Развитие хозяйственного механизма сельскохозяйственных организаций (теория, методология и практика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:56, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. С переходом страны на рыночные от-ношения кардинальным образом изменился хозяйственный механизм аграр-ной сферы. Колхозы и совхозы подверглись реорганизации, на их базе были созданы сельхозпредприятия различных организационно-правовых форм, свойственных рыночной экономике. Отношения между предприятиями АПК и других отраслей стали строиться по принципам и законам рыночной эконо-мики, на основе свободной купли-продажи товаров и услуг.
Основными производителями товарной продукции растениеводства и жи-вотноводства являются коллективные сельскохозяйственные организации. В их пользовании находится до 90% сельхозугодий. Однако, с 1991 по 2005 гг. сократились: объемы производства в сопоставимых ценах - в 2,5 раза, по-севные площади - на 50%, поголовье животных - в 2 раза, ресурсный потен-циал в целом - в 2 и более раза, снижается фондооснащенность производства, сокращается количество техники при росте уровня износа, велика доля убыточных хозяйств, долговые обязательства ежегодно увеличиваются на 10%.

Файлы: 1 файл

OstankovaNV.doc

— 687.50 Кб (Скачать файл)

     Минсельхозом России и Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства  в 1998 году был разработан проект Федеральной целевой программы по обеспечению паритета цен на сель-скохозяйственную и промышленную продукцию. В проекте была приведена расчетная динамика паритета цен на сельскохозяйственную и промыш-ленную продукцию, которая предусматривала соотношения цен на продук-цию к соответствующему году. За базу принят 1990 год. Было предусмот-рено, что за восемь лет, начиная с 1998 (1:4,4) до 2005 гг. (1:1,3), соотношение  цен постепенно выравнивалось. И к концу 2005 года предусматривалось устранение диспаритета цен. Проектом предполагалось, что сельское хозяйство за два года (1999 и 2000)  выйдет на  безубыточную работу. И в дальнейшем за счет мер регулирования ценовых соотношений 70% потерь сельское хозяйство восстановит за счет постоянных федеральных специальных фондов ценовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, а 30% будут восстанавливаться за счет самих сельскохозяйственных организаций путем повышения роста производительности труда, сокращения издержек  производства. Проект был обеспечен соответствующей методической базой, разработана методика определения и использования паритетных и целевых цен на сельхозпродукцию. Однако, реализация проекта и методических разработок  не была осуществлена. Кроме этого, в отдельные годы Правительством Российской Федерации предусматривались разовые дотации для агропромышленного комплекса. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» предусматривалось выделение на возвратной основе средств из федерального бюджета России на обеспечение сельского хозяйства машиностроительной продукцией и на приобретение  по договорам лизинга племенного скота. Предусмотренная сумма была в 16 раз меньше потребности.

     В качестве мер, учитывающих интересы сельхозтоваропроизводителей, в странах с развитой аграрной сферой, применяются гарантированные и интер-венционные закупочные цены. Гарантированные цены применяются при закупке продукции по государственным заказам и тогда, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня. Минэкономразвития и Минсельхоз России разработали методику расчета гарантированных цен – сложением себестоимости и прибыли. На практике гарантированные цены отличаются от сложившихся среднерыночных цен на 5-10%, по отдельным видам продукции (скоту и птице) они убыточны для сельхозпредприятий. В настоящее время проводится политика сокращения видов продукции и объемов закупок по гарантированным ценам в государственные продовольственные фонды.

      Интервенционные закупочные цены используются для стабилизации цен на конкретном региональном рынке по небольшому числу видов сельскохо-зяйственной продукции. Они рассчитываются на базе средних рыночных цен в период массовой реализации продукции и позволяют вмешиваться в рыноч-ную конъюнктуру, когда свободные цены не поднялись слишком высоко (что невыгодно для покупателей данного вида продукции) или не опустились слишком низко (что не выгодно для производителей сельхозпродукции).

      Гарантированные и интервенционные цены устанавливаются на про-дукцию, закупаемую государством в централизованные продовольственные фонды, а объем этой продукции невелик (таблица 9).

