Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа
Решение проблемы обеспечения населения продовольствием имеет особое значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни. Традиционно в России картофель является одним из основных продуктов питания. Низкая платежеспособность основной массы населения и сравнительно невысокие цены на картофель отразились на увеличении его потребления в расчете на душу населения.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Рынок картофеля
1.1. Спрос и предложение на рынке картофеля……………………...………….4
1.2. Формирование рыночных цен на картофель……………………….………6
1.3. Каналы сбыта картофеля………………………………………………….....8
2. Исследование рынка картофеля
2.1. Рынок картофеля в России……..……………………………………….......11
2.2. Рынок картофеля в Пермском крае………………..………………..……...15
2.3. Анализ исследования рынка картофеля в городе Перми……..……….…18
3. Пути развития рынка картофеля в Пермском крае……………….….23
Список использованных источников……………………………………26
Приложения………………………………………
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
«ПЕРМСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Кафедра коммерции и
маркетинга
в АПК
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Сельскохозяйственные рынки»
на тему:
«Рынок картофеля в городе Перми»
Выполнила:
студентка факультета Экономики, финансов
и коммерции специальности «
Калашникова Елена Константиновна
Проверила: Ясырева Е.А.
Пермь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………
1.Рынок
картофеля
2.
Исследование рынка картофеля
2.1. Рынок
картофеля в России……..……………………
2.2. Рынок
картофеля в Пермском крае……………
2.3. Анализ
исследования рынка картофеля
в городе Перми……..……….…18
3.
Пути развития рынка картофеля в Пермском
крае……………….….23
Список
использованных источников……………………………………26
Приложения……………………………………
Введение
Решение проблемы обеспечения населения продовольствием имеет особое значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни. Традиционно в России картофель является одним из основных продуктов питания. Низкая платежеспособность основной массы населения и сравнительно невысокие цены на картофель отразились на увеличении его потребления в расчете на душу населения.
Роль
рынка картофеля в устойчивом
обеспечении населения
Целью
данной работы является проведение маркетингового
исследования рынка картофеля в
виде открытого анкетирования
Для
достижения поставленной цели, были решены
следующие задачи: изучены теоретические
основы спроса и предложения на рынке
картофеля, изучены рыночные цены на картофель,
а так же каналы сбыта картофеля; проведён
анализ рынка картофеля в России и в Пермском
крае, и анализ маркетингового исследования
рынка молока в г. Перми в виде открытого
анкетирования потребителей.
1
Рынок картофеля
1.1
Спрос и предложение
на рынке картофеля
Спрос на картофель определяется множеством факторов:
На предложение картофеля так же воздействует ряд факторов:
Итак,
спрос и предложение на рынке картофеля
находятся в сложной диалектической взаимосвязи,
опосредствующей отношения между производством
и потреблением и выступающей на рынке
как внешнее проявление экономических
отношений. В то же время они обладают
относительной самостоятельностью, выступают
как противоположные и взаимодействующие
элементы рынка.
1.2
Рыночные цены на картофель
Картофель, как и любой товар, реализуется по разным ценам в зависимости от спроса и предложения, места и времени продажи, условий сделки, типа рынка, ценовой информации и её полноты, ряда других факторов.
Для картофеля характерны колебания цен, связанные с сезонностью производства в отрасли. Сезонные колебания цен означает ценовые различия, которые проявляются в течение года, месяца и даже недели. Их относят к краткосрочным, и проявляются они в России по отношению к большинству продуктов плодоводства, срок хранения которых ограничен. Сезонные колебания цен связаны с периодами значительного увеличения предложения, низкой эластичностью спроса по сравнению с эластичностью предложения. Самые низкие цены на картофель складываются на рынке в период массового сбора урожая и некоторое время после него; далее они повышаются вплоть до поступления продукции урожая следующего года. Цены на некоторые несельскохозяйственные продукты также подвержены сезонным колебаниям из-за изменения спроса в течение года. В этой связи используется понятие «сезонные цены» [7].
Колебания розничных цен так же носят сезонный характер. С начала года цена стабильно повышается и достигает максимального размера к июню. С июля она начинает снижаться и минимальной становиться в октябре – в момент основного поступления картофеля на прилавки магазинов.
Для снижения сезонных колебаний цен создают запасы путём закладки продукции на хранение. В этом случае производитель может отложить реализацию продукции, ожидая повышение рыночных цен. Однако не все производители имеют необходимые условия и сооружения для хранения, кроме того, затраты могут быть слишком высокими и не возместятся ожидаемыми повышением цен [7].
