Проблемы сельского хозяйства в России и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать функционирование агропромышленного комплекса за последнее десятилетие, а так же возможные пути совершенствования его деятельности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
-·рассмотреть современное состояние отечественного агропромышленного комплекса;
- проанализировать проблемы современного состояния агропромышленного комплекса;
- исследовать основные направления стабилизации состояния сельского хозяйства в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Агропромышленного комплекса…………………………………………………………………….5
1.1. Современные проблемы сельского хозяйства в России и пути их преодоления……………………………………………………………………….5
1.2 Динамика функционирования сельского хозяйства России……………...17
Глава 2. Пути совершенствования деятельности агропромышленного комплекса в России…………………….27
2.1 Роль и место аграрного сектора в решение проблем продовольственной отрасли страны…………………………………………………………………..27
2.2 Основные направления стабилизации агропромышленного комплекса в России…………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Сельское хоз-во.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Более 98 % говядины в России получают от убоя выбракованных коров и сверхремонтного молодняка из молочных стад. В перспективе этот источник производства говядины также будет играть ведущую роль. Вместе с тем необходимо ускоренное развитие мясного скотоводства, чтобы его доля в выработке говядины увеличилась с 1,7% в 2001 г. до 6,3% по умеренному и до 20-25% по интенсивному вариантам к 2010 г.

Пути выхода из сложившегося сельскохозяйственного кризиса.

19 октября 2005 г. состоялось  расширенное заседание коллегии  Минсельхоза России, на котором  были рассмотрены конкретные  меры по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Утверждены разработанные специалистами Министерства по поручению Председателя Правительства Российской Федерации План и Сетевой график, где определены мероприятия, объемы их финансирования, контрольные показатели, сроки исполнения и ответственные исполнители.

Впервые за последние 15 лет  сельское хозяйство вошло в число  приоритетов национального развития.

Национальный проект развития АПК основан на принципах  рыночной экономики. Главная его  цель - повышение качества жизни как в городе, так и на селе. Акцент будет сделан на развитии мяса и молока - наиболее ценных видов продовольствия, потребление которые за годы реформ сократилось в полтора раза.

Актуальность проблемы определяется вкладом животноводства в общий объем сельхозпроизводства. При этом его доля на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению. В 2004 году она составила 45 процентов по сравнению с 47 процентами в 2001 году. Мировая практика показывает, что в странах с развитым сельским хозяйством на долю животноводства приходится большая часть сельхозпроизводства (Германия - 52%), более того, животноводство выступает своеобразным локомотивом развития отрасли, потребляя значительные объемы растениеводческой продукции6.

Расчеты показывают, что потенциал роста сельхозпроизводства в России при росте объемов производства в животноводстве значительно выше, чем в случае наращивания экспорта зерна.

В то же время рынок  мяса и мясопродуктов является чрезвычайно  перспективным и социально значимым. Потребление мяса на душу населения в России составляет 53 кг., в то время как в развитых странах - 80-100 кг.

При этом потребление  мяса будет постоянно расти по мере роста доходов населения. Динамика последних лет свидетельствует  об этом.

Поэтому необходимо вовремя отреагировать на сигналы рынка и сориентировать бизнес относительно перспектив развития данного сектора.

Первым мероприятием в Плане реализации Проекта определены меры по расширению доступности кредитных  ресурсов для ускоренного развития животноводства.

Процентная ставка по кредитам, полученным на срок до 8 лет  на строительство и модернизацию животноводческих комплексов будет  на две трети субсидироваться  из Федерального бюджета. На столь длительный срок это будет сделано впервые.

На реализацию мероприятия будет выделено 6 млрд. 630 млн. рублей, в том числе 3 млрд. 450 млн. в 2006 г., что позволит привлечь на техническое перевооружение около 40 млрд. рублей коммерческих кредитов.

Второе мероприятие  также направлено на обновление основных фондов в животноводстве. Основная его задача - это повышение генетического потенциала животных разводимых в России пород и улучшение условий их содержания.

Решение этой проблемы предусматривается  осуществлять через закупку племенного скота и современного технологического оборудования по положительно зарекомендовавшей себя системе государственного лизинга.

Лизинговые поставки будут обеспечены увеличением уставного  капитала ОАО «Росагролизинг» на 8 млрд. рублей, по 4 млрд. ежегодно.

Результатом данного  мероприятия будет поставка по лизингу до 100 тыс. голов высокопродуктивного скота, ввод и модернизация 130 тыс. ското-мест.

Третьим мероприятием для  обеспечения ускоренного развития животноводства и повышения его  конкурентоспособности является принятие Решения Правительства об отмене ввозных таможенных пошлин па технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов7.

В Плане реализации приоритетного  проекта предусматривается выпуск Постановления Правительства, утверждающих объемы квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 гг. и вплоть до 2009 года, согласно уже имеющимся межправительственным договоренностям. Все экономические субъекты отрасли должны знать планы и условия таможенно-тарифной политики Правительства.

Вторым важным направлением реализации проекта является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»

В малых формах хозяйствования (ЛПХ и КФХ) производится 93% картофеля, 80% овощей.

Также велика и социальная значимость данного сектора - личное подсобное хозяйство ведут 16 млн. семей, 1 млн. 200 тыс. человек занято в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Однако в связи с  отсутствием у КФХ и ЛПХ  необходимой инфраструктуры товарного  и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления  ограничен.

Это направление реализуется  через 2 основных мероприятия Плана.

Первое мероприятие  направлено на расширение доступности  кредитных ресурсов для личных подсобных  и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Впервые предполагается осуществить 100 % субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам - 95 % ставки субсидируется из федерального бюджета  и 5% ставки - из бюджета субъекта РФ, в котором расположено хозяйство.

