Проблемы сельского хозяйства в России и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать функционирование агропромышленного комплекса за последнее десятилетие, а так же возможные пути совершенствования его деятельности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
-·рассмотреть современное состояние отечественного агропромышленного комплекса;
- проанализировать проблемы современного состояния агропромышленного комплекса;
- исследовать основные направления стабилизации состояния сельского хозяйства в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Агропромышленного комплекса…………………………………………………………………….5
1.1. Современные проблемы сельского хозяйства в России и пути их преодоления……………………………………………………………………….5
1.2 Динамика функционирования сельского хозяйства России……………...17
Глава 2. Пути совершенствования деятельности агропромышленного комплекса в России…………………….27
2.1 Роль и место аграрного сектора в решение проблем продовольственной отрасли страны…………………………………………………………………..27
2.2 Основные направления стабилизации агропромышленного комплекса в России…………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Сельское хоз-во.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Изменение направлений  и характера бюджетной поддержки  сельского хозяйства.

За последнее десятилетие  на фоне общего сокращения доли бюджетных  расходов на сельское хозяйство в совокупных бюджетных расходах (с примерно 12 до 1%), произошла децентрализация бюджетной поддержки - в настоящее время около 2/3 государственных расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку хозяйств. Такая структура поддержки резко отличается от подавляющего большинства стран - членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство приходится на развитие и поддержку рыночной инфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения и др. При отсутствии реальной реструктуризации хозяйств бюджетная поддержка «проедается». Необходимы29:

запуск федеральных  программ бюджетной поддержки сельского  хозяйства;

переориентация части  программ с текущей на меры долгосрочной поддержки аграрно-продовольственного рынка и его инфраструктуры.

Создание единого рыночного  аграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночной инфраструктуры.

Внутренний аграрно-продовольственный  рынок оказался разделен на множество слабо связанных и нетранспарентных региональных «квазирынков». Как справедливо замечают экономисты-аграрники, «в настоящее время сложнее экспортировать партию зерна из Краснодара в Вологду, чем из Греции в Финляндию»30.

Это связано как с прямыми административными ограничениями на вывоз продукции из регионов, так и с трудностями получения необходимых лицензий и сертификатов, подтверждающих качество и безопасность каждой партии товара. Указанные препятствия существенно увеличивают трансакционные издержки на отечественном рынке, повышают барьеры для входа для малых и средних операторов, уводят в теневой сектор значительную долю поступающего на рынок продовольствия.

Общая координация и  консолидация мер внутреннего регулирования  отечественного рынка с задачами вступления и членства в ВТО.

В настоящее время  такой координации и консолидации не наблюдается. Меры, принимаемые государством для регулирования отдельных  рынков сельскохозяйственной продукции, зачастую не носят комплексного характера, дезориентируют инвесторов и производителей. Региональные власти разрабатывают систему мероприятий, направленных не на облегчение доступа на рынок частных отечественных операторов, а, наоборот, на усиление административного контроля, введение в рамках основных продуктовых сегментов «торговых режимов», идущих в противоположном от целей вступления в ВТО направлении.

Таким образом, для повышения  эффективности аграрно-продовольственной  системы необходимо принятие ряда серьезных  мер. В настоящее время разработаны общие предложения по отдельным элементам государственного регулирования в АПК, которые могли бы заметно оздоровить обстановку в отрасли, но они не реализованы. В частности:

Новая государственная  система кредитно-финансового обслуживания АПК в части предоставления налоговых и иных льгот инвесторам в инфраструктуру сельского хозяйства - производство сельхозтехники, удобрений, совершенствование условий хранения зерна и т.п. Однако до настоящего времени еще не начата разработка соответствующих механизмов.

Введение новых правил льготирования процентной кредитной ставки при предоставлении заемщикам денежных кредитов любым российским банком. Несмотря на то, что Постановление Правительства подписано и село испытывает огромный дефицит финансов в период уборочных работ, широкомасштабное кредитование еще не начато, не определены до конца его механизмы.

