Социальная инфраструктура и ее роль в развитии сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

Инфраструктура предприятия — комплекс цехов, хозяйств и служб обеспечивает необходимые условия для его деятельности (функционирования); она служит своеобразным «тылом производства», без которого невозможна работа любого предприятия (фирмы). Различают производственную и социальную инфраструктуру, состоящую из определенных элементов.

Содержание работы

Вступление
Раздел І. Суть, значение и классификация инфраструктуры.
Раздел ІІ. Производственная инфраструктура и ее экономическое значение .
Раздел ІІІ. Социальная инфраструктура и социальная деятельность предприятия.
Выводы
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

    

       В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в производственной деятельности особое место отводится социальной деятельности предприятия. На предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, на случай болезни, в случае безработицы и т.д.), установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом предприятия.

Для удовлетворения социальных потребностей работников предприятие  должно составить план социального  развития, т. е. обоснованную, финансово и материально обеспеченную систему мероприятий, направленных на совершенствование социальной структуры кадров, улучшение условий труда и быта всех категорий работников, их социально-культурного обслуживания, повышение трудовой активности.

Одной из предпосылок эффективного управления персоналом предприятия является прогнозирование изменений в социальной структуре трудового коллектива. Так, установление необходимых соотношений разных категорий работников по полу и возрасту имеет целью своевременное обеспечение потребностей современного производства в кадрах. Характер и содержание труда, которые неуклонно и быстро изменяются под влиянием достижений научно-технического и организационного прогресса, требуют такого же динамического улучшения профессиональной и квалификационной структуры персонала. Поэтому в план социального развития предприятия должны быть включены меры по повышению уровня специального образования работников, уменьшения текучести кадров.

    В плане социального развития  обязательно нужно предусмотреть конкретные мероприятия, направленные на совершенствование санитарно-гигиенических условий труда (снижение уровня шума, вибрации, запыленности и загазованности воздуха и т. п.). Не менее важной является разработка мер по сохранению надлежащей трудоспособности в течение длительного времени и предупреждению быстрой усталости. Эти меры будут способствовать устранению чрезмерных физических и нервно-психологических нагрузок, установлению оптимальных режимов труда и отдыха, организации рабочего места, интенсивности работы. Особое внимание нужно уделять мероприятиям, повышающим безопасность труда и устраняющим производственный травматизм, а также предупреждающим профзаболевания. 

Инициатором предоставления дополнительных льгот  и услуг социального характера  сверх обязательных выплат выступает либо сама администрация, демонстрируя добровольное воплощение в жизнь социальной кадровой политики, либо это может быть Результат тарифных соглашений между администрацией и профсоюзом (или советом трудового коллектива) как защитником интересов работников предприятия.

"Добровольно"  предоставляемые работникам льготы  и услуги по внутреннему договору  становятся для администрации  столь же обязательными, как  и предоставляемые в соответствии  с трудовым законодательством.

Чем больше таких льгот и услуг, чем их сумма выше установленного законом размера, тем привлекательнее выглядит работа на таком предприятии, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы при увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального характера на предприятии жизненно необходимыми (обеспечение существования) или предлагаются только в интересах привлечения квалифицированного персонала (рынок рабочей силы), они создают заинтересованность работников в экономической деятельности предприятия (организации).

Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их личностных качеств, сохранение здоровья является условием успеха предприятия (организации, фирмы).

Таким образом, социально ориентированная  кадровая политика предприятия и  связанные с ней социальные услуги должны способствовать тому, чтобы:

- работник отождествлял себя со своим предприятием;

- желания работников соответствовали целям предприятия;

- росли производительность труда и готовность работников к работе;

- работники были социально защищены, предоставляемые в законном порядке или же по тарифному соглашению социальные услуги при необходимости дополнялись;

- поощрялась собственная инициатива работника при решении его проблем;

улучшалась  атмосфера на предприятии, формировался благоприятный социально-психологический климат;

- у работников и у общественности создавалось положительное представление о предприятии.

Социальная  деятельность предприятия должна быть:

- защитной, реализуемой через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;

- воспроизводственной, реализуемой через организацию оплаты труда и ее регулирование с целью обеспечения воспроизводства рабочей силы;

- стабилизирующей, реализуемой через согласование интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство).

Как инструмент мотивации работников, она предусматривает  принятие решений, касающихся:

- выбора приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.д.);

- выбора форм предоставления льгот, услуг, выплат и самих их видов;

- оценки величины возможных выплат исходя из доставленных задач и финансовых возможностей;

- избирательности в предоставлении льгот и услуг, дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач.

