Структура управления производством с/х предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Информационное общество предъявляет новые требования и к проектированию организаций. Структуру определяет во многом конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю. Поэтому в конкурентной борьбе побеждает тот, кто наиболее эффективным образом приспособил свою организационную структуру к новым требованиям информационного общества.
Организационная структура — это один из основных элементов управления предприятия. Внутренним выражением основных элементов организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подразделений предприятия.

Файлы: 1 файл

13258Структура управления производством сх предприятия.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Изменение организационной структуры  управления на предприятии связано с частичным изменением отдельных структурных подразделений. Другим направлением повышения эффективности организационной структуры являются оптимизация информационных технологий, внедрение автоматизации в систему планирования и управления.

Совершенствование организационной структуры управления в СХА колхоз «Нуктужский» ориентировано на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью:

  • оперативно реагировать на изменения во внешней среде;
  • освободить генерального директора СХА колхоз «Нуктужский» от повседневной, рутинной работы, связанной с оперативным управлением производством;
  • установить рациональные связи между звеньями и ступенями управления на всех уровнях; минимизировать число ступеней структуры управления;
  • предоставлять полномочия на решение проблем тому подразделению аппарата управления, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
  • повысить оперативность принимаемых решений.

Также оптимизация организационной структуры направлена на получение дополнительной прибыли, связанной с сокращением непроизводительных расходов, улучшением методов взаимодействия между структурными подразделениями и получением дополнительной прибыли.

Вследствие реструктуризации действующей организационной структуры управления СХА колхоз «Нуктужский» планируется повысить основные показатели эффективности структуры управления. Так, как результат финансовой деятельности, планируется увеличить сумму прибыли от реализации продукции, а также чистой прибыли, приходящейся на одного работника аппарата управления.

На основе вышеизложенного проведем анализ структуры управления СХА колхоз «Нуктужский». Как уже говорилось, организационная структура относится к типу линейно-функциональных, то есть является наиболее распространенной. При изучении организационной структуры управления колхоза мы пришли к выводу о том, что действующую структуру (рис. 2) можно сделать более эффективной. 

Конечной целью совершенствования системы управления в СХА колхоз «Нуктужский» является достижение более высокой отдачи и оптимизация расходов на управление. Поэтому для успешной деятельности предприятия необходимо сформировать систему управления, используя функциональный подход. Организация структуры по функциональному признаку поможет изменить систему мотивации персонала так, чтобы каждый работник был больше нацелен на результат.

Отличительной чертой структуры в  данной организации является подчинение трех вспомогательных участков — двух складов (готовой продукции и запчастей) и столовой — непосредственно директору колхоза. Таким образом, директор должен выполнять несвойственные ему функции контроля за рядовыми функциональными подразделениями.

Как видно из структурной схемы, для такого небольшого предприятия штат бухгалтерии из 4 человек является избыточным. Так, нерациональным представляется такое положение, когда функции кассира выполняет отдельный бухгалтер.

Поэтому в качестве мер по совершенствованию  структуры и для оптимизации разграничения должностных обязанностей предлагается сократить должности заведующих складами и столовой (3 чел.), объединить эти три подразделения в один — хозяйственный — отдел и ввести должность начальника хозяйственного отдела, с подчинением его непосредственно директору.

Также предлагается сократить должность бухгалтера-кассира и передать соответствующие обязанности одному из бухгалтеров, одновременно перераспределив нагрузку равномерно на всех бухгалтеров.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо сократить должности заведующего автогаражом и заведующего ремонтной мастерской, передав их обязанности начальнику цеха механизации и электрификации, который частично и выполняет их сейчас.

Такое перемещение:

  • во-первых, снимет лишнюю нагрузку с директора колхоза, который, по сути, не должен заниматься вопросами складов и столовой, а должен только контролировать их работу и решать общепроизводственные вопросы;
  • во-вторых, упростит процедуру согласования договоров на поставку продукции колхоза потребителям, которые будут готовить не заведующий складом, а бухгалтерия, тогда как проверять и визировать будут главный бухгалтер и директор;
  • в-третьих, в этом случае ответственному за снабжение будет легче решать различные производственные вопросы, связанные с поставкой, учетом и хранением готовой продукции, и. т.п.

Модернизированная схема структуры управления представлена на рис.3.




 











 

Рис. 3. Модель предлагаемой реорганизации аппарата управления

СХА колхоз «Нуктужский»

 

Таким образом, аппарат управления будет сокращен на 4 чел., что для такого небольшого предприятия обеспечит значительную экономию затрат на управление. Такая структура на сегодняшний день будет, в целом, соответствовать тем задачам, которые стоят перед колхозом.

К сожалению, ни одна из новейших организационных структур (матричная, дивизиональная, рыночная и т.п.) не может быть реализована в рассматриваемой организации, поскольку:

  • в ней отсутствует достаточное количество квалифицированных руководителей, менеджеров, способных правильно спроектировать такую систему;
  • поскольку СХА колхоз «Нуктужский» является малым предприятием, при текущем положении скорее всего нет необходимости тратить дополнительные средства для финансирования этих целей;
  • даже если данный проект будет реализован, существующий образовательный уровень подготовленности работников не позволит такой современной модернизированной структуре эффективно функционировать.

 

3.2. Порядок совершенствования структуры управления

Выполнение функций управления возможно при использовании различных форм организации труда работников аппарата управления организаций, выражающиеся в различных вариантах организационных структур управления.

Поэтому возникает необходимость  создания наиболее эффективной организационной структуры управления, способной обеспечить своевременное принятие качественных управленческих решений и доведение их до исполнителей.

