в УОХ «Липовая  гора»

Показатели 

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции и услуг, тыс. руб. 

8031

 

11076

 

19004

 

В том числе: растениеводства, тыс.руб. 382 1504 2306

животноводства, тыс. руб. 5568 8669 14661

Себестоимость продукции, тыс. руб. 6946 12410 18297

Затраты на 1 рубль реализованной  продукции, руб. 0,86 1,12 0,94

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб. 63425 60968 67838

Фондоотдача, руб. 0,13 0,18 0,29

Среднесписочная численность  работников, чел. 155 157 165

Средняя зарплата 1-го работника, руб. 1052 2202 3440

Производительность труда, тыс. руб./чел. 51,8 70,5 117

Рентабельность производства, % 15,6 -10,7 5,5

Выход валовой продукции  на 100 га сельхоз угодий, тыс. руб. 

23,1

 

37,3

 

45,8

 

Выход валовой продукции  на 1-го работника, руб. 

4800

 

7662

 

8941

 

Производство зерна на 100 га сельхоз угодий, ц. 

36,9

 

75,5

 

89,2

 

Производство картофеля  на 100 га сельхоз угодий, ц 

50,4

 

36,4

 

44,8

 

Производство молока на 100 га сельхоз угодий, ц 

40,7

 

51,5

 

70,5

 

Производство мяса на 100 га сельхоз угодий, ц 

3,1

 

3,8

 

4,0

 

Прибыль/убыток по предприятию, тыс. руб. + 1085 -1334 +707

 

 

 

 Как следует из данных  таблицы 4, к концу исследуемого  периода объем производства, и  реализации готовой продукции  в стоимостном выражении вырос  по сравнению с начальными  данными (2004 г.), что обусловлено  как ростом производства продукции  в натуральном выражении, так  и ростом цен на готовую  продукцию. Соответственно, увеличилась  и полная себестоимость реализованной  продукции, причем в 2005 г. темп  роста себестоимости выше темпа  роста выручки от реализации. В результате, затраты на один  рубль реализованной продукции  в 2005 г. увеличились и составили  1 руб. 12 копеек (в 2004 г. -86 копеек). Однако, в 2006 г. темпы изменения себестоимости  и выручки от реализации готовой  продукции практически равны  друг другу, поэтому значение  затрат на один рубль реализованной  продукции снизился, но остался  выше чем в 2004 г.

 

 Среднегодовая стоимость  основных средств имела тенденцию  роста в течение всего исследуемого  периода: в 2006 г. ее значение  стало равно 67838 тыс. руб. против 63425 тыс. руб. в 2004 г. Данное  изменение связано с введением  в эксплуатацию нового оборудования. В результате, показатель фондоотдачи  так же увеличивается.

 

 В течение анализируемого  периода наблюдается постоянный  рост численности работников. Привлечение  дополнительной рабочей силы  связано с расширением производства  и вводом новых линий. Увеличение  среднесписочной численности происходило  в основном за счет роста  численности рабочих. Уровень  среднемесячной заработной платы  в период с 2004-06 гг. имел тенденцию  роста и превышает средний  уровень заработной платы по  области (2200 - 2700 руб.).

 

 Качественным показателем  эффективности использования трудовых  ресурсов предприятия выступает  производительность труда, которой  так же характерно увеличение  в течение исследуемого периода.  Такое значительное увеличение  уровня производительности труда  связано с тем, что объем  реализации готовой продукции,  увеличивался большими темпами,  чем среднесписочная численность  рабочих.

 

 Отрицательным моментом  в деятельности предприятия является  его убыточная деятельность в  2005 г. Однако, благодаря ежегодному  выделению государством различных  субсидий на приобретение семенного  материала; федеральным бюджетом  оплачивается приобретение гербицидов, удобрений и небольшая часть  ГСМ, хозяйство смогло покрыть  свои расходы и уже 2006 г.  остаться в прибыли, но она  остается еще ниже, чем в 2004 г. Поэтому, для получения более  ощутимого и значимого эффекта  необходимо применение экономически  обоснованных и высокоэффективных  программ, направленных на улучшение  экономического состояния предприятия.

 

 Из таблицы видно,  хозяйство реализует большую  часть своей продукции. Для  оценки успешности этой деятельности  используются показатели себестоимости,  выручки от реализации и рентабельность продукции. В таблице 5 приводятся результаты реализации по отдельным видам культур.

 

 

 Таблица 5 - Результаты  реализации основных видов сельскохозяйственной  продукции на 2006 г.

Продукция

Реализовано 

Цена реали­зации 1Ц,

 

руб. Полная се­бестоимость Прибыль (убыток) на 1ц,руб. Уровень рентабельнос­ти, %

 

Ц тыс.руб. 

