Рынок картофеля в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Решение проблемы обеспечения населения продовольствием имеет особое значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни. Традиционно в России картофель является одним из основных продуктов питания. Низкая платежеспособность основной массы населения и сравнительно невысокие цены на картофель отразились на увеличении его потребления в расчете на душу населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Рынок картофеля
1.1. Спрос и предложение на рынке картофеля……………………...………….4
1.2. Формирование рыночных цен на картофель……………………….………6
1.3. Каналы сбыта картофеля………………………………………………….....8
2. Исследование рынка картофеля
2.1. Рынок картофеля в России……..……………………………………….......11
2.2. Рынок картофеля в Пермском крае………………..………………..……...15
2.3. Анализ исследования рынка картофеля в городе Перми……..……….…18
3. Пути развития рынка картофеля в Пермском крае……………….….23
Список использованных источников……………………………………26
Приложения………………………………………

Файлы: 1 файл

Проект с.х. рынки.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

      Выставки  и ярмарки - довольно эффективный  метод сбыта, изучения спроса, заключения договоров. Осенью после сбора урожая в Полтавской области происходят ярмарки, наибольшая из которых - Сорочинская. В другие периоды года работают специализированные сельскохозяйственные выставки, где можно приобрести саженцы, средства защиты растений, удобрения, сельскохозяйственную технику, специализированное оснащение. Во время таких выставок и ярмарок можно не только продать свою продукцию, но и найти постоянных покупателей или оговорить выгодные условия обмена нужной техники на продукцию[9].

      Работа  через дистрибьютора помогает упростить  часть задач. Благодаря посредникам  с производителей снимается бремя  переговоров с сетями и доставка картофеля в магазины, в итоге они могут сосредоточиться на профильной деятельности - производстве картофеля. С другой стороны услуги дистрибьюторов тоже требуют денег и контроля. Маржа дистрибьютора может составлять до 25%, таким образом, увеличивая стоимость конечного продукта на прилавке, отпугивая потенциальных покупателей. Еще один плюс работы производителей напрямую с сетями и несетевыми магазинами в том, что картофелевод сам управляет каналом сбыта и контролирует ситуацию[9].

      Итак, как прямые продажи, так и продажи через посредников имеют свои плюсы и минусы, поэтому производителю очень важно выбрать более выгодный для него канал сбыта своей продукции. 

      2 Исследование рынка  картофеля 

      2.1 Рынок картофеля в России 

      Картофель в России является одним из самых  потребляемых продуктов растениеводства. Среднее потребление картофеля на душу населения в России составляет 120–130 кг в год на человека, т. е. картофель для россиян по-прежнему является «вторым хлебом». Россия занимает второе место в мире по производству картофеля и входит в десятку ведущих стран, производящих более половины валового производства. Среди продуктов питания, составляющих основу продовольственного рынка России, картофель занимает особое место, оказывая существенное влияние, как на формирование структуры рынка, так и на обеспечение продовольственной безопасности страны[8].

      По  данным ФСГС в 2009 году валовой сбор картофеля составил 31139,77 тыс. тонн. Из них 3971,14 тыс. тонн приходится на сельскохозяйственные организации, 1826,88 тыс. тонн на крестьянские (фермерские) хозяйства и у индивидуальных предпринимателей, 25311,75 тыс. тонн на хозяйства населения (рис.1). Такие результаты достигнуты при урожайности в 142,3 центнеров с 1 га, которая в 2009 году выросла на 3,8% по сравнению с 2008 годом[10].

      

      Рисунок 1. Валовой сбор картофеля по категориям хозяйств в 2009г, % 

      В России в 2009 году по данным ФСГС картофелем было засеяно 2192,8 тыс. га, что на 4,2% больше чем в 2008 году. Из них большую часть  составляют хозяйства населения [9].

      Основные  посевные площади картофеля расположены  в Центральном федеральном округе и занимают 643,3 тыс. га. Далее следует  Приволжский федеральный округ (588 тыс. га), Сибирский федеральный округ (372,5 тыс. га), Южный федеральный округ (235,9 тыс. га), Уральский федеральный округ (155,4 тыс. га).

      Всего в 2009 году из России было экспортировано около 77 тыс. тонн картофеля, что составляет незначительную долю в 0,25% от общего сбора. При этом в I квартале 2010 года по сравнению  с аналогичным периодом 2009 года объемы экспортируемого картофеля увеличились более чем в 4 раза.

