Рынок картофеля в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Решение проблемы обеспечения населения продовольствием имеет особое значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни. Традиционно в России картофель является одним из основных продуктов питания. Низкая платежеспособность основной массы населения и сравнительно невысокие цены на картофель отразились на увеличении его потребления в расчете на душу населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Рынок картофеля
1.1. Спрос и предложение на рынке картофеля……………………...………….4
1.2. Формирование рыночных цен на картофель……………………….………6
1.3. Каналы сбыта картофеля………………………………………………….....8
2. Исследование рынка картофеля
2.1. Рынок картофеля в России……..……………………………………….......11
2.2. Рынок картофеля в Пермском крае………………..………………..……...15
2.3. Анализ исследования рынка картофеля в городе Перми……..……….…18
3. Пути развития рынка картофеля в Пермском крае……………….….23
Список использованных источников……………………………………26
Приложения………………………………………

Файлы: 1 файл

Проект с.х. рынки.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

      Что касается вопроса о количестве приобретаемого картофеля, то большинство респондентов предпочитают покупать до 3 кг за один поход в магазин; 42,5% опрошенных от 3 до 5 кг и никто из респондентов не покупает за один раз более 5 кг картофеля (рис. 6).

      

      Рисунок 6. Количество приобретаемого картофеля, %

      Так же необходимо отметить, что пермяки  приобретают данный продукт в  супермаркетах или на рынке 52,5% и 47,5% соответственно и не один из респондентов не выбрал другое место покупки (рис. 7).

      

      Рисунок 7. Место приобретения картофеля, %

      На  вопрос: «Закупаете ли Вы картофель оптом на зиму?» большая часть ответила, что покупают в розницу (42,5%); но, всё же, 35% опрошенных, дали положительный ответ, причем женщины оказались запасливей мужчин (64,3% и 35,7% соответственно), а 22,5% ответили, что не запасаются картофелем, так как имеют собственное подсобное хозяйство.

      Рассмотрев  предпочтения относительно упаковки, можно сделать вывод, что большинство покупают картофель на развес (52,5%), второе место занимает картофель в сетке (30%), третье место отвели пермяки такому виду упаковки как полиэтиленовый пакет (17,5%) (рис.8).

      

      Рисунок 8. Предпочтения покупателей  в упаковке картофеля, %

      Необходимо  отметить, что 65% опрошенных имеют заработную плат < 15 тыс.руб./мес. и половина из них предпочитает приобретать пермский немытый картофель; 11% респондентов получают в месяц от 15 до 25 тыс.руб./мес. и большинство из них (45,5%) так же предпочитают приобретать пермский немытый картофель. Всего лишь 7,5% опрошенных имеют заработную плат > 25 тыс.руб./мес. и только в этой группе большинство приобретает картофель под брендом «Пермская картошка» и в принципе, только респонденты этой группы покупают данный вид продукции (табл. 1).

      Таблица 1 – Предпочтения респондентов в  приобретении картофеля в зависимости  от заработной платы, %

Заработная  плата, тыс.руб./мес Количество  респондентов Перм. немытый, Самый дешёвый Импортный «Перм.

картошка»

Из др. регионов
чел. %
До 15 26 65 50 26,9 15,4 0 7,7
15-25 11 27,5 45,5 36,3 18,2 0 0
>25 3 7,5 33,3 0 0 66,7 0
Итого: 40 100     
 

      Помимо  изучения предпочтений населения г. Перми в приобретении данной продукции, существенная роль в маркетинговом исследовании была отведена выявлению максимальной приемлемой цены за 1кг картофеля. При опросе респонденты самостоятельно называли цену.

      Результаты  показали, что средняя цена, которую  определили респонденты, составила 18,03 руб./кг. Ответы варьировались в диапазоне от 8 до 40 руб./кг. При этом наиболее распространённым ответом была цена, равная 10 руб./кг. Данную цену максимальной посчитали 22,5% опрошенных. Вторым по популярности  ответом стала цена в 15 руб./кг, которая стала максимально приемлемой для 17,5% респондентов.

      Выявлено, что мужчины оценили картофель  выше, чем женщины. Если для мужчин средняя  цена составила 19,85 руб./кг, то для женщин – 16,45 руб./кг. Выше остальных  возрастных групп продукцию оценили представители среднего возраста от 31 до 50 лет. Данная группа назвала среднюю цену 21 руб./кг. Самую низкую цену обозначили представители группы, возраст в которой составляет более 50 лет, - только 15,85 руб./кг.