всего, тыс.руб. 

1Ц,

 

руб. 

 

 

Зерно 8510 1506 177,0 2423 284,7 -107,7 -37,8

Картофель 2420 800 329,0 844 348,7 -19,7 -6,6

Переработанная продук­ция - 28 - 87 - 

-

 

-

 

Итого по расениеводств - 2610 - 3078 - -127,4 -

Мясо 1112 2525 2270,7 2615 2351,6 -80,9 -3,4

Молоко 21947 10376 472,8 9223 420,2 +52,6 + 12,5

Переработанная продукция - 1760 - 2114 - - -

Итого по животноводству - 14661 - 13952 - -28,3 -

Работа и услуги - 2037 - 1267 - - -

Всего по предприятию - 19308 - 18297 - -155,7 -

 

 

 Таким образом, наиболее  перспективным в условиях УОХ  «Липовая гора» является производство  молока, рентабельность которого  равна 12,5%. Отрасль растениеводства  же не рентабельна, во-первых, в виду того, что хозяйство  слабо работает с путями реализации  данного вида продукции. Во-вторых, производство ее неэффективно, так  как цена реализации зерна  и картофеля не покрывает затраты  на их производство.

 

 

Раздел 2. Специализация и  анализ рынков сбыта предприятия

 

 

2.1 Специализация предприятия

 

 

 Внутрихозяйственная  специализация - это общественное  разделение труда внутри хозяйственных  подразделений, специализирующихся  на производстве одного или  нескольких видов продукции с  учетом имеющихся производственных  ресурсов. Специализация обуславливает  производственное направление хозяйства,  которое определяется главной  или основными отраслями. Производственное  направление предприятия устанавливают  по структуре товарной продукции  за последние три года, поскольку  данные за один год могут  быть недостаточно объективными  из-за влияния погодных факторов. Данные о составе и структуре  товарной продукции в УОХ «Липовая  гора» отражены в таблице 6.

 

 

 Таблица 6 - Состав и  структура товарной продукции  в УОХ «Липовая гора»

Вид продукции

 

2005 г.

 

2006 г.

В среднем  за два года

 

 

тыс.

 

руб. %к итогу 

тыс.

 

руб. %к итогу 

тыс.

 

руб. %к итогу

Продукция растениеводческих  отраслей - всего, 

1504

 

13,6

 

2306

 

12,1

 

2657

 

12,9

 

в том числе зерно 849 7,7 1506 7,9 1602 7,8

картофель 540 4,9 800 4,2 940 4,6

Продукция собственного производства, реализованная в переработанном виде (минус стоимость переработки) 

15

 

0,1

 

28

 

0,1

 

29

 

од

 

Продукция животноводческих отраслей - всего, 

8669

 

78,3

 

14661

 

77,1

 

16000

 

77,8

 

в том числе молоко 6630 59,9 10376 54,6 11818 57,4

мясо КРС 559 5,0 2370 12,5 1744 8,5

свиньи 93 0,8 155 0,8 170,5 0,8

Продукция собственного производства, реализованная в переработанном виде (минус стоимость переработки) 

1387

 

12,5

 

1760

 

9,3

 

2267

 

11,0

 

Работы и услуги 903 8,2 2037 10,7 1922 9,3

Всего по предприятию 11076 100,0 19004 100,0 20578 100,0

 

 

 

 Основное производственное  направление хозяйства молочное, так как в структуре товарной  продукции 57,4% приходится на производство  молока, но при увеличении объемов  его производства и реализации  с 6630 тыс. руб. в 2005 г. до 10376 тыс. руб. в 2006 г. происходит  уменьшение его удельного веса  в структуре товарной продукции.  Это можно объяснить более  высокими темпами развития отрасли  растениеводства в данный период, в которой ведущими культурами  являются зерновые, занимающие 7,8% выручки  от реализации всей продукции  предприятия.

 

 Основным показателем,  характеризующим специализацию  хозяйства, является коэффициент  специализации. Он рассчитывается  по следующей формуле:

 

 

 Кс=100/∑Уi (2i - 1), где

 

 

 Уi – удельный вес  товарной продукции в общем  ее объеме;

 

i - порядковый номер вида  товарной продукции в ранжированном  ряду по доле в сумме выручки  от реализации, начиная с наивысшего.

 

 Кс= 100 / 57,4 (2х1-1) + 11,0(2х2-1) + 9,3(2х3-1) + 8,5 (2х4-1) + 7,8 (2х5-1) + 4,6 (2х6-1)+0,8(2х7-1)+0,1(2х8-1)=100/340,6=0,29

 

 Коэффициент специализации,  равный 0,29 свидетельствует о средне  выраженном уровне специализации.