В то же время после  кризиса в результате эффекта  девальвации ситуация на внутреннем аграрно-продовольственном рынке  резко улучшилась без каких-либо дополнительных бюджетных затрат на поддержку сельского хозяйства, и при отсутствии структурных реформ. Импортные тарифы на ряд продовольственных товаров даже снижались, а ряд отечественных товаров стал конкурентоспособным на мировом рынке. Таким образом, валютно-курсовая политика играет не менее важную роль, чем специальные меры государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом государственная  социальная политика в аграрном секторе  малоэффективна, и следствием этого  является неблагоприятные демографические  тенденции (в 64 из 89 субъектах РФ смертность сельского населения превышает рождаемость). Миграция не покрывает естественную убыль сельского населения. В перспективе в отдельных районах может возникнуть дефицит трудовых ресурсов.

Подводя итоги, можно  выделить следующие направления  выхода из агарного кризиса:

1. Структурная перестройка  агропромышленного производства  в направлении дальнейшей адаптации  предприятий к рыночным условиям.

2. Освоение быстро  окупаемых и ресурсосберегающих  технологий и производств.

3. Рассмотрение существующих  крупномасштабных сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов совхозов на основе приватизации земли и имущества в частную (долевую и совместную) собственность, в качестве переходной к более эффективной в сельском хозяйстве семейной частной собственности и мелкому (фермерскому) хозяйству.

4. Развитие и государственное  поощрение (налоговыми льготами  и субсидиями) сельскохозяйственной  кооперации и агропромышленной  интеграции.

5. Развитие лизинга,  повышение эффективности использования  государственных кредитных ресурсов.

6. Создание общероссийской  программы обучения сельскохозяйственных  предпринимателей - новых хозяев, которые  получат землю в наследство  или купят ее у наследников.  По экспертным оценкам, их не  менее 1,5 млн. Если они научатся  эффективно использовать землю, то в России будет возрождено сельское хозяйство.

7. Повышение эффективности  государственного субсидирования  сельского хозяйства через переориентацию  субсидий с уровня производителя  на уровень потребителя продовольствия, предоставление производителям товарного кредита и развитие реального финансового лизинга.

8. В качестве косвенного  способа поддержки сельского  хозяйства следует использовать  льготирование активов и НДС  на приобретаемые ресурсы, в  частности на горючее.

9. Использовать новые управленческие методики и другие инновации.

Хотя стоит заметить, что лидеры страны не устают заявлять о приоритетном значении сельского  хозяйства для экономики и  безопасности России. Однако эти прекрасные заявления и громкие обещания воплощаются в жизнь в весьма скромном виде.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.А. Дегтярев. Власть и социальная политика. - М., Полис, 2008. – 745 с.
  2. Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - М. - 2009. – 282 с.
  3. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Никонов А.А. и др. - М.: Наука, 2009. – 198 с.
  4. Агропроизводство в развивающихся странах // Экономика сельского хозяйства. - 2008. - № 11. – С. 10.
  5. Белокопытова Л. А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. – 2006. – № 1. – С. 47.
  6. Белокопытова Л.А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. – 2006. – № 1. – С. 45.
  7. Гордеев А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика с/х. – 2008. – № 9. – С. 15–20.
  8. Гордеев А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика с/х. – 2007. – № 9. – С. 16–23.
  9. Захаров Ю. Проблемы развития АПК // Экономист. – 1999. – №1. – С. 5–11.
  10. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008. – № 6. – С. 36-49.
  11. Основные направления развития рыночных отношений в АПК России // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. – 2006. – С. 29–33.
  12. Певзнер Е. Государственное регулирование с/х // АПК: экономика, управление. – 2008. – № 6. – С. 32–41.
  13. Пищевая промышленность РФ в условиях рынка под редакцией Сизенко Е. И. – М. – 2007. – 326 с.
  14. Продуктовая программа регулирования рынка в АПК // Экономика сельского хозяйства России. – 2007. – № 9. – С. 4–10.
  15. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. М.: Наука, 2007. – 178 с.
  16. Семенов В. Новый курс аграрной политики // Экономист. – 2007. – № 1. – С. 14–17.
  17. Счастливцева Л.В., Губанова Н.В. Ценовая ситуация на аграрном рынке России и ее государственное регулирование // Экономика перерабатывающей промышленности. – 2009. – № 5. – С. 13–16.
  18. Топливо и энергетика России. Статистический сборник. – М.: – Финансы и статистика. – 2004. – 174 с.
  19. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. Введение в теорию практики и политики. СПб.: Экономическая школа, 2008. – 437 с.
  20. Четвертакова В. Ценовая политика в АПК и ее влияние на с/х производство // АПК: экономика, управление. – 2007. – № 5. – С. 43–50.
  21. Четвертакова В. Ценовая политика в АПК и ее влияние на с/х производство // АПК: экономика, управление. – 2009. – № 5. – С. 45–48.
  22. Экономика. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2008. – С. 484.