Исходя  из зарубежного и отечественного опыта, составим укрупненный перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах:

а) денежной:

выплаты предприятия на приобретение собственности  и имущества (например, приобретение акций предприятия по сниженной  цене);

оплачиваемое  освобождение от работы (при вступлении в брак, тяжелой болезни членов семьи, смерти родителей и т.п.);

дополнительные  отпускные деньги;

компенсация укороченного рабочего дня пожилых  работников;

дотации и пособия по нетрудоспособности, выплачиваемые больничной кассой;

денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами или праздниками, рождественское вознаграждение (денежные суммы или подарки);

предоставление  в пользование служебного автомобиля

оплата  переезда при переводе работника  в другое структурное подразделение и др.;

б) в  форме обеспечения работника  в старости (в дополнение к государственной  пенсии и частным страховкам работника):

дополнительное  пенсионное обеспечение в рамках фирмы (предприятия);

единовременное  вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия);

в) в  форме пользования социальными  учреждениями предприятия:

льготы  в пользовании столовыми;

пониженная  квартплата в служебном жилье;

ссуда под строительство жилья под  особо низкие проценты; - пользование  домами отдыха, санаториями;

предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и др.

Социальная  политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной  реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только занятые работники предприятия, но в определенной мере и бывшие работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию. К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, степень влияния профсоюзов, форма собственности и др.

Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг  по своему усмотрению на определенную сумму из своеобразного "меню": заработной платы, пенсий от фирм, страхование жизни, других льгот, выбор времени работы, отпуска и т.д. и их комбинации.

Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для  стимулирования заинтересованности работника  в укреплении здоровья. Это выплаты  в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам предприятия, постоянно занимающимся спортом. Все средства выплачиваются в конце года и весьма значительны. Такие дополнительные льготы, выплаты и гарантии, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда. Однако очевидны и положительные стороны социальной политики (повышение мотивации, стабилизация коллектива и др.). Таким образом, социальная политика, реализуемая на предприятии, выгодна и для работников, и для администрации.

 

                                                 ВЫВОДЫ 

В заключение можно сказать, что от уровня развития инфраструктуры прямо зависит результативность хозяйственной деятельности предприятия. В условиях постоянного совершенствования технической базы производства все большую значимость приобретают проблемы рациональной организации вспомогательных и обслуживающих процессов, т. е. развитие инфраструктуры предприятия.

   Инфраструктура, как социальная так и производственная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Она выступает "важным фактором развития социально - экономических функций любой территории"; фактором комплексного регионального развития; градостроительным фактором благоустройства населенных мест, общего комфорта проживания в них, развития транспортных связей; социальным фактором организации обслуживания населения, условий труда и отдыха, это санитарно - гигиенический, технический, организационный, экономический и географический фактор комплексного социально- экономического и эколого-культурного развития региона.

    Неудовлетворительное развитие социальной сферы на селе, социальная

незащищенность населения привели к тому, что в сельской местности выше,

чем в  городе смертность и ниже рождаемость. Все это ведет к изменению

социально- демографического облика многих поселений в сельской местности.

Уровень обеспечения села объектами социальной инфраструктуры, размеры

доходов  решающем образом влияют на закрепление  в сельском хозяйстве

квалифицированных кадров. В этих условиях появляется больше возможностей использовать  в земледелии достижения научно- технического прогресса.

    Исследование показывает , что хорошо развитая сеть услуг позволяет

работникам  сельского хозяйства лучше использовать рабочее время, уделить

больше  внимания развитию личности и активно участвовать в общественной

жизни .

 Сейчас  социальная сфера села оставляет  желать лучшего. В сельской  местности стремительно сокращаются  объекты социальной инфраструктуры, это касается дошкольных учреждений, учебных учреждений, учреждений  здравоохранения, домов культуры и библиотек. В связи с неудовлетворительным состоянием социальной сферы села стремительно сокращается население сельских территорий.

    Значит можно сделать вывод  что нужно повышать уровень  развития инфраструктуры,  как  производственной, так и социальной, а также развивать социальную деятельность предприятия. Нужно развивать социальную инфраструктуру, обеспечить работников надлежащими условиями труда, обеспечить социальными гарантиями, льготами. Это даст положительные последствия для сельскохозяйственного производства.

Для правильной организации работы социальной сферы  необходимо прежде

вычислить необходимый объем объектов социальной инфраструктуры. А также произвести оценку уровня социального развития села. 
 

 

                     Список использованных источников

1. Зайцев Н.Л. "Экономика предприятия". Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1998.. 
2. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005. 
3. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 
4. Попова Н. А. Экономика сельского хозяйства, 2010 г., 400 стр. 
5. Минаков И.А.,Л.А.Сабетова,Н.И.Куликов, Экономика сельского хозяйства,

Информация о работе Социальная инфраструктура и ее роль в развитии сельского хозяйства