 

 

2.2 Анализ рынков сбыта  продукции

 

 

 Анализ рынка проводится  с тем, чтобы установить объем  продаж выпускаемой продукции,  обеспеченной потребительским спросом,  определить сегмент рынка, который  способно занять данное предприятие,  выяснить размер, емкость рынка  данного товара и долю предприятия  на этом рынке с учетом возможностей  конкурентов. Спрос на рынке  и вытекающие из него объемы  продаж изменяются во времени,  однако у предприятия есть  возможность воздействовать на  спрос и объем сбыта, изменяя  цены на товар, качество товара, сервисное обслуживание, пуская  в ход рекламу, реагируя на  изменения вкуса, потребностей  населения. Итак, потребителями готовой  продукции выступают как физические  лица, так и предприятия, а также  государственные структуры. Картофель  является основным продуктом  питания россиян, не имеющим  продуктов - заменителей. Спрос  на продукцию одинаково высок,  не зависимо от сезона.

 

 Сбыт продукции проводиться  оптово-розничными продажами и  посредством выездной торговли. В привлечении посреднических  организаций для сбыта продукции  нет необходимости. Продукция  имеют длительные сроки хранения, что позволяет повысить маневренность  предприятия на рынке сбыта.

 

 

2.3 Анализ конкурентов

 

 

 Основными конкурентами  на рынке сбыта картофеля являются  все крупные сельскохозяйственные  предприятия Пермской области  и личные крестьянско-фермерские  хозяйства. Анализ крестьянско-фермерских  хозяйств не представляется возможным,  в виду отсутствия каких-либо  данных в литературных источниках. Отмечается только, что они покрывают  до 17% потребностей региона в данном  виде продукции. Из крупных  сельскохозяйственных предприятий  основными поставщиками картофеля  являются СХПК «Верхнемулинский»  и ОПХ «Лобановское». Анализ  данных предприятий приводится  в таблице 7.

 

 

 Таблица 7 - Анализ конкурентоспособности  предприятий на рынке картофеля  (по 2006 г.)Показатели Основные конкуренты

СХПК «Верхнемулинский» ОПХ «Лобановское» УОХ «Липовая гора»

Посевная площадь, га 250 160 50

Валовой сбор, ц 30500 10100 4760

Качество продукции Отличное, хорошее Хорошее Хорошее

Возделываемые сорта Ранние и поздние Ранние и поздние Ранние и поздние

Объем реализации, ц 15200 2322 2420

Цена реализации за 1 ц, руб. Товарной стандартной – 420, нестандартной - 205 417 329

Предпродажная подготовка Выделение товарной фракции, очистка от земли Очистка от земли, органической и минеральной примеси Очистка от земли, органической и минеральной примеси

 

 

 

 Оценка конкурентоспособности  реализации картофеля показывает, что на рынке продукции имеются  производители товара аналогичного  качества. Однако, УОХ «Липовая гора»  ни по одному из анализируемых  показателей не уступает своим  основным конкурентам. Кроме того, имея наименьшую площадь посадки  и не сильную удаленность посадок  друг от друга, не более 6 километров (в отличие от СХПК  «Верхнемулинский»), хозяйство, быстро  перебрасывая технику между полями, проводит уборку культуры, после  уборочную и предпродажную доработку  в более сжатые сроки и начинает  реализовывать продукцию раньше  конкурентов. Отрицательным моментом  в этом минимальная цена реализации.

 

 

Раздел 3. Организация производства картофеля на предприятии

 

 

3.1 Анализ производства  продукции

 

 

 Отрасль картофелеводства  на рассматриваемом предприятии  предназначена для получения  продукции и реализации ее  за пределы хозяйства, а также  для потребления на собственные  нужды: на общественное питание,  выдачи натурой в порядке оплаты  труда и на семенной фонд.

 

 В таблице 8 рассмотрим  место и значение данной отрасли  в экономике хозяйства.

 

 

 Таблица 8 - Размеры  и значение отрасли картофелеводства  в экономике УОХ «Липовая гора»Показатели 2005 год 2006 год

всего по пред­приятию в том числе по отрасли всего по пред-приятию в том числе по отрасли

Коли­чество УД-вес, %  Коли­чество УД-вес, %

Валовая продукция (по себестоимости), тыс. руб. 12410 734 4,5 18297 843 5,2

Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 11076 540 4,9 19004 800 4,2

Площадь посева, га. 2297 50 2,2 2583 50 1,9

Среднегодовая численность  работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел.. 157 27 17,2 165 30 18,2

Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб. -1334 -194 1,3 +707 -43 -22,1

Информация о работе Организация и перспективы развития отрасли картофелеводства в УОХ «Липовая гора» Пермского района