Развитие хозяйственного механизма сельскохозяйственных организаций (теория, методология и практика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:56, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. С переходом страны на рыночные от-ношения кардинальным образом изменился хозяйственный механизм аграр-ной сферы. Колхозы и совхозы подверглись реорганизации, на их базе были созданы сельхозпредприятия различных организационно-правовых форм, свойственных рыночной экономике. Отношения между предприятиями АПК и других отраслей стали строиться по принципам и законам рыночной эконо-мики, на основе свободной купли-продажи товаров и услуг.
Основными производителями товарной продукции растениеводства и жи-вотноводства являются коллективные сельскохозяйственные организации. В их пользовании находится до 90% сельхозугодий. Однако, с 1991 по 2005 гг. сократились: объемы производства в сопоставимых ценах - в 2,5 раза, по-севные площади - на 50%, поголовье животных - в 2 раза, ресурсный потен-циал в целом - в 2 и более раза, снижается фондооснащенность производства, сокращается количество техники при росте уровня износа, велика доля убыточных хозяйств, долговые обязательства ежегодно увеличиваются на 10%.

Файлы: 1 файл

OstankovaNV.doc

— 687.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                Таблица 4

     Размеры кредитов, полученных  сельскохозяйственными организациями

Показатели

ед.измер.

2003

2004

Рязанская область

Кредиты из бюджетов всех уровней

млн.руб.

287,7

321,0

-в т.ч. из федерального бюджета

млн.руб.

3,0

7,0

Отношение кредитов к сумме затрат на реализованную сельхозпродукцию

%

8,8

8,3

-в т.ч. к стоимости покупных  ресурсов

%

19,1

13,8

В целом по Российской Федерации

Кредиты из бюджетов всех уровней

млн.руб.

3620,3

3500,6

-в т.ч. из федерального бюджета

млн.руб.

559,8

776,7

Отношение кредитов к сумме затрат на реализованную сельхозпродукцию

%

1,2

1,0

-в т.ч. к стоимости покупных  ресурсов

%

2,2

1,8


 

       Одним из условий развития сельского хозяйства является расширенное воспроизводство основных средств производства. В этих целях  следует нара-щивать  инвестиции в основной капитал. В 2000 – 2005  гг. инвестиции росли как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Однако, этот прирост был в 2 – 3 раза ниже инфляции и поэтому не обеспечивал не только расширенного, но и даже простого воспроизводства (таблица 5).   За 2000 – 2004 гг. прослеживается  тенденция сокращения удельного веса инвестиций за счет бюджета. Привлеченные средства на инвестирование представлены долгосрочными финансовыми обязательствами сельскохозяйственных организаций. По данным Минсельхоза РФ в 2005 году инвестиции сельхозорганизациям увеличены в более чем два раза. Однако, из-за диспаритета цен и инфляции они не в состоянии своевременно погасить долг, который увеличивается  с учетом пени и штрафов. По сельскохозяйственным организациям России за период 2000 - 2005 гг. долгосрочные обязательства возросли с 18,3 до 113,8 млрд.руб. или в 6,2 раза. В сельхозорганизациях Рязанской области сумма  долгосрочных обязательств составляла 41,6% от денежной выручки. 

Таблица 5

    Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства России

Показатели

ед. изм.

2000

2001

2002

2004

2005

Общая сумма инвестиций

           

-в фактических ценах

млн.руб.

31440

58300

77600

78120

159700

-в ценах 2000 года

млн.руб.

31440

49360

58600

49700

101601

инвестиции на 100  руб.балансовой стои-мости основ. фондов

руб.

3,16

5,14

6,52

5,94

13,3

Структура инвестиций

%

100

100

100

100

100

-собствен. средства

%

67,1

77,4

72,5

69,2

63,6

-привлеч. средства

%

32,9

22,6

27,5

30,8

36,4

в т.ч. –федерального

           бюджета

%

3,9

2,0

2,1

1,7

5,3

           -регионального бюджета

%

4,3

3,4

2,8

2,3

4,3

-прочих организаций

%

24,7

17,2

22,6

26,8

 

   

       Переход к рыночным отношениям сопровождался негативными процес-сами не только в  сельском хозяйстве, но и в общественном производстве в целом (таблица 6).      

