Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа
Решение проблемы обеспечения населения продовольствием имеет особое значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни. Традиционно в России картофель является одним из основных продуктов питания. Низкая платежеспособность основной массы населения и сравнительно невысокие цены на картофель отразились на увеличении его потребления в расчете на душу населения.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Рынок картофеля
1.1. Спрос и предложение на рынке картофеля……………………...………….4
1.2. Формирование рыночных цен на картофель……………………….………6
1.3. Каналы сбыта картофеля………………………………………………….....8
2. Исследование рынка картофеля
2.1. Рынок картофеля в России……..……………………………………….......11
2.2. Рынок картофеля в Пермском крае………………..………………..……...15
2.3. Анализ исследования рынка картофеля в городе Перми……..……….…18
3. Пути развития рынка картофеля в Пермском крае……………….….23
Список использованных источников……………………………………26
Приложения………………………………………
Что касается вопроса о количестве приобретаемого картофеля, то большинство респондентов предпочитают покупать до 3 кг за один поход в магазин; 42,5% опрошенных от 3 до 5 кг и никто из респондентов не покупает за один раз более 5 кг картофеля (рис. 6).
Рисунок 6. Количество приобретаемого картофеля, %
Так же необходимо отметить, что пермяки приобретают данный продукт в супермаркетах или на рынке 52,5% и 47,5% соответственно и не один из респондентов не выбрал другое место покупки (рис. 7).
Рисунок 7. Место приобретения картофеля, %
На вопрос: «Закупаете ли Вы картофель оптом на зиму?» большая часть ответила, что покупают в розницу (42,5%); но, всё же, 35% опрошенных, дали положительный ответ, причем женщины оказались запасливей мужчин (64,3% и 35,7% соответственно), а 22,5% ответили, что не запасаются картофелем, так как имеют собственное подсобное хозяйство.
Рассмотрев предпочтения относительно упаковки, можно сделать вывод, что большинство покупают картофель на развес (52,5%), второе место занимает картофель в сетке (30%), третье место отвели пермяки такому виду упаковки как полиэтиленовый пакет (17,5%) (рис.8).
Рисунок 8. Предпочтения покупателей в упаковке картофеля, %
Необходимо отметить, что 65% опрошенных имеют заработную плат < 15 тыс.руб./мес. и половина из них предпочитает приобретать пермский немытый картофель; 11% респондентов получают в месяц от 15 до 25 тыс.руб./мес. и большинство из них (45,5%) так же предпочитают приобретать пермский немытый картофель. Всего лишь 7,5% опрошенных имеют заработную плат > 25 тыс.руб./мес. и только в этой группе большинство приобретает картофель под брендом «Пермская картошка» и в принципе, только респонденты этой группы покупают данный вид продукции (табл. 1).
Таблица 1 – Предпочтения респондентов в приобретении картофеля в зависимости от заработной платы, %
Заработная плата, тыс.руб./мес | Количество респондентов | Перм. немытый, | Самый дешёвый | Импортный | «Перм.
картошка» |
Из др. регионов | |
чел. | % | ||||||
До 15 | 26 | 65 | 50 | 26,9 | 15,4 | 0 | 7,7 |
15-25 | 11 | 27,5 | 45,5 | 36,3 | 18,2 | 0 | 0 |
>25 | 3 | 7,5 | 33,3 | 0 | 0 | 66,7 | 0 |
Итого: | 40 | 100 | | | | | |
Помимо изучения предпочтений населения г. Перми в приобретении данной продукции, существенная роль в маркетинговом исследовании была отведена выявлению максимальной приемлемой цены за 1кг картофеля. При опросе респонденты самостоятельно называли цену.
Результаты показали, что средняя цена, которую определили респонденты, составила 18,03 руб./кг. Ответы варьировались в диапазоне от 8 до 40 руб./кг. При этом наиболее распространённым ответом была цена, равная 10 руб./кг. Данную цену максимальной посчитали 22,5% опрошенных. Вторым по популярности ответом стала цена в 15 руб./кг, которая стала максимально приемлемой для 17,5% респондентов.
Выявлено, что мужчины оценили картофель выше, чем женщины. Если для мужчин средняя цена составила 19,85 руб./кг, то для женщин – 16,45 руб./кг. Выше остальных возрастных групп продукцию оценили представители среднего возраста от 31 до 50 лет. Данная группа назвала среднюю цену 21 руб./кг. Самую низкую цену обозначили представители группы, возраст в которой составляет более 50 лет, - только 15,85 руб./кг.
Сегментирование потребителей по цене, являющейся для них максимально приемлемой за 1 кг картофеля отражено в таблице 2.
Шаг = (Хmax-Хmin) / n , где n – количество групп;
Шаг
= (40-8)/4 = 8
Таблица 2 – Сегментирование потребителей по цене, являющейся для них максимально приемлемой за 1 кг картофеля.
