Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:16, курсовая работа
Раскопки археологов показывают, что после собаки человек одомашнил свинью, а уже потом, по-видимому, козу. Легко понять, почему одомашниванию подверглась в эти древние времена именно свинья. Свинья дает хорошее мясо и очень плодовита; кроме того, это всеядное животное, и о его прокормлении, как и о прокормлении собаки, человеку особенно заботиться не приходилось. Вероятно, и свинья и собака являлись в те времена своего рода санитарами, очищающими человеческие поселения от различных отбросов и объедков. Данные археологии подтверждаются и наблюдениями этнографов, изучавших жизнь туземных народностей на тропических островах, расположенных в Индийском и Тихом океанах.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная академия ветеринарной
Медицины и биотехнологии
Кафедра мелкого животноводства, пчеловодства и рыболовства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Свиноводство» на тему:
«Происхождение свиней»
3 курса, 2 группы
Работа принята
«____»____________2013г
______________________
Москва 2013г
ВВЕДЕНИЕ
Раскопки археологов показывают, что после собаки человек одомашнил свинью, а уже потом, по-видимому, козу. Легко понять, почему одомашниванию подверглась в эти древние времена именно свинья. Свинья дает хорошее мясо и очень плодовита; кроме того, это всеядное животное, и о его прокормлении, как и о прокормлении собаки, человеку особенно заботиться не приходилось. Вероятно, и свинья и собака являлись в те времена своего рода санитарами, очищающими человеческие поселения от различных отбросов и объедков.
Данные археологии подтверждаются и наблюдениями этнографов, изучавших жизнь туземных народностей на тропических островах, расположенных в Индийском и Тихом океанах.
Когда местным охотникам удается найти молодых диких свиней, они их не убивают на месте, а ловят живыми и помещают в особые загоны; там они дают пойманным свиньям сначала подкормиться и подрасти и уже после этого убивают их для еды. Если на охоте попадается супоросая дикая свинья, от которой можно вскоре ждать потомство, то ее тоже стараются захватить живой, чтобы в неволе она дала приплод. Так же, вероятно, происходило дело и в доисторические времена у наших предков, когда люди еще только начали приручать и одомашнивать свинью. В Африке у некоторых негритянских племен собака и свинья до сих пор остаются единственными домашними животными.
Характеристика диких предков домашней свиньи
Предком домашних свиней был дикий кабан. Его древнее имя - вепрь. Кабан распространен почти по всей Европе. Водится он в лесных, степных, полупустынных и тропических районах Азии. Обитал и в Африке, но был истреблен. Завезенный когда-то в Америку, легко там акклиматизировался. Он может жить в хвойных лесах и дубравах, в степях и горах, в полупустынях и тропиках. Эта удивительная способность кабана легко обживать самые разные места, пожалуй, в первую очередь связана с тем, что он всеяден. У него почти никогда не возникает проблем с пропитанием. Желуди, орехи, семена, корневища, луковицы растений, ягоды, грибы, трава, плоды диких яблонь и груш, личинки, насекомые, лягушки, мелкие грызуны, яйца птиц - его устраивает все.
Пальцы конечностей у животного устроены так, что он может, не проваливаясь, преодолевать болотистые места. Кабан способен проплыть пять-шесть километров.
У особей, живущих в северных районах, к зиме образуется густой теплый подшерсток. На случай голода под кожей откладывается жир. Это довольно сильное и отважное животное. Спокойный и ленивый на вид, кабан в минуту опасности превращается в свирепого зверя. По свидетельству охотников, дикий кабан - существо страшное, независимое, с молниеносной реакцией. Охота на них требует необычайной ловкости, храбрости и хладнокровия. Охота на дикого кабана считалась занятием весьма престижным и достойным, поэтому царскую охоту часто устраивали именно на этого зверя. Многие древнегреческие герои одерживали победу над диким кабаном необыкновенной величины и силы. Так, один из подвигов Геракла посвящен поимке свиньи Псофиды.
Свинья стала вторым (после собаки) домашним животным. Дикие кабаны меньше других животных боялись человека. Их соблазняли посевы различных растений, которые начал возделывать древний землепашец. Дикие кабаны были частыми "ночными ворами", с ними вели борьбу, но они упорно шли к людям. Взятых в плен поросят, благодаря их всеядности, нетрудно было выкормить на подножном корме, они легко приспосабливались к новому образу жизни. В Китае и Египте в древние времена свиней считали святыми. Эти животные символизировали счастье благополучие. Умершим клали в могилу фи - гурки свинок, изготовленные из самоцветов. Потреблять свинину дозволялось только по случаю исключительных религиозных и государственных празднеств. Жрецы и врачи принимали исцеляющую и прибавляющую силы микстуру, изготовленную из крови, желчи и печени этих животных. При дворцах фараонов, императоров и королей существовала должность свиноводства. В Римской империи для улучшения вкуса мяса перед убоем свиней поили вином.
