Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:56, автореферат
Актуальность исследования. С переходом страны на рыночные от-ношения кардинальным образом изменился хозяйственный механизм аграр-ной сферы. Колхозы и совхозы подверглись реорганизации, на их базе были созданы сельхозпредприятия различных организационно-правовых форм, свойственных рыночной экономике. Отношения между предприятиями АПК и других отраслей стали строиться по принципам и законам рыночной эконо-мики, на основе свободной купли-продажи товаров и услуг.
Основными производителями товарной продукции растениеводства и жи-вотноводства являются коллективные сельскохозяйственные организации. В их пользовании находится до 90% сельхозугодий. Однако, с 1991 по 2005 гг. сократились: объемы производства в сопоставимых ценах - в 2,5 раза, по-севные площади - на 50%, поголовье животных - в 2 раза, ресурсный потен-циал в целом - в 2 и более раза, снижается фондооснащенность производства, сокращается количество техники при росте уровня износа, велика доля убыточных хозяйств, долговые обязательства ежегодно увеличиваются на 10%.
Размеры кредитов, полученных сельскохозяйственными организациями
Показатели |
ед.измер. |
2003 |
2004 |
Рязанская область | |||
Кредиты из бюджетов всех уровней |
млн.руб. |
287,7 |
321,0 |
-в т.ч. из федерального |
млн.руб. |
3,0 |
7,0 |
Отношение кредитов к сумме затрат на реализованную сельхозпродукцию |
% |
8,8 |
8,3 |
-в т.ч. к стоимости покупных ресурсов |
% |
19,1 |
13,8 |
В целом по Российской Федерации | |||
Кредиты из бюджетов всех уровней |
млн.руб. |
3620,3 |
3500,6 |
-в т.ч. из федерального |
млн.руб. |
559,8 |
776,7 |
Отношение кредитов к сумме затрат на реализованную сельхозпродукцию |
% |
1,2 |
1,0 |
-в т.ч. к стоимости покупных ресурсов |
% |
2,2 |
1,8 |
Одним из условий развития сельского хозяйства является расширенное воспроизводство основных средств производства. В этих целях следует нара-щивать инвестиции в основной капитал. В 2000 – 2005 гг. инвестиции росли как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Однако, этот прирост был в 2 – 3 раза ниже инфляции и поэтому не обеспечивал не только расширенного, но и даже простого воспроизводства (таблица 5). За 2000 – 2004 гг. прослеживается тенденция сокращения удельного веса инвестиций за счет бюджета. Привлеченные средства на инвестирование представлены долгосрочными финансовыми обязательствами сельскохозяйственных организаций. По данным Минсельхоза РФ в 2005 году инвестиции сельхозорганизациям увеличены в более чем два раза. Однако, из-за диспаритета цен и инфляции они не в состоянии своевременно погасить долг, который увеличивается с учетом пени и штрафов. По сельскохозяйственным организациям России за период 2000 - 2005 гг. долгосрочные обязательства возросли с 18,3 до 113,8 млрд.руб. или в 6,2 раза. В сельхозорганизациях Рязанской области сумма долгосрочных обязательств составляла 41,6% от денежной выручки.
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства России
Показатели |
ед. изм. |
2000 |
2001 |
2002 |
2004 |
2005 |
Общая сумма инвестиций |
||||||
-в фактических ценах |
млн.руб. |
31440 |
58300 |
77600 |
78120 |
159700 |
-в ценах 2000 года |
млн.руб. |
31440 |
49360 |
58600 |
49700 |
101601 |
инвестиции на 100 руб.балансовой стои-мости основ. фондов |
руб. |
3,16 |
5,14 |
6,52 |
5,94 |
13,3 |
Структура инвестиций |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
-собствен. средства |
% |
67,1 |
77,4 |
72,5 |
69,2 |
63,6 |
-привлеч. средства |
% |
32,9 |
22,6 |
27,5 |
30,8 |
36,4 |
в т.ч. –федерального бюджета |
% |
3,9 |
2,0 |
2,1 |
1,7 |
5,3 |
-регионального бюджета |
% |
4,3 |
3,4 |
2,8 |
2,3 |
4,3 |
-прочих организаций |
% |
24,7 |
17,2 |
22,6 |
26,8 |
Переход к рыночным отношениям сопровождался негативными процес-сами не только в сельском хозяйстве, но и в общественном производстве в целом (таблица 6).