Таблица 9

               Доля реализованной продукции для государственных нужд

          по  Рязанской области и России (в % от общего объема реализации)

Виды продукции

2001

2002

2003

2004

Рязанская область

Зерно

19,9

18,0

19,7

27,4

Картофель

18,4

10,6

11,0

27,9

Овощи

17,3

6,4

5,5

10,0

Скот и птица

16,1

14,9

18,6

18,1

Яйца

20,8

25,4

35,7

38,8

По РФ в целом

Зерно

15,3

10,0

5,0

4,2

Картофель

20,4

15,0

10,1

7,7

Овощи

21,3

18,7

13,1

8,0

Скот и птица

30,7

25,4

18,1

5,9

Яйца

42,1

30,4

10,3

7,3


 

       В целом по  стране доля продукции сельского хозяйства, реализованная сельхозпредприятиями через государственные каналы, из года в год сокращается, по основным видам продукции растениеводства и животноводства она не превышает 10%. По некоторым другим видам доля реализации через государственные каналы за 2004 год сложилась так:  -соя - 1,1%;  -сахарная свекла -  2,4%; -подсолнечник - 0,4%; -плоды и виноград - 0,5% и т.д.  Государство устанавливает  цены только на 6-7 видов продукции растениеводства и животноводства, приобретаемой в ограниченном количестве  для государственных нужд.

        В целях сохранения и развития отечественного сельского хозяйства проблему диспаритета цен надо решать незамедлительно. До дефолта 1998 года диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию составлял 2,0, после  дефолта он сократился  до 1,01. Несмотря на сокращение  разницы в ценах проблема диспаритета не утратила своей актуальности. Это та проблема, успешное решение которой автоматически позволит решить другие актуальные вопросы села (повышение оплаты труда, кредитование, приобретение материальных ресурсов и другие). Предлагается следующая методология преодоления диспаритета цен. В ее основу  положена оценка потерь аграрного производства в результате диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.   

     В предлагаемой методике для расчета берутся покупные ресурсы, приобретаемые сельхозорганизациями по рыночным ценам.

     Диспаритет  цен ( Дц ) рассчитывается по формуле:

            Дц  =  (Спмз   х  Д)   + (Спос   х  Д),                                      

  где:  Спмз      - стоимость покупных материальных запасов,

          Д           - разница между дефляторами на промышленную и сельско-

                             хозяйственную продукцию,

           Спос       - стоимость покупных основных средств.

    Предложенная методика определения диспаритета цен на промышленную и аграрную продукцию более полно отражает его экономическое содержание.

      3. Установлена сумма потерь от диспаритета цен на промышленную и аграрную продукцию в сельскохозяйственных организациях Россий-ской Федерации, которая составила в 1990 – 2005 гг.  1361,3 млрд.руб.

     В 1990 – 2005 гг. в результате рыночного ценообразования темпы роста цен на промышленную продукцию  были значительно выше, чем на сельскохозяйственную. Разница в дефляторах до дефолта 1998 года составила 2,0, за 1998 – 2005 гг.- 1,01. В 2005 году расчетная стоимость покупных материальных запасов в сельскохозяйственных организациях России  составляла  335,5 млрд.руб., а с учетом разницы в дефляторах – 1013,2 млрд.руб. Расчетная сумма вложенных инвестиций в основные фонды равна 159,7 млрд.руб. С учетом разницы в дефляторах она составляет  482,3 млрд.руб. Используя формулу, определяем сумму потерь сельскохозяйственных организаций от диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в 1990 – 2005 гг. равную 1495,5 млрд.руб. Начиная с 1990 по 2005 год сельское хозяйство получило инвестиций от федерального, регионального и бюджетов различных уровней на общую сумму 134,2 млрд.руб. Следовательно, сельское хозяйство за 1990-2005 гг. недополучило 1361,3 млрд.руб. за счет образовавшегося диспаритета цен. Эту сумму можно компенсировать из бюджета в течение 6 лет по 226,8 млрд.руб. в год. Она не обременительна для государства, так как ее удельный вес в расходной части бюджета 2007 года составляет только 4,1%.

     Потери сельскохозяйственных организаций от диспаритета цен предла-гается возмещать из: - федерального бюджета - до 55%; - бюджетов субъектов Российской Федерации – до 35%; - местных бюджетов – до 10%.  Возмещение потерь должно производиться на реализацию инновационных программ развития сельскохозяйственных организаций.