Размер кредита для ЛПХ предлагается установить в размере до 300 тыс. рублей, КФХ до 3 млн. рублей, создаваемых ЛПХ и КФХ сельскохозяйственных потребительских кооперативов - до 10 млн. рублей.

На реализацию этого  мероприятия будет выделено 6 млрд. 570 млн. рублей - 2,9 млрд. в 2006 г.

Реализация мероприятия  позволит уже в 2006 году воспользоваться  этой беспрецедентно льготной формой кредитования около 200 тыс. ЛПХ и  порядка 6 тыс. КФХ, привлечь до 20 млрд. рублей кредитов для развития товарного  производства.

Реализация второго мероприятия будет направлена на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и КФХ.

Основным исполнителем данного мероприятия является Россельхозбанк с его развитой филиальной сетью в 65 субъектах РФ.

Для обеспечения его  финансовыми ресурсами уставной капитал Банка будет увеличен на 9,4 млрд. рублей.

Реализация мероприятия  должна обеспечить создание 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 550 перерабатывающих и до 1000 сельских кредитных кооперативов.

В Плане реализации проекта  предусматривается создание системы  земельно-ипотечного кредитования.

Развитие системы земельной  ипотеки позволит использовать залог земли для получения кредита 5000 хозяйств. Данный механизм является новым и его реализация будет отработана в первой половине 2006 года на 20 пилотных проектах8.

В процессе работы над  проектом и по результатам работы расширенной коллегии Минсельхозом был подготовлен ряд дополнительных мер, необходимых для успешной реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Эти меры предполагается оформить как поручения Председателя Правительства по результатам расширенной коллегии.

Среди них:

1. Применение мер таможенно-тарифного регулирования к импортной молочной продукции:

- дифференцированное  повышение ввозных таможенных  пошлин на сыры твердые;

реализация мер по ограничению импорта сыров твердых, поставляемых из Украины;

принятие мер по ограничению  импорта сухого молока и сливочного масла (включая меры таможенно-тарифного регулирования), в том числе поставляемых из Украины и Беларуси.

2. Разработка мер технического  регулирования:

разработка проекта  технического регламента «О требованиях  к биологической безопасности животных ввозимых на территорию Российской Федерации»;

разработка проекта  технического регламента «О требованиях  к биологической безопасности продукции  и сырья животного происхождения»;

- разработка проекта технического  регламента «Требования к обеспечению безопасности использования и утилизации органических отходов животноводства и птицеводства, предприятий перерабатывающих животноводческую продукцию».

3. Использование средств Инвестиционного  фонда для стимулирования привлечения  частных инвестиций (через механизм государственно-частного партнерства) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.

4. Разработка концепции государственной  поддержки развития крупных агропромышленных  структур холдингового типа (включая совершенствование нормативной базы), занимающихся производством сельскохозяйственного сырья, переработкой и торговлей на основе современных инновационных технологий.

5. Упрощение процедуры формирования  земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и снижении платы за проведение землеустроительных работ при постановке на кадастровый учет.

6. Формирование системы земельно-ипотечного  кредитования под залог земельных  участков из земель сельскохозяйственного  назначения.

Для организации и контроля за выполнением  мероприятий специалистами Министерства был составлен Сетевой график реализации национального приоритетного  проекта «Развитие АПК».

Работа над проектом предусматривает  разработку:

1. Постановлений Правительства;

2. Распоряжений Правительства;

3. Технических регламентов;

4. Методик;

5. Концепций.

А также проведение большого объема организационной работы по информационному  и методическому обеспечению  и контролю реализации проекта в  регионах.

Соисполнителями в проекте выступают: ОАО «Росагролизинг»; ОАО «Россельхозбанк»;

Среди органов государственной  власти задействованы: Минэкономразвития, Минфин, Минюст, Минпромэнерго, Росимущество, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, главы  субъектов РФ.

На расширенной коллегии Минсельхоза России руководителям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  рекомендовано принять активное участие в реализации приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК» и разработать и осуществить  соответствующие региональные проекты, направленные на повышение эффективности сельского хозяйства.

Заседание расширенной  коллегии показало, что и органы управления АПК на федеральном и  региональном уровнях, и агробизнес, и отраслевые союзы и ассоциации рассматривают национальный приоритет «Развитие АПК», как чрезвычайно важный для страны и готовы реализовать его совместными усилиями в интересах граждан России.

1.2 Динамика функционирования сельского хозяйства России

В результате аграрной реформы 1990-х годов возникла и распространяется частная собственность на землю. Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т.д.).

В течение 1991-1997 гг. изменилась социальная структура сельскохозяйственных землепользователей в результате денационализации земли. Доля государственного сектора  в использовании сельскохозяйственных угодий уменьшилась с 56,0% в 1991 г. до 13,4 % в 1997 г., в то время как доля частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возросла с 40,3 до 70,9 %9.

В 1997 году аграрным производством  в России занималось 26,9 тыс. сельскохозяйственных организаций различных организационно-производственных форм (госхозы, производственные кооперативы (колхозы), общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, товарищества на вере и др.), 278,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; около 16,4 млн. семей ведут личные подсобные хозяйства (из них 14 млн. семей в сельской местности), 22,1 млн. семей имеют садовые и огородные участки. Это разные по размерам землепользования, объемам производства и производственным отношениям сельскохозяйственные организации. Число сельскохозяйственных предприятий постепенно, уменьшаются их размеры; но это по-прежнему крупные сельскохозяйственные фирмы10.

Новым явлением в жизни села в 90-е  годы стало возрождение и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, однако со второй половины 1995 г. их численность сокращается, за исключением Северо-Западного, Волго-Вятского и Северо-Кавказского районов.

Информация о работе Проблемы сельского хозяйства в России и способы их решения