Установлено, что в период 1990 - 2004 гг. валовой внутренний продукт в ценах 1990 года уменьшился на 27,3%. Существенно изменилась структура ВВП. Возрос удельный вес услуг рыночного характера. Доля нерыночных услуг колеблется в пределах от 7% до 12% ВВП. Среди них: государственное управление (включая оборону) – 4,5%, образование - 2,3%, здравоохранение - 1,9%. Доля чистых налогов в ВВП растет.
В системе
национальных счетов важным
Отдельные показатели системы национальных счетов РФ
Показатели |
1990 |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
Структура выпуска товаров и услуг в текущих ценах, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
48,4 |
43,6 |
45,4 |
47,0 |
46,5 |
|
51,6 |
56,4 |
54,6 |
53,0 |
53,5 |
Индексы – дефляторы ВВП к уровню 1990 года, раз |
1,0 |
4156 |
19634 |
30223 |
35844 |
ВВП в ценах 1990 года, млрд. руб. |
644,2 |
392,4 |
372,1 |
439,6 |
468,1 |
то же в % |
100 |
60,9 |
57,8 |
68,2 |
72,7 |
Отраслевая структура ВВП,% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
60,5 |
46,3 |
40,2 |
36,1 |
36,6 |
|
32,6 |
45,7 |
48,4 |
51,9 |
50,6 |
в т.ч. -рыночные услуги |
33,9 |
40,9 |
42,2 |
41,2 | |
-нерыночные услуги |
11,8 |
7,5 |
9,7 |
9,4 | |
|
6,9 |
8,0 |
11,4 |
12,0 |
12,8 |
Структура ВВП по направлениям использования, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
48,8 |
32,9 |
40,2 |
46,9 |
45,8 |
в т.ч. скрытая оплата труда |
- |
- |
11,1 |
11,3 |
11,7 |
|
18,6 |
20,1 |
8,2 |
7,3 |
6,9 |
|
20,8 |
36,6 |
34,5 |
32,3 |
33,4 |
|
22,8 |
13,4 |
19,2 |
15,1 |
15,0 |
|
-11,0 |
-3,0 |
-2,1 |
-1,6 |
-1,1 |
В 1990 - 2005 гг. экономическое положение страны ухудшилось: сок-ратились объемы валового внутреннего продукта, валового располагаемого дохода, расходы на конечное потребление и накопление, уменьшились объемы сельскохозяйственного производства.
2. Разработана методика оценки потерь аграрного производства в связи с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промыш-ленности, в основе которой разница между их дефляторами.
Хозяйственный механизм включает в себя организационный и экономи-ческий механизм. Из организационных мер наиболее масштабной при переходе к рынку была реорганизация колхозов и совхозов и создание на их базе организационно-правовых структур предпринимательского типа: обществ, товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий (таблица 7). В Российской Федерации на 01.01.2006 года работают 26579 сельскохозяйственных организации, что на 7% меньше чем их было на 01.01.2003 года. Снижение числа сельскохозяйственных организаций про-изошло в основном из-за их укрупнения.