      Сегментирование потребителей по цене, являющейся для них максимально приемлемой за 1 кг картофеля отражено в таблице 2.

      Шаг =  (Хmax-Хmin) / n ,   где n – количество групп;

      Шаг = (40-8)/4 = 8  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2 – Сегментирование потребителей по цене, являющейся для них максимально приемлемой за 1 кг картофеля.

Группы  по цене, являющейся мах приемлемой за 1 кг картофеля, руб. Количество  респондентов в группе, чел. Удельный  вес, % Предпочитают

по производителям, чел.

Удельный  вес по производителям % Предпочитают  в упаковке: Удельный вес, % по упаковке Место покупки, чел. Удельный  вес, % по месту покупки Предпочитают  по количеству, чел Удельный  вес, % по количеству Предпочитают  по з/п, чел  Удельный  вес, % по з/п
Перм. немытый Самый дешёвый Импортный Под брендом  «Перм.картошка» Из др.регионов В поэлит. пакете В сетке На развес В супермаркете На рынке До 3 кг 3-5 кг До 15 15-25 > 25
8-16 24 60 11 7 4 0 2 57,89 1 9 14 66,67 11 13 52,38 13 11 56,52 21 2 1 80,77
17-25 7 17,5 5 0 2 0 0 26,32 0 2 5 23,81 2 5 9,52 7 0 30,43 3 4 0 11,54
26-34 3 7,5 1 0 0 2 0 5,26 2 0 1 4,76 3 0 0 0 3 0 0 2 1 0
35-43 6 15 2 0 0 4 0 10,53 4 1 1 4,76 5 1 4,76 3 3 13,04 2 3 1 7,69
Итого: 40 100 19 7 6 6 2 100 7 12 21 100 21 19 100 23 17 100 26 11 3 100
 

      Итак, на основе таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшим спросом обладает Пермский немытый картофель, продаваемый в супермаркетах на развес. Поэтому производителю данного вида продукта следует обратить внимание именно на этот сегмент. 
 
 
 

      3 Пути развития рынка картофеля в Пермском крае 

      Целесообразность позиционирования и развития картофелеводства, как одной из экономически значимых отраслей сельского хозяйства Пермского края, основывается на следующих конкурентных преимуществах:

      1. В Пермском крае производству  картофеля способствуют почвенно-климатические условия, так как в регионе преобладают дерново-подзолистые супесчаные почвы;

      2. Накоплен опыт организации высокоэффективного  производства картофеля в Пермском  крае, реализация картофеля в  сельскохозяйственных организациях  за последние годы сильно увеличилась. Рост объемов реализации данной продукции объясняется привлечением  инвестиций, внедрением новых технологий и развитием аграрного бизнеса;

      3. Картофелеводство является ресурсоемкой  отраслью, и при ее ускоренном  и сбалансированном развитии, возможно, добиться серьезного наращивания численности занятых;

      4. Значительный объем производства  картофеля в личных подсобных  хозяйствах населения при выстраивании  эффективной схемы его реализации  обеспечивает высокую занятость  населения.

      В настоящее время производство картофеля является одной из важной составляющей системы продовольственного обеспечения населения Пермского края и социальной сферы в целом.

      В Пермском крае наблюдается положительная  динамика валового производства картофеля  и его реализации. Несмотря на уменьшение посевных площадей, наблюдается положительная динамика урожайности картофеля во всех категориях хозяйств. Характеризуя состояние отрасли картофелеводства Пермского края и регионов-конкурентов, следует отметить, что Пермский край имеет конкурентное преимущество по урожайности картофеля в сельскохозяйственных организациях. Крупнейшими сельскохозяйственными организациями, производящими картофель на территории Пермского края, являются ООО «Овен», (СХПК) «Труженик», ООО «Беляевка», ООО «Давыдовка» и ООО «Русь». Эти организации удовлетворяют 80% всего внутреннего спроса, предъявляемого на картофель. Эти крупнейшие сельскохозяйственные организации, имеющие обширные  посевные площади, большой объем производства, являются базовыми.