Создание
резервных запасов за счёт хранения
влияния на предложение
Общие затраты на хранение складываются из затрат на закладку продукции, хранение (аренда, убытки, страхование и др.), снятие с хранения, покрытие риска и прочие [7].
Итак,
картофель является типичным примером
сезонного предложения и сезонных колебаний
цен. Могут быть различные варианты его
предложения на рынке: из текущего производства
без хранения; из текущего производства
и хранения (в различном соотношении);
из запасов хранения (полностью).
1.3
Каналы сбыта картофеля
Традиционно существует несколько каналов сбыта картофеля: продажа напрямую, торговля через посредников. Продажа напрямую подразумевает либо продажу конечному потребителю - физическому лицу (в том числе, через торговлю на открытых рынках), традиционно делающая около 50% продаж товарного картофеля), либо продажу компаниям-переработчикам картофеля. Торговля через посредников означает продажу картофеля розничным продавцам, либо сбыт картофеля через дистрибьюторов, работающих с сетевыми и несетевыми магазинами. Рассмотрим подробнее различные каналы сбыта картофеля[9].
Оптовая продажа является наиболее распространенной и используется за неимением времени и транспорта у фермера. Реализуется вся продукция за один раз или несколькими большими партиями. Это позволяет получить немалую сумму средства и, скажем, инвестировать их в новую технологию или технику. Обычно оптовая закупочная цена является ниже, чем розничная, но большинство полтавских фермеров соглашаются на нее и считают этот метод продаж наилучшим для себя. Он позволяет сосредоточить все внимание и ресурсы на процессе производства, а риск и хлопоты с транспортировкой и продажей продукции полностью берет на себя посредник вместе с дополнительной прибылью, которая редко бывает меньше, чем закупочная цена[9].
Ритейловую (розничную) продажу целесообразно избрать тем фермерам, которые: не только производят, но и перерабатывают продукцию, имеют складские помещения, транспорт; технология производства позволяет выделить время для сбыта продукции. При таких обстоятельствах следует наладить сбыт через сеть розничной торговли: магазины, палатки, места на открытых рынках. Такие торговые точки можно купить или взять в аренду. Другим путем является договоренность о постоянной поставке с другими собственниками магазинов, учреждений общественного питания. Необходимо время для изучения спроса и планирования количества и ассортимента продукции, которую нужно завозить в розничную сеть. Решающее значение имеют соблюдение графика завозки и гарантии высокого качества продукции. Отметим, что такой путь продажи требует дополнительных затрат на транспортировку продукции, что окупается дополнительной прибылью при реализации по более высоким розничным ценам[9].
Целевое снабжение - это выращивание определенной сельскохозяйственной продукции на заказ переработчиков. В таком случае следует заранее заключить соглашения о поставке с перерабатывающими предприятиями. Глобинский консервный в последнее время для поощрения производителей инвестирует средства в выращивание. В частности, предоставляют семена, частично финансируется приобретение оросительного оснащения надежным фермерам-партнерам. Этот способ продажи удобен тем, что фермер не должен тратить время и прикладывать усилия, искать покупателей после сбора урожая. Маркетинговые риски уменьшаются, и фермер уже должен потратить больше времени на надлежащее планирование. Тем не менее, существует риск, что указанная в соглашении цена на продукцию может оказаться намного ниже той цены, которая складывается на рынке после сбора урожая, - это плата за гарантированный сбыт и возможность долгосрочного сотрудничества. Кроме того, фактическая цена может быть урегулирована дополнительным ценовым соглашением[9].
Продажа с поля - это в данное время один из наиболее распространенных способов реализации выращенной продукции. По данным разных маркетинговых исследований, продажа с поля является основным каналом сбыта сельхозпродукции для более чем 50% сельхозпроизводителей. В то же время, лишь треть товаропроизводителей продает продукцию после сезонного повышения цен и 4% занимается прямым экспортом.
Чтобы сэкономить ресурсы на процессе сбора ягод и фруктов, что требует ручной работы, фермеры приглашают потенциальных клиентов на поле. Подход очень популярен в Соединенных Штатах Америки. Покупатели собирают определенную часть урожая (или и весь урожай) и могут купить его по цене ниже рыночной. Собственники рассчитываются с собирателями за их работу той же продукцией. Например, за собранные для производителя две корзины яблок покупатель получает третью корзину для себя[9].