      Российский  картофель предназначен для Казахстана (в 2009 году более 45 тыс. тонн), Азербайджана (более 25 тыс. тонн), Узбекистана (более 2 тыс. тонн). Также экспортированный картофель из России можно встретить на рынках в Грузии, Японии, Китая, Норвегии, Украины [10].

      Основные  экспортеры картофеля – ООО "Скорпион", ООО "Сафия", ООО "Рус-Азия", ЗАО "Самара-Солана".

      Несмотря  на то, что импорт картофеля существенно  превосходит его экспорт, доля импортного картофеля от валового сбора составляет всего 1,2%. Общий объем ввезенного в Россию картофеля составил более 370 тыс. тонн. Импорт картофеля и продуктов из картофеля увеличился в 2010 году на 20% по отношению к 2008 году и на 62% по отношению к 2009 году. Странами, значительно увеличившими свои осенние поставки свежего картофеля в Россию, являлись Нидерланды, Франция, Бельгия, Финляндия. В I квартале 2010 года по сравнению с I кварталом 2009 года импорт корнеплода вырос в 1,5 раза [10].

      Большая часть картофеля ввозится из Нидерландов, Азербайджана, Египта, Китая, такими компаниями как «Qsp-Quality Service Performance East Europe GMBH», «Dalteks», «Norland Holdings», «Salero Holdings Limited».

      Розничная торговля картофелем в России имеет  положительную динамику. Резкое увеличение товарооборота произошло в 2008 году: 49 млн. руб. против 34 млн. руб. в 2007 году. Это связано с резким удорожанием картофеля. Так, в среднем в 2008 году стоимость 1 кг картофеля выросла на 4 руб. 85 коп. (18 руб. 45 коп.), в 2007 году – на 61 коп. (13 руб. 60 коп.), в 2009 году уменьшилась на 88 коп. (17 руб. 57 коп.) [10].

      В 2010 году в общей структуре посевных площадей он занимал почти 3%. На долю всех остальных овощей пришлось в 3,4 раза меньше посевных площадей. В 2010 году картофель занимал более 2,2 млн. га, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1%.

      Согласно  новому исследованию «Рынок картофеля  и продуктов из картофеля. Предварительные  итоги 2010 года» компании Intesco Research Group, картофель остается культурой, выращиваемой преимущественно в личных подсобных хозяйствах. На эту категорию производителей приходится большая часть посевных площадей (84%), сельскохозяйственные организации занимают 10% площадей. Индивидуальные предприниматели и фермеры засеяли картофелем 6% от всех посевных площадей картофеля в 2010 году (рис.2) [10].

      

      Рисунок 2. Структура посевных площадей по категориям хозяйств в 2010г., %.

      Регионами с самыми высокими показателями урожайности  картофеля в 2010 году являлись Тюменская, Астраханская области, Еврейская автономная область, Красноярский край, Омская, Калининградская, Томская области, Кабардино-Балкарская Республика, Хабаровский край, Камчатский край и Республика Северная Осетия - Алания.

      По  информации аналитиков «АПК-Информ: овощи  и фрукты», в России продолжается тенденция снижения цен на картофель  благодаря росту его предложения  на рынке. На сегодняшний день цены на этот клубнеплод уже в 2,5 раза ниже, чем годом ранее, несмотря на то, что потенциал снижения цен по-прежнему еще не исчерпан.

      Расширение  площадей под картофелем на фоне высоких  цен прошлого сезона и сравнительно благоприятные погодные условия  позволят российским фермерам в этом году получить очень высокий урожай картофеля. Поэтому импорт картофеля в Россию в сезоне-2011/12 резко снизится, а цены на этот товар будут оставаться сравнительно низкими весь сезон [10].

      Отметим, что оптовые цены на картофель  в России (даже если считать в  рублях) в настоящий момент самые  низкие за последние 4 сезона, что не может не огорчать фермеров, ведь затраты на выращивание картофеля за этот период увеличились, по оценкам «АПК-Информ: овощи и фрукты», почти на 50%. Если же считать цены в долларах, то это одна из самых низких цен на картофель за последние 7 лет[10]. 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Рынок картофеля  в Пермском крае 

      Рекордный урожай картофеля в Прикамье вызвал проблемы с его сбытом у пермских хозяйств. Крестьяне обвиняют ритейлеров в том, что те не помогают продавать  им урожай. Торговцы же ждут от аграриев товара более высокого качества. В минсельхозе говорят, что проблемы решатся, когда сети распродадут остатки старого урожая[10]..