Группы по цене, являющейся мах приемлемой за 1 кг картофеля, руб. | Количество респондентов в группе, чел. | Удельный вес, % | Предпочитают
по производителям, чел. |
Удельный вес по производителям % | Предпочитают в упаковке: | Удельный вес, % по упаковке | Место покупки, чел. | Удельный вес, % по месту покупки | Предпочитают по количеству, чел | Удельный вес, % по количеству | Предпочитают по з/п, чел | Удельный вес, % по з/п | ||||||||||
Перм. немытый | Самый дешёвый | Импортный | Под брендом «Перм.картошка» | Из др.регионов | В поэлит. пакете | В сетке | На развес | В супермаркете | На рынке | До 3 кг | 3-5 кг | До 15 | 15-25 | > 25 | ||||||||
8-16 | 24 | 60 | 11 | 7 | 4 | 0 | 2 | 57,89 | 1 | 9 | 14 | 66,67 | 11 | 13 | 52,38 | 13 | 11 | 56,52 | 21 | 2 | 1 | 80,77 |
17-25 | 7 | 17,5 | 5 | 0 | 2 | 0 | 0 | 26,32 | 0 | 2 | 5 | 23,81 | 2 | 5 | 9,52 | 7 | 0 | 30,43 | 3 | 4 | 0 | 11,54 |
26-34 | 3 | 7,5 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 5,26 | 2 | 0 | 1 | 4,76 | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 |
35-43 | 6 | 15 | 2 | 0 | 0 | 4 | 0 | 10,53 | 4 | 1 | 1 | 4,76 | 5 | 1 | 4,76 | 3 | 3 | 13,04 | 2 | 3 | 1 | 7,69 |
Итого: | 40 | 100 | 19 | 7 | 6 | 6 | 2 | 100 | 7 | 12 | 21 | 100 | 21 | 19 | 100 | 23 | 17 | 100 | 26 | 11 | 3 | 100 |
Итак,
на основе таблицы можно сделать вывод
о том, что наибольшим спросом обладает
Пермский немытый картофель, продаваемый
в супермаркетах на развес. Поэтому производителю
данного вида продукта следует обратить
внимание именно на этот сегмент.
3
Пути развития рынка
картофеля в Пермском
крае
Целесообразность позиционирования и развития картофелеводства, как одной из экономически значимых отраслей сельского хозяйства Пермского края, основывается на следующих конкурентных преимуществах:
1.
В Пермском крае производству
картофеля способствуют
2.
Накоплен опыт организации
3.
Картофелеводство является
4.
Значительный объем
В настоящее время производство картофеля является одной из важной составляющей системы продовольственного обеспечения населения Пермского края и социальной сферы в целом.
В Пермском крае наблюдается положительная динамика валового производства картофеля и его реализации. Несмотря на уменьшение посевных площадей, наблюдается положительная динамика урожайности картофеля во всех категориях хозяйств. Характеризуя состояние отрасли картофелеводства Пермского края и регионов-конкурентов, следует отметить, что Пермский край имеет конкурентное преимущество по урожайности картофеля в сельскохозяйственных организациях. Крупнейшими сельскохозяйственными организациями, производящими картофель на территории Пермского края, являются ООО «Овен», (СХПК) «Труженик», ООО «Беляевка», ООО «Давыдовка» и ООО «Русь». Эти организации удовлетворяют 80% всего внутреннего спроса, предъявляемого на картофель. Эти крупнейшие сельскохозяйственные организации, имеющие обширные посевные площади, большой объем производства, являются базовыми.
К главным проблемам картофелеводства можно отнести:
1
производство картофеля на
2
недостаточное развитие
3
слабо выстроенная система
4
полное отсутствие переработки
картофеля, развитие которого
возможно при наличии
5
отсутствие эффективной
6 слабая система защитных мер от болезней, вредителей картофеля.
Таким образом, основой развития отрасли картофелеводства должен стать рост объемов производства качественного картофеля, основанного на высокоинтенсивных технологиях; увеличение объемов его переработки, которая требует улучшения селекции высокоурожайных сортов, создания семеноводческой базы. При этом производство конкурентоспособных продуктов питания, выработанных из картофеля, насыщение ими рынка предполагает ввод в действие новых логистических мощностей.
Выявлено, что в Пермском крае переход отрасли картофелеводства на рыночные отношения и практика функционирования рынка картофеля позволили повысить эффективность его производства, особенно в специализированных хозяйствах, создать более совершенный рыночный механизм в сфере распределения продукции данной отрасли.
Однако для дальнейшего стабильного функционирования отрасли картофелеводства необходимо комплексное планирование мероприятий по привлечению инвестиций, увеличению объемов производства товарного картофеля с последующим его продвижением.
Вышеотмеченное подтверждает, что такая важная отрасль, как картофелеводство, нуждается в государственной поддержке, которая позволит ей и в дальнейшем активно развиваться, не испытывая никаких трудностей.
Для развития рынка картофеля в Пермском крае необходимо: создать условия для ускоренного развития высокоэффективного производства картофеля, насыщения рынка высокотехнологичной продукцией пермских сельскохозяйственных организаций, эффективного развития картофелеперерабатывающих сельскохозяйственных организаций и увеличения финансовых поступлений в бюджеты всех уровней. Эти факторы, в свою очередь, приведут к повышению уровня жизни сельского населения благодаря расширению масштабов его занятости на основе увеличения объемов реализации товарного картофеля и продуктов его переработки сельскохозяйственными организациями Пермского края.
Для этого необходимо: повысить инвестиционную привлекательности отрасли и увеличить производительность труда; ускорить развитие эффективного производства товарного картофеля; увеличить объемы реализации товарного картофеля; развить кадровый потенциал в отрасли картофелеводства; увеличить количество базовых сельскохозяйственных организаций. А самое главное необходимо стимулировать процессы производства, переработки и продвижения товарного картофеля сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на внутренний и внешний рынки.
Список
использованных источников