     Установлено,  что  в период 1990 - 2004 гг. валовой  внутренний продукт в ценах  1990 года уменьшился на 27,3%. Существенно изменилась структура ВВП. Возрос удельный  вес услуг рыночного характера. Доля нерыночных услуг колеблется в пределах от 7% до 12% ВВП. Среди них:  государственное управление (включая оборону) – 4,5%, образование -  2,3%, здравоохранение - 1,9%. Доля чистых налогов в ВВП  растет.

     В системе  национальных счетов важным экономическим  показателем является  валовой располагаемый доход, предназначенный для конечного потребления и сбережения. Темпы его снижения выше темпов уменьшения ВВП. Доля расходов на конечное  потребление также снижается.

                                                                                                                 Таблица 6

     Отдельные показатели системы национальных счетов РФ

Показатели

1990

1995

2000

2003

2004

Структура выпуска товаров и услуг в текущих ценах, %

100

100

100

100

100

  • промежуточное потребление

48,4

43,6

45,4

47,0

46,5

  • валовой внутренний продукт

51,6

56,4

54,6

53,0

53,5

Индексы – дефляторы ВВП к  уровню 1990 года, раз

1,0

4156

19634

30223

35844

ВВП в ценах 1990 года, млрд. руб.

644,2

392,4

372,1

439,6

468,1

то же в %

100

60,9

57,8

68,2

72,7

Отраслевая структура ВВП,%

100

100

100

100

100

  • производство товаров

60,5

46,3

40,2

36,1

36,6

  • производство услуг

32,6

45,7

48,4

51,9

50,6

в  т.ч.   -рыночные услуги

 

33,9

40,9

42,2

41,2

           -нерыночные услуги

 

11,8

7,5

9,7

9,4

  • чистые налоги на продукты и на         импорт

6,9

8,0

11,4

12,0

12,8

Структура ВВП по направлениям использования, %

100

100

100

100

100

  • заработная плата

48,8

32,9

40,2

46,9

45,8

      в т.ч. скрытая оплата труда

-

-

11,1

11,3

11,7

  • потребление основного капитала

18,6

20,1

8,2

7,3

6,9

  • прибыль

20,8

36,6

34,5

32,3

33,4

  • все налоги

22,8

13,4

19,2

15,1

15,0

  • субсидии

-11,0

-3,0

-2,1

-1,6

-1,1


       

       В 1990 - 2005 гг. экономическое положение страны ухудшилось: сок-ратились объемы  валового внутреннего продукта, валового располагаемого дохода, расходы на конечное  потребление и  накопление, уменьшились объемы сельскохозяйственного производства.

      2. Разработана методика оценки потерь аграрного производства в связи с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промыш-ленности, в основе которой разница между их дефляторами.

       Хозяйственный механизм включает в себя организационный и  экономи-ческий механизм. Из организационных мер наиболее масштабной при переходе к рынку была реорганизация колхозов и совхозов и создание на их базе организационно-правовых структур предпринимательского типа: обществ, товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий (таблица 7). В Российской Федерации  на 01.01.2006 года работают 26579 сельскохозяйственных организации, что на 7% меньше чем их было на 01.01.2003 года. Снижение числа сельскохозяйственных организаций про-изошло в основном из-за их укрупнения.