1 Гордеев А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика с/х. - 2008. - № 9. - С. 15-20.

2 Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008. – № 6. – С. 36-49.

3 Топливо и энергетика России. Статистический сборник. - М.: - Финансы и статистика. - 2004.– 174 с.

4 Захаров Ю. Проблемы развития АПК // Экономист. - 1999. - №1. - С. 5-11.

5 Четвертакова В. Ценовая политика в АПК и ее влияние на с/х производство // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 5. - С. 43-50.

6 Семенов В. Новый курс аграрной политики // Экономист. - 2009. - № 1. - С. 12-18.

7 Певзнер Е. Государственное регулирование с/х // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 6. - С. 32-41.

8 Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Никонов А.А. и др. - М.: Наука, 2009. – С. 98.

9 Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - М. - 2008. - С. 63.

10 Семенов В. Новый курс аграрной политики // Экономист. - 2009. - № 1. - С. 12.

11 Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - М. - 2009. - С. 82.

12 Продуктовая программа регулирования рынка в АПК // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - № 9. - С. 4.

13 Счастливцева Л.В., Губанова Н.В. Ценовая ситуация на аграрном рынке России и ее государственное регулирование // Экономика перерабатывающей промышленности. - 2009. - № 5. - С. 13.

14 Четвертакова В. Ценовая политика в АПК и ее влияние на с/х производство // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 5. - С. 45.

15 Захаров Ю. Проблемы развития АПК // Экономист. - 2006. - № 1. - С. 8.

16 Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. М.: Наука, 2007. – С. 78.

17 Пищевая промышленность РФ в условиях рынка под редакцией Сизенко Е. И. - М. - 2007. - С. 26.

18 Захаров Ю. Проблемы развития АПК // Экономист. - 2010. - № 1. - с. 5.

19 А.А. Дегтярев. Власть и социальная политика. - М., Полис, 2008. – С. 45.

20 Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Никонов А.А. и др. - М.: Наука, 2008. - с. 70.

21 Основные направления развития рыночных отношений в АПК России // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. - 2006. - с. 29.

22 Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. Введение в теорию практики и политики. СПб.: Экономическая школа, 2008. – С. 37.

23 Гордеев А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика с/х. -2007. - № 9. - С. 16.

24 Экономика. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2008. – С. 484.

25 Белокопытова Л.А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 1. - С. 45.

26 Семенов В. Новый курс аграрной политики // Экономист. - 2007. - № 1. - С. 14.

27 Агропроизводство в развивающихся странах // Экономика сельского хозяйства. - 2008. - № 11. - С. 10.

28 Белокопытова Л. А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 1. - С. 47.

29 Семенов В. Новый курс аграрной политики // Экономист. - 2009. - № 1. - С. 15.

30 Захаров Ю. Проблемы развития АПК // Экономист. - 2009. - № 1. - С. 9.


Информация о работе Проблемы сельского хозяйства в России и способы их решения