Реорганизация организационной структуры проводится для обеспечения выполнения и управления производственными процессами предприятия с максимальной эффективностью. Поэтому совершенствование организационной структуры рекомендуется проводить при наличии на предприятии четкой структуры производственных и деловых процессов, в свою очередь, соответствующих стратегическим целям компании.

Поскольку совершенствование организационной структуры предприятия существенно зависит от совершенствования всех производственных процессов, наибольшая эффективность достигается, если обе работы проводятся как элемент, часть работ по организационному развитию предприятия.

Процесс выработки решений по совершенствованию структуры состоит из нескольких этапов: признание необходимости решения, выработка решения и выполнение решения. Как ни парадоксально, большинство проблем в организациях не решаются именно потому, что руководители предприятия просто не знают об их существовании.

Кроме того, распространенным заблуждением является уверенность в том, что  раз решение принято, о нем можно забыть. На самом деле необходимо еще проконтролировать его выполнение и провести обратную связь, то есть  корректировку и решения, и самой проблемы.

Однако зачастую на практике, особенно в условиях Республики Марий Эл, часто выясняется, что не только руководители среднего и низшего звена, но и директора фирм и владельцы предприятий не владеют методами принятия решений. Во многом это связано с экономико-политическим наследием прошлого, когда в стране господствовала административно-командная система, в которой все решения принимались только вышестоящими организациями и не было места инициативе снизу.

После принятия решения о модернизации действующей системы руководству необходимо предпринять следующие шаги:

1. составление описания существующей организационной структуры предприятия;

2. анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию организационной предприятия;

3. формализация и описание модернизированной организационной структуры предприятия;

4. разработка плана мероприятий по реорганизации структуры;

5. составление сметы затрат на мероприятия по модернизации;

6. обеспечение нового штата специалистов соответствующим финансированием;

7. оценка экономического эффекта от модернизации структуры;

8. разработка и внедрение регламентирующих документов по данному направлению:

  • Положения о структуре управления СХА колхоз «Нуктужский»;
  • Порядка разработки, согласования утверждения и актуализации положений о подразделениях (должностных инструкций);
  • Положения о подразделениях, котором будут определены цели деятельности для каждого подразделения, его вклад в общий результат деятельности предприятия, базовые показатели эффективности деятельности, характерные именно для данного подразделения, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями колхоза;
  • новых должностных инструкций для работников.

Описание новой организационно-функциональной структуры предприятия должно быть четким и понятным. При этом все функции, которые должны выполняться, должны быть закреплены за конкретной должностью. В противном случае часть из них будет подвешена в воздухе, и в этих местах всегда будет аврал. Это, конечно, не ново: чтобы дело  делалось, за это дело кто-то конкретный должен  отвечать.

Нужно стремиться к устранению зон «безответственности», пересечений или дублирований функций, уменьшение структурной фрагментарности процессов компании. На каждую функцию должна быть только одна служба, одно звено, иначе возникает дублирование функций, ведущее не только к непроизводительным расходам, но и к неизбежным недочетам в управлении.

После того, как функции распределены по службам, и начинается построение иерархических связей между ними, нужно учитывать нормативы управляемости: в подчинении у одного руководителя должно находиться не более шести-семи объектов. Это будет способствовать повышению эффективности управляемости и координации деятельности структурных подразделений и сотрудников, повышению качества межфункционального взаимодействия.

Четкое распределение обязанностей по выполнению, контролю и управлению внутренними операциями предприятия осуществляется путем закрепления обязанностей за сотрудниками нормативными документами, для чего необходимо разработать новые должностные инструкции и перечень обязанностей персонала в условиях новой структуры.

Нужно осуществить также подбор соответствующих специалистов, которые будут работать, как это предписывается закрепленными за ними функциями. А для этого они должны иметь соответствующую квалификацию.

На практике достижение идеальной  эффективности почти невозможно. Она может быть достигнута на этапе  внедрения новой техники и  технологий. И в этом случае внедрение  должно сопровождаться некоторым снижением эффективности, с последующей ее адаптацией и стабилизацией. Поэтому также важно не ограничиваться разовым построением новой структуры, но непрерывно проводить мониторинг реализации структурной схемы.

 

3.3. Экономическая оценка рекомендуемых мероприятий

Оценка эффективности того или иного решения по структуре управляемой системы должна приниматься с учетом установленного критерия экономической эффективности совершенствования структуры управления в организациях.

Система управления организациями  представляет собой информационно-управленческую среду, так как и предметом, и результатом труда работников аппарата управления является информация. Информация и принятие решений связаны между собой сложной системой прямых и обратных связей. Возможности лиц, принимающих решения при обработке информации имеют качественные и количественные показатели.

Существующие подходы к оценке эффективности управления в основном характеризуют организационную систему управления на основании сравнения показателей действующей или проектируемой структуры с типовой организационной структурой.

Кроме показателей, связанных с сопоставлением с нормативной базой, широко распространены стоимостные показатели, такие как эффективность труда в организационной структуре и так далее. Однако оценка  эффективности управления предприятия только по экономическим показателям, по результатам жизнедеятельности коллектива не совсем верна, так как в них  проявляется еще и работа вышестоящих и нижестоящих руководителей. Поэтому применяются также косвенные показатели (степень оснащенности техническими средствами, интегральный показатель инфраструктуры и т.п.).

Для оценки экономической эффективности  мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления в СХА колхоз «Нуктужский» мы используем традиционный метод расчета эффективности, широко применяемый в экономической литературе.

Эффективность действующей структуры управления на анализируемом предприятии, а также эффективность деятельности аппарата управления, оценивается по следующим показателям.

  1. Сумма прибыли от реализации продукции (Пб), приходящейся на одного работника аппарата управления (Чау):

Информация о работе Структура управления производством с/х предприятия