      Серьезно  снизились оптовые цены на пермскую картошку. Сейчас ее производители  продают по 4,5-5 руб. за килограмм, тогда  как в прошлом году закупочная цена была в три раза больше — порядка 15 руб. за килограмм. Резкое снижение закупочных цен подтверждают и аграрии.

      

      Рисунок 3. Оптовые цены на пермский картофель  в 2010-2011г.г., руб/кг.

      Производители вынуждены сбывать урожай ниже себестоимости: на недавнем аукционе МВД по закупке около 4 тыс. тонн картофеля для нужд полицейских закупочная цена опустилась с 10 до 2,65 руб./кг. Себестоимость составляет около 3 руб./кг[10].

      Причина падения цен — рекордный урожай. В прошлом году урожайность была около 100 центнеров с гектара, сегодня — свыше 300 (рис.4).

      

      Рисунок 4. Урожайность картофеля в 2010-2011г.г., ц/га.

      В 2010 году пермские крестьяне из-за засухи собрали крайне скупой урожай картофеля. Следствием стало резкое удорожание продукта в торговых сетях — осенью 2010 года цена доходила до 40 руб./кг. 

      Сегодня производители недовольны тем, что пермские сети отказываются брать на реализацию картофель свежего урожая. В супермаркетах продается не пермский картофель по 20 руб./кг, зачастую плохого качества, в то время как пермские хозяйства готовы продавать ритейлерам по базовой цене нечищенный картофель.

      По  данным минсельхоза Пермского края, в регионе убрано 144 гектара, или 3,4 процента от запланированных площадей картофеля.

      Сельхозпредприятия  получают в среднем по 238,4 центнера клубнеплодов с гектара. В то время  как в прошлом засушливом году урожайность достигала лишь 68 центнеров  с гектара. То есть урожайность увеличилась  в среднем в 3,5 раза [10].

      Как результат, цена картофеля в 2011 году снизилась почти в три раза по сравнению с прошлогодними  показателями августа-сентября.

      Так, например, килограмм свежего картофеля  в 25-килограммовой фасовке одного из крупнейших производителей региона - СПК "Беляевка" - сегодня стоит всего шесть рублей. Еще ниже цены опускаются на госзакупках для нужд государственных учреждений - до трех и менее рублей за килограмм картофеля.

      По  словам аграриев, производители сегодня  испытывают серьезные трудности со сбытом урожая, поскольку крупные торговые сети краевого центра торгуют в основном завозным картофелем, розничная цена которого составляет около 20 рублей за килограмм.

      На  рынках картофель можно приобрести по 15 рублей за килограмм.

      Сельхозпроизводители края предлагают ритейлерами организовать акции по продаже картофеля мелким оптом, то есть сетками - и по минимальным ценам [10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Анализ исследования  рынка картофеля  в городе Перми 

      10 ноября 2011 года мной было проведено маркетинговое исследования рынка картофеля в виде открытого анкетирования потребителей города Перми (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 40 человек различных половозрастных групп и уровней дохода. Результаты анкетирования представлены в таблице (Приложение 2).

      Проанализировав данную таблицу можно сделать  вывод о том, что из представленных 40 человек приобретают картофель  все 100% опрошенных. Большинство из них (47,5%) являются приверженцами старых традиций, предпочитая покупать немытый картофель производителей Пермского края в сетке или на развес. Данную продукцию предпочитают продукции других поставщиков как молодежь от 18 до 30, так и люди старше 50 лет (50%). 17,5% респондентов заявили, что предпочитают приобретать картофель, который является самым дешёвым. Экономией в отношении картофеля отличаются в основном женщины (57,1%), а так же люди старше 50 лет (42,9%). В настоящее время всего лишь 15% респондентов согласились бы на покупку картофеля под брендом «Пермская картошка». Столько же респондентов согласились бы на покупку импортного картофеля. Потенциальными покупателями, как импортного картофеля, так и картофеля под брендом «Пермская картошка» являются так же люди от 30 до 50 лет (50%) (рис.5).

      

      Рисунок 5. Потребление картофеля в зависимости от производителя, %

Информация о работе Рынок картофеля в Пермском крае