Управление производством картофеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ развития картофелеводства и разработка комплекса мероприятий по улучшению управления сбытом картофеля на основе маркетинга.
Задачами работы являются:
- анализ природных, климатических и экономических условий деятельности предприятия;

- анализ организации производства и управления хозяйством;
- определение уровня экономической эффективности производства и реализации картофеля;
- разработка основных мероприятий комплекса маркетинга картофеля.

Файлы: 1 файл

Управление производством картофеля.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)




ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент — совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного, эффективного и рационального коллективного труда. Менеджмент является сугубо американским понятием. И даже англичане употребляют его в несколько искаженном значении. Это связано с тем, что менеджмент — многогранное явление. Оно выражает социальное положение и ранг, область исследования и практическую деятельность, систему отношений и политику фирмы. В современной литературе отсутствует единое определение менеджмента. Но общие подходы, как правило, во многом совпадают. Прежде чем дать определение менеджмента, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, менеджмент всегда, так или иначе, связан с организацией. Организация в данном случае рассматривается, прежде всего, как некая структура, состоящая из определенного количества людей. Последнее определяет размер организации: она может быть крупной, средней или мелкой. Но объединение людей — не единственный признак организации. Они должны быть связаны между собой либо общностью трудовой деятельности, либо общими задачами, либо тем и другим одновременно. Чтобы организация могла решать поставленные задачи, требуется слаженная, скоординированная работа всех ее членов. Это обеспечивается системой управления. На основе данных признаков можно дать определение менеджмента.

В рыночной экономике  можно с полным основанием утверждать, что менеджеры являются ключевой фигурой в организации. Прежде всего, они определяют направления развития организации, ее стратегические и тактические задачи. В их компетенции находятся вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресурсов по подразделениям компании. Особое место менеджерам принадлежит в сборе и систематизации информации — основы принятия обоснованных управленческих решений. И, конечно же, на менеджерах лежит ответственность за рост производительности труда. Как отмечал один из основоположников менеджмента, Ф. Тейлор, менеджеры должны отвечать за производительность труда потому, что именно они собирают и классифицируют информацию по научным принципам, правилам и законам, которые затем принимаются в качестве нормативов для исполнителей. Не все менеджеры играют одинаковую роль в организации. Это объясняется тем, что имеются различные уровни иерархии.

 Говоря  о менеджменте, следует иметь  в виду вопрос о соотношении менеджмента и управления. Во многих случаях эти понятия и процессы рассматривают как тождественные. Это не совсем так. Дело в том, что, во-первых, исторически управление возникло значительно раньше, чем менеджмент; во-вторых, управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике, тогда как менеджмент — элемент рыночной системы экономики. В-третьих, менеджмент имеет целый ряд специфических особенностей, которые не позволяют говорить о полном единстве с управлением. Прежде чем говорить об этих особенностях, выясним общность менеджмента и управления.

Управление  — это та основа, на которой возник и стал развиваться менеджмент. Если образно представить управление в виде дерева, то менеджмент — одна из его ветвей, которая образуется на определенном этапе его роста. Следует обратить внимание и на такую сторону единства менеджмента и управления, как принципы управления. Существует целый ряд принципов управления, которые применяются в менеджменте: иерархия (руководители и подчиненные), перспективность, демократичность и т.д.

Основной целью курсовой работы является анализ развития картофелеводства и разработка комплекса мероприятий по улучшению управления сбытом картофеля на основе маркетинга.

Задачами работы являются:

  - анализ природных, климатических и экономических условий деятельности предприятия;

 

- анализ организации  производства и управления хозяйством;

- определение уровня  экономической эффективности производства и реализации картофеля;

-  разработка основных  мероприятий комплекса маркетинга картофеля.

 Объектом исследования является СХПК «Хорнзор» Вурнарского района Чувашской Республики.

Объектами  анализа хозяйств, их производственных подразделений или объединений являются отдельные стороны и процессы их деятельности по снабжению производства необходимыми ресурсами, осуществлению непосредственного производства, переработке, хранению и реализации готовой продукции, финансовые результаты работы.

.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ

 

Картофель - важнейшая  сельскохозяйственная культура, широко распространенная, дающая высокую урожайность.   В клубнях его содержатся такие вещества, как углеводы, белки, аминокислоты, витамины, минеральные соли и т. д.

Картофель обладает диабетическим  и лечебными свойствами, высокими качествами, за что его называют «вторым хлебом». Из картофеля изготавливают около 200 разнообразных блюд: промышленные пищевые полуфабрикаты (свежемороженые клубни, хрустящий картофель, крекеры, крупку, сухое картофельное пюре и т.д.)

В клубнях картофеля  содержится много крахмала. При современной  технологии производства из 1 т картофеля  можно получить  160-190 кг крахмала, патоки, до 80 кг глюкозы. 