    В целях обеспечения расширенного воспроизводства необходимо совершенствовать затратную политику. В частности, уровень оплаты труда в сельскохозяйственных организациях необходимо поднять до 95% от оплаты труда по общественному производству в целом. Это  достигнутый  уровень  1990 года и его можно принять за достижимую цель в ближайшие 6 лет.  При фор-мировании затрат на предстоящий период важно учитывать уровень инфляции, разницу между дефляторами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, единый социальный налог. А при установлении цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо принимать во внимание налоговую нагрузку. При расчете темпов расширенного воспроизводства следует исходить из того, что на 100 руб. дополнительных вложений в основные и оборотные средства прирост валовой продукции сельского хозяйства составляет 40 – 60 руб.         

     Сложившиеся в 2005 году условия производственной деятельности сельскохозяйственных организаций Российской Федерации не позволили им сформировать денежную выручку даже для простого воспроизводства. Ее дефицит равен 188,3 млрд.руб. Инвестиции в основной капитал за счет при-влеченных средств составили в 2005 году 58,2 млрд.руб. В целях  ликви-дации дефицита средств для простого воспроизводства необходимо увели-чить размер инвестиций и дотаций или повысить цены на сельскохо-зяйственную  продукцию в среднем на 27,7%. Для обеспечения прироста сельскохозяйственной продукции на среднем уровне по стране, т.е. на 6% в год, дополнительно к уже имеющимся  потребуется увеличение основных и оборотных средств на 86,9 млрд.руб..

     Цены на сельскохозяйственную продукцию рассчитываются в плановом порядке, ежегодно производится их корректировка по фактически сложившимся производственным условиям, уровню инфляции и т.п.

     На примере Рязанской области рассчитан уровень цен на сельско-хозяйственную продукцию, который обеспечивает простое и расширенное воспроизводство.  В таблице 10 представлены варианты реализационных цен по выбранному кругу сельскохозяйственной продукции. Первая колонка - это сложившиеся (фактические) цены по данным сводных годовых отчетов сельхозпредприятий Рязанской области. Во второй колонке - рассчитанные цены, обеспечивающие простое воспроизводство. В третьей колонке - реализационные цены, обеспечивающие расширенное воспроизводство сельскохозяйственной  продукции.

 

Таблица 10

           Реализационные цены на отдельные виды товарной продукции

          растениеводства и животноводства по Рязанской области (руб./ц).

Виды продукции

Фактически по годовому

     отчету

Рассчитанные на основе  

          необходимых затрат

для простого

 воспроиз-тва 

для расширенно-го воспроиз-тва

Зерновые 

287

362

373

Сахарная свекла

73,7

93

96

Картофель

364

459

            473

Овощи:

     

     -открытого грунта

316

398

411

     -закрытого грунта

1371

1730

1782

Скот и птица

2694

3400

3502

     -КРС

2422

3054

3149

    -свиньи

3857

4868

5014

    -птица

3733

4711

4853

Молоко

516

651

671

Яйца (тыс.штук)

1614

2037

2098


 

      Следовательно, без оптимального решения проблемы диспаритета цен реализация всех остальных элементов хозяйственного  механизма даже в совокупности не сможет гарантировать успех, так как это направление основа, на которой строятся все остальные и без ее решения невозможно развитие сельского хозяйства страны.  

    4. Установлена более высокая эффективность использования материально-технической базы сельского хозяйства по сравнению с промышленностью, характеризующаяся превышением в 20 раз прироста стоимости валовой продукции на 100 рублей прироста основных производственных фондов.

    Сельское хозяйство является системообразующей отраслью в экономике и социальной жизни населения  и важнейшим долгосрочным, стратегическим преимуществом России. Промышленность является более фондооснащенной и фондовооруженной отраслью общественного производства по сравнению с сельским хозяйством. Ее удельный вес в структуре основных произ-водственных фондов страны в 6,5 раза превосходит аналогичный показатель сельского хозяйства. Динамика прироста материально-технической базы про-мышленности значительно выше. В 2001 – 2005 гг. стоимость основных про-изводственных фондов в текущих ценах увеличилась в сельском  хозяйстве на 2,2%, а в обрабатывающей промышленности в 2 раза. Фондовооружен-ность в обрабатывающей промышленности в 3 раза выше,  чем в сельском хозяйстве. Другая динамика наблюдается в производстве валовой продукции и фондоотдаче (таблица 11).

Информация о работе Развитие хозяйственного механизма сельскохозяйственных организаций (теория, методология и практика)