Таблица 7

Организационно-правовые формы в  сельском хозяйстве России

Типы хозяйств

на 01.01.03 года

 на 01.01.06 года 

единиц

% от итога

единиц

% от итога

Открытые акционерные общества

1344

4,7

1862

7,0

Закрытые акционерные общества

3173

11,1

2817

10,6

Общества (товарищества) с ограничен-ной ответственностью

3774

13,2

5608

21,1

Товарищества на вере (коммандитные)

228

0,8

186

0,7

Сельскохозяйственные кооперативы

13180

46,1

11934

44,9

Ассоциации крестьянских хозяйств

29

0,1

53

0,2

Государственные унитарные предприя-тия

1487

5,2

2285

8,6

Другие предприятия

5375

18,8

1834

6,9

Всего по Российской Федерации

28590

100

26579

100


  

         К непосредственно рыночным формам хозяйствования, получившим распространение в странах с развитой аграрной экономикой, относятся открытые и закрытые акционерные общества, общества  с ограниченной ответственностью и товарищества на вере. Другие организационно-правовые структуры (кроме унитарных предприятий) перешли на частную форму собственности на землю и другое  имущество, но во многом сохранили колхозно-совхозную систему организации производства и труда.

      В 2002 – 2003 гг.  удельный вес прибыльных хозяйств  составлял в среднем  45,4%, а в 2004 – 2005 гг. -  60,8% (таблица 8). Окупаемость затрат в прибыльных хозяйствах низкая и не обеспечивает устойчивое расширенное воспроизводство. В убыточных хозяйствах продолжается процесс упадка и деградации.     

Таблица 8

       Доля прибыльных хозяйств по организационно-правовым формам

           сельхозпредприятий  России    (в % от данного типа хозяйств)

Организационно-правовые формы 

                   хозяйств

2002

2003

2004

2005

Открытые акционерные общества

44,5

51,6

58,9

57,6

Закрытые акционерные общества

48,9

55,5

67,8

64,5

Общества с ограниченной ответ-стью

50,3

60,8

67,0

68,0

Сельскохозяйственные кооперативы

37,8

44,2

62,1

52,5

Коллективные предприятия

39,1

42,9

60,1

52,5

Государственные унитарные пред-тия

49,3

51,0

61,4

58,4

Прочие

39,3

49,8

59,5

59,0

В среднем по Российской Федерации

41,7

49,2

63,1

58,5


    

     Экономический механизм включает ряд методов  управления экономикой. Наиболее масштабные негативные последствия для аграрной экономики имел переход в 1991 году к рыночному формированию цен на продукцию и услуги. В результате возник многократный диспаритет цен на сельско-хозяйственную и промышленную продукцию, который резко снизил по-купательную способность сельских товаропроизводителей. Проблеме цено-образования уделяется достаточно широкое внимание, имеются разные точки зрения по решению этой проблемы. Современные свободно-рыночные цены опираются на спрос и предложение на сельскохозяйственную продукцию.  Необходим механизм ценообразования, позволяющий основной массе сельхозтоваропроизводителей обеспечивать возможность дальнейшего развития производства за счет собственных доходов, а так же механизмы, задача которых состоит в создании нормальных условий для ритмичной работы хозяйствующих на селе субъектов, поддержка их при изменении конъюнктуры продовольственного рынка и рынка ресурсов, корректировка недочетов при ценообразовании. Цена - основной инструмент в системе регулирования производственного процесса. Подготовленные Минэкономразвития,  Федеральной налоговой службой и Минфином России «Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», предлагают цены производителя устанавливать с учетом себестоимости продукции и определенной нормы прибыли. Цены, названные договорными,  определяются на конкурсных условиях по результатам соглашения сторон. Данные рекомендации не могут быть использованы на практике при установлении цен на сельскохозяйственную продукцию из-за ее особенностей (многие виды продукции считаются скоропортящимися, и сельхозтоваропроизводители чаще всего вынуждены реализовывать их по ценам, выгодным только покупателям). Опыт прошедших лет - подтверждение этому, чаще всего при  реализации сельскохозяйственной продукции наблюдается диктат покупателя.

Информация о работе Развитие хозяйственного механизма сельскохозяйственных организаций (теория, методология и практика)