Пустынные территории с жарким и сухим климатом были непригодны для разведения свиней - ведь они не могут питаться одной травой. Поэтому нигде в мире скотоводы-кочевники практически не разводили этих животных. Кроме того, взрослые особи чувствовали себя плохо и нередко погибали под действием солнца и высокой температуры воздуха - около 37 'С. Свиньи обладают ограниченной способностью к потоотделению - потеет только рыло, и поэтому им трудно жить в жарком климате.
Хорошие отношения между человеком и свиньей начали портиться после многократных случаев болезни и даже смерти людей, употреблявших свинину. В то время, естественно, никто не мог знать о существовании трихинелл (Trichinella spiralis), вызывающих болезнь, названную трихинеллёзом.
Человек заражается этим гельминтом, употребляя мясо, содержащее личинки или зрелые формы этих нематод, которые могут паразитировать в мышцах как свиньи, так и человека.
Библия и Коран заклеймили свинью как нечистое животное и запретили потреблять свинину. Существует несколько гипотез, объясняющих этот запрет. Возможно, это желание защитить население от болезней, в частности трихинеллёза. А может быть, причина в том, что свиней считали священными животными. Есть еще одна позиция - экологическая.
Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, высоко чтят культ свиньи. Животное здесь становится членом семьи, к нему обращаются по имени, с ним разговаривают, спят, его ласкают и плачут, когда свинья заболеет или покалечится. Кормят свиней лучшими блюдами с семейного стола.
В некоторых папуасских племенах женщины вскармливали поросят даже грудью. В результате поросята настолько привыкали к своим хозяйкам, что постоянно сопровождали их, где бы они ни были.
Когда же свинья вырастает, ее неизбежно убивают на мясо, приурочив это событие к совершению религиозной церемонии. Но ни хозяин, ни члены его семьи не имеют права, да и не стремятся сами убивать свинью и есть ее мясо. Это объясняется тем, что никто не смеет есть "члена семьи". Из столь, казалось бы, затруднительного положения папуасы все же нашли выход они убивали свиней соседей и тогда уже со спокойной совестью ели их мясо.
История одомашнивания свиней
Археологические находки свидетельствуют, что уже 12 700 лет назад дикие свиньи содержались в поселениях людей бассейна Тигра подобно тому, как свиньи содержатся и сейчас на Новой Гвинее. Останки свиней, датируемых как жившие 11 400 лет назад, были найдены на Кипре. На остров свиньи могли попасть только с материка, что предполагает передвижение вместе с человеком и одомашнивание. Независимый центр одомашнивания свиней существовал в Китае.
Исследование ДНК из зубов и костей свиней, найденных в европейских поселениях эпохи неолита, показывает, что первые домашние свиньи были завезены в Европу с Ближнего Востока. Это стимулировало одомашнивание европейских диких свиней, что привело в короткий срок к вытеснению пород ближневосточного происхождения в Европе, а затем и на самом Ближнем Востоке. Высокая приспособляемость и всеядность диких свиней позволила первобытному человеку быстро их одомашнить. Свиньи разводились главным образом ради мяса, но использовались также и шкуры (для щитов), кости и щетина.
С начала одомашнивания свиней до возникновения пород прошел большой промежуток времени. Чтобы определить, какие произошли изменения в биологии свиней за это время, сопоставим основные признаки диких свиней и животных примитивных пород .