Таблица 7
Организационно-правовые формы в сельском хозяйстве России
Типы хозяйств |
на 01.01.03 года |
на 01.01.06 года | ||
единиц |
% от итога |
единиц |
% от итога | |
Открытые акционерные общества |
1344 |
4,7 |
1862 |
7,0 |
Закрытые акционерные общества |
3173 |
11,1 |
2817 |
10,6 |
Общества (товарищества) с ограничен-ной ответственностью |
3774 |
13,2 |
5608 |
21,1 |
Товарищества на вере (коммандитные) |
228 |
0,8 |
186 |
0,7 |
Сельскохозяйственные кооперати |
13180 |
46,1 |
11934 |
44,9 |
Ассоциации крестьянских хозяйств |
29 |
0,1 |
53 |
0,2 |
Государственные унитарные предприя-тия |
1487 |
5,2 |
2285 |
8,6 |
Другие предприятия |
5375 |
18,8 |
1834 |
6,9 |
Всего по Российской Федерации |
28590 |
100 |
26579 |
100 |
К непосредственно рыночным формам хозяйствования, получившим распространение в странах с развитой аграрной экономикой, относятся открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и товарищества на вере. Другие организационно-правовые структуры (кроме унитарных предприятий) перешли на частную форму собственности на землю и другое имущество, но во многом сохранили колхозно-совхозную систему организации производства и труда.
В 2002 – 2003 гг. удельный вес прибыльных хозяйств составлял в среднем 45,4%, а в 2004 – 2005 гг. - 60,8% (таблица 8). Окупаемость затрат в прибыльных хозяйствах низкая и не обеспечивает устойчивое расширенное воспроизводство. В убыточных хозяйствах продолжается процесс упадка и деградации.
Таблица 8
Доля прибыльных хозяйств по организационно-правовым формам
сельхозпредприятий России (в % от данного типа хозяйств)
Организационно-правовые формы хозяйств |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Открытые акционерные общества |
44,5 |
51,6 |
58,9 |
57,6 |
Закрытые акционерные общества |
48,9 |
55,5 |
67,8 |
64,5 |
Общества с ограниченной ответ-стью |
50,3 |
60,8 |
67,0 |
68,0 |
Сельскохозяйственные кооперати |
37,8 |
44,2 |
62,1 |
52,5 |
Коллективные предприятия |
39,1 |
42,9 |
60,1 |
52,5 |
Государственные унитарные пред-тия |
49,3 |
51,0 |
61,4 |
58,4 |
Прочие |
39,3 |
49,8 |
59,5 |
59,0 |
В среднем по Российской Федерации |
41,7 |
49,2 |
63,1 |
58,5 |
Экономический механизм включает ряд методов управления экономикой. Наиболее масштабные негативные последствия для аграрной экономики имел переход в 1991 году к рыночному формированию цен на продукцию и услуги. В результате возник многократный диспаритет цен на сельско-хозяйственную и промышленную продукцию, который резко снизил по-купательную способность сельских товаропроизводителей. Проблеме цено-образования уделяется достаточно широкое внимание, имеются разные точки зрения по решению этой проблемы. Современные свободно-рыночные цены опираются на спрос и предложение на сельскохозяйственную продукцию. Необходим механизм ценообразования, позволяющий основной массе сельхозтоваропроизводителей обеспечивать возможность дальнейшего развития производства за счет собственных доходов, а так же механизмы, задача которых состоит в создании нормальных условий для ритмичной работы хозяйствующих на селе субъектов, поддержка их при изменении конъюнктуры продовольственного рынка и рынка ресурсов, корректировка недочетов при ценообразовании. Цена - основной инструмент в системе регулирования производственного процесса. Подготовленные Минэкономразвития, Федеральной налоговой службой и Минфином России «Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», предлагают цены производителя устанавливать с учетом себестоимости продукции и определенной нормы прибыли. Цены, названные договорными, определяются на конкурсных условиях по результатам соглашения сторон. Данные рекомендации не могут быть использованы на практике при установлении цен на сельскохозяйственную продукцию из-за ее особенностей (многие виды продукции считаются скоропортящимися, и сельхозтоваропроизводители чаще всего вынуждены реализовывать их по ценам, выгодным только покупателям). Опыт прошедших лет - подтверждение этому, чаще всего при реализации сельскохозяйственной продукции наблюдается диктат покупателя.