      К главным проблемам картофелеводства можно отнести:

      1 производство картофеля на основе  устаревших затратных технологий, что приводит к невысокой урожайности,  недостаточным потребительским  качествам производимого картофеля  и низкой эффективности производства  в целом;

      2 недостаточное развитие семеноводства  картофеля в условиях, когда потребитель  предъявляет высокие требования  к качественным характеристикам,  определяемых сортом;

      3 слабо выстроенная система хранения  и сбыта картофеля от сельскохозяйственных  организаций;

      4 полное отсутствие переработки  картофеля, развитие которого  возможно при наличии  качественного  недорогого сырья;

      5 отсутствие эффективной системы  закупа картофеля от личных  подсобных и крестьянско-фермерских  хозяйств;

      6 слабая система защитных мер  от болезней, вредителей картофеля.

      Таким образом, основой развития отрасли  картофелеводства должен стать рост объемов производства качественного  картофеля, основанного на высокоинтенсивных  технологиях; увеличение объемов его  переработки, которая требует улучшения селекции высокоурожайных сортов, создания семеноводческой базы. При этом производство конкурентоспособных продуктов питания, выработанных из картофеля, насыщение ими рынка предполагает ввод в действие новых логистических мощностей.

      Выявлено, что в Пермском крае переход отрасли картофелеводства на рыночные отношения и практика функционирования рынка картофеля позволили повысить эффективность его производства, особенно в специализированных хозяйствах, создать более совершенный рыночный механизм в сфере  распределения продукции данной отрасли.

      Однако  для дальнейшего стабильного  функционирования отрасли картофелеводства необходимо комплексное планирование мероприятий по привлечению инвестиций, увеличению объемов производства товарного  картофеля с последующим его продвижением.

      Вышеотмеченное  подтверждает, что такая важная отрасль, как картофелеводство,  нуждается  в государственной поддержке, которая  позволит ей и в дальнейшем активно  развиваться, не испытывая никаких  трудностей. 

      Для развития рынка картофеля в Пермском крае необходимо: создать условия для ускоренного развития высокоэффективного производства картофеля, насыщения рынка высокотехнологичной продукцией пермских сельскохозяйственных организаций, эффективного развития картофелеперерабатывающих сельскохозяйственных организаций и увеличения финансовых поступлений в бюджеты всех уровней. Эти факторы, в свою очередь, приведут к повышению уровня жизни сельского населения благодаря расширению масштабов его занятости на основе увеличения объемов реализации товарного картофеля и продуктов его переработки сельскохозяйственными организациями Пермского края.

      Для этого необходимо: повысить инвестиционную привлекательности отрасли и  увеличить производительность труда; ускорить развитие эффективного производства товарного картофеля; увеличить объемы реализации товарного картофеля; развить кадровый потенциал в отрасли картофелеводства; увеличить количество базовых сельскохозяйственных организаций. А самое главное необходимо стимулировать процессы производства, переработки и продвижения товарного картофеля сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на внутренний и внешний рынки.

Список  использованных источников 

  1. Анисимов  Б.В. Производство и рынок картофеля  в РФ в 2009году/Б.В. Анисимов, В.С. Чугунов, О.Н. Шатилова //картофель и овощи: научно производственный журнал.-2010.-№4.-С. 13-14.
  2. Строков А.С. Тенденции Развития мирового рынка овощей и картофеля /А.С. Строков// Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова.-2011.-№7.-С. 91-95.
  3. АПК Пермского края: основные итоги развития в 2000-2010гг: стат. сборник/ Пермьстат, 2011.-140с.
  4. Косвинцев Н.Н. Приоритетные направления развития рынка картофеля Пермского края: монография/Н.Н. Косвинцев, М.Г. Порвадов, К.В. Пьянкова, 2011.-125с.
  5. Цены в с/х в Пермском крае 1 квартал 2011года: статистический бюллетень / Пермьстат, 2011.-18с.
  6. Сельское хозяйство Пермского края: стат. сборник/ Пермьстат, 2010.-176с.
  7. Шайкин В.В., Коваленко Н.Я., Ахметов РГ. и др. Сельскохозяйственные рынки. – М.: Колос, 2001 . – 264 с.
  8. Все о картофеле //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro-kartofel.info
  9. Журнал - Картофельная система//[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.potatosystem.ru
  10. Отраслевой портал о картофеле //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.potatos.ru
  11. «Пермская картошка» отправится в Екатеринбург, Удмуртию и Москву//[Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://prm.ru

Информация о работе Рынок картофеля в Пермском крае