Признаки домашних свиней (примитивные породы)Признаки европейского кабана Зубная система заканчивает развитие до 17--18-го месяца жизни Зубная система заканчивает развитие на 36--40-м месяце жизни Череп короткий и широкий, у 4-летних свиноматок скуловая ширина составляет 53,6 % основной длины У трехмесячных поросят скуловая ширина черепа составляет 54,8 % основной длины, а у 4-летних кабанов -- только 44,6 %Слезная кость почти квадратной формы .В черепе 5-месячных поросят слезная кость квадратной формы. У взрослых кабанов эта кость почти в 2 раза больше в длину, чем в ширину. Главное соотношение частей черепа устанавливается в возрасте 11--12 мес . Соотношение частей черепа изменяется до 3--3,5 лет. Трубчатые кости конечностей относительно короткие, со слабовыраженными буграми, гребнями, шероховатостями. Трубчатые кости конечностей с недоразвитыми буграми, гребнями и шероховатостями наблюдаются только у поросят до 7-- 8-месячного возраста. Окостенение скелета заканчивается в возрасте 20 - 24мес.Межэпифизарные хрящи в трубчатых костях исчезают только к 3--3,5 годам. Грудная клетка округленная (относительно широкая и неглубокая)У поросят грудная клетка округленная, у взрослых -плоская и глубокая. Высота в холке относительно небольшая. Высота в холке небольшая только у молодых кабанов. Взрослые самки и особенно самцы имеют относительно большую высоту в холке. Подшерсток неразвит или полностью отсутствует. Подшерсток отсутствует только у новорожденных поросят. Способность к размножению совпадает или недалеко отстоит по времени от полового созревания (6--9 мес). Кабаны достигают половой зрелости в возрасте 7-- 8 мес, но фактически самки начинают участвовать в размножении в возрасте 19--20 мес, самцы -- в возрасте 42--44 мес. Половые ритмы зависят от кормления, степени упитанности животных и не связаны с сезонностью. Взрослые кабаны бывают в состоянии половой активности только в конце осени и в начале зимы. Плодовитость высокая: дают два приплода в год по 6--10 поросят. Плодовитость низкая: дают один опорос в год в среднем по 4--6 поросят. Вес поросят при рождении 0,62--1,2кг Поросята рождаются весом 0,9--1,05кгВес в годовалом возрасте 82 кг, в три года -- 108 кг. В конце третьего года жизни (весной) имеют вес 76-- 79 кг; вес более 100 кг кабан имеет в осенний сезон, начиная с третьего года жизни. Способны накапливать жир в подкожной клетчатке в любое время года. Жир накапливается только в конце лета и осенью. При достаточном кормлении в мускулах откладывается жир. В мускулах кабана, даже при хорошей его упитанности, в естественных условиях жир не откладывается. Активная жизнедеятельность проявляется в дневные часы. Активная жизнедеятельность проявляется в сумерках и ночью. Вес поросят в 2 мес--16-- 20кгВес поросят в 2 мес 9-- 10кгНизкая сворачиваемость крови. Высокая сворачиваемость крови. Отношение длины туловища к Длине кишечника 1:16, 1:20Отношение длины туловища к длине кишечника 1:9
Таким образом, от начала одомашнивания диких свиней до появления аборигенных пород произошли большие, если не употребить термин «колос - сальные», изменения, коснувшиеся всех биологических особенностей животных.
Образование аборигенных и создание культурных пород свиней
На основании многочисленных научных данных и сведений о развитии культуры, в процессе породообразования, рассматриваемой крупным планом, очевидно, можно выделить два исторически важных этапа:
.Образование аборигенных пород.
.Создание культурных пород.
Первый этап требует, в свою очередь, двух непременных условий: осёдлого образа жизни и культурного занятия животноводством, когда в условиях замкнутого натурального хозяйства возникает необходимость ведения сознательного отбора, по выражению Ч. Дарвина, "уничтожать плохое и оставлять всё лучшее" для племенных целей. Возникновение местных пород, начавшееся ещё в недрах одомашнивания на высшей его заключительной стадии, можно, очевидно, отнести к периоду примерно двух-трёх тысячелетней давности на территории Китая, Средиземноморья, Восточной и Западной Европы.
Свидетельством того
может служить изображение
К аборигенным местным
породам следует отнести
Второй этап породообразования включает в себя стадии создания в процессе длительного неконтролируемого отбора древних пород, а в ходе управляемого отбора и подбора - культурных пород.
Основное направление эволюции домашних пород свиней определил ещё Ч. Дарвин. "Особенная форма черепа и туловища у наиболее культурных пород, - пишет он, - не характеризует какую-нибудь одну породу, а является общей им всем, как только они становятся улучшенными до одинакового уровня".
Причину такого направления эволюции Ч. Дарвин объясняет тем, что чело - век в течение длительного исторического развития разводил свиней для одной цели - получение возможно большего количества мяса и сала. Вследствие этого отбор у всех пород вели в одном направлении, что приводило к схождению признаков. У большинства же других видов сельскохозяйственных животных отбор ведёт к расхождению признаков в соответствии с различными направлениями продуктивности, например у КРС - обильномолочность, жирномолочность, мясность; у овец - шерстная и мясная продуктивность, качество шубномехового сырья и т. д.