По нашему мнению, развитие производства этих продуктов наиболее надежное и экономическое средство удовлетворения потребности регионов с недостаточным потреблением картофеля. В 2007 году в хозяйствах всех категорий Российской Федерации валовой сбор картофеля составил 37 млн.т. В целом по Российской Федерации в 2007 году по сравнению с 2006 годом производство картофеля увеличилось лишь на 3%, в ряде регионов оно росло значительными темпами. Если Россия пойдет по пути развития передовых картофелепроизводящих стран мира: то есть сельхозпредприятия, фермерские и крупные личные подсобные хозяйства будут обеспечены высококачественным семенным материалом, необходимой техникой, удобрениями, средствами защиты растений и др. и будет достигнута урожайность картофеля в среднем по стране хотя бы на уровне 30 т/га, а на садовых, дачных и других личных участках станут возделывать лишь плодовые, ягодные и некоторые овощные культуры, высаживать цветы, устраивать газоны, то, что это даст?

За 1998 – 2003 гг. средняя площадь под картофелем во всех категориях хозяйств составила 3,3 млн. га и при урожайности 10 т/га получен валовой сбор клубней в размере 33 млн. т. Для получения такого объема при урожайности 30 т/га достаточно иметь во всех категориях хозяйств 1,1 млн. га посадок картофеля, или в 3 раза меньше, чем сейчас. С увеличением урожайности с 10 до 30 т/га, товарности – с 40 до 80 % каждый гектар дополнительно даст 20 и более тонн стандартных клубней, а на 1,1 млн. га – 26,4 млн. т товарного картофеля и 6,6 млн. т нестандартного на корм скоту. Такого количества товарного картофеля достаточно для создания семенного фонда – 3,6 млн. т, полного обеспечения населения страны – 16,5 млн. т, закрытия потребности России в картофельном крахмале – 0,6 млн. т сырья, задействования всех мощностей предприятия по производству картофелепродуктов – 0,4 млн. т сырья. Остальные 5,3 млн. т стандартных клубней можно экспортировать в свежем и переработанном виде в обмен на ранние плоды и овощи, ягоды, виноград, бахчевую, цитрусовую и другую продукцию. При вхождении России в мировое экономическое пространство и внедрении в картофелепродуктовом подкомплексе АПК последних достижений мировой науки и практики наша страна в состоянии решить проблему картофеля для себя и других стран.

Большинство регионов нуждается в завозе картофеля, который может поступать в продажу в начале июня. По ориентировочным подсчетам, произведенным Д. Вермелем и Л. Силаевой, доля ранней продукции в годовом потреблении картофеля в крупных городах может составлять в Центральной части страны более 5 %. По мнению этих авторов, с учетом реальных потребностей можно рассчитывать на двух - трехкратное увеличение объема перевозок картофеля. В связи с этим возрастает значение подбора сортов, обеспечивающих пригодность клубней к перевозкам, их лежкость при длительном хранении, а также применения специальных транспортных средств.

Бобылев С.Н., Ходжаев  А.Ш. подразделяют потери картофеля  на всех этапах его производства и  следования к потребителю на две большие группы: первая – в результате нарушения агротехники культуры и вторая – прямые потери выращенной продукции в процессе уборки, транспортировки, хранения и реализации. Уровни потерь в картофелепроизводящих странах колеблются в широких пределах: от 3,5-5,5 % в странах ЕЭС до 40 % в развивающихся странах.

Чувашская Республика относится  к числу основных регионов возделывания картофеля в Российской Федерации, удельный вес его в посевах составляет в среднем 6-7%. Однако затраты труда и средств на производство продукции, потери её остаются высокими.

Рост пищевого потребления картофеля в значительной мере обеспечивается за счет личных подсобных хозяйств населения, доля которых в валовом сборе возросла с 67% в 2000 г до 92% в 2006 г. Валовой сбор картофеля из-за неблагоприятных климатических условий за последние года значительно сократился. Если в среднем за 1995-1999 г.г. он составил 37,4 млн. т., то в 2006 г произведено лишь 34 млн. т. картофеля в хозяйствах всех категорий.

Характеристика рынка  сельскохозяйственной продукции включает количественные и качественные показатели реализуемой товарной продукции, источников ее поступления, состава потребителей, структуру спроса и предложения по видам продовольствия, его качеству, ассортименту, ценам. В рыночной экономике производство должно исходить из потребления, служить потребителю и направляться на удовлетворение его запросов. Именно запрос определяет производство, ассортимент и качество продукции, а рынок через цену признает ее общественную потребность.

В условиях конкуренции  зависимость производителя от потребителя и желание получить максимальную прибыль заставляют его снижать издержки производства, улучшать качество продукции, экономить свои ресурсы.

Российский рынок картофеля  формируется в основном за счет продукции личных подсобных хозяйств населения, которые практически не имеют поддержки со стороны государства, что привносит элементы стихийности в его развитие. Неразвитость рыночной инфраструктуры и слабая информационная обеспеченность хозяйствующих субъектов рынка картофеля приводят к падению товарности отрасли картофелеводства, неоправданно большому числу посредников, сравнительно низкой доли peaлизации клубней по организованным каналам сбыта, высокому удельному весу бартерных операций, росту цен на картофель и свертыванию его межрегиональных поставок.

Аспирант ГСХА Дмитриев А. пишет, что одной их важнейших  целей управления экономикой является создание условий для повышения  эффективности использования ресурсов в сфере производства. Особое значение имеет совершенствование экономических методов управления, так как они через систему цен, налогов, финансирования создают экономические условия для развития производства. Поскольку последние определяют уровень рентабельности отраслей и техническую структуру, они влияют на уровень эффективности использования ресурсов.

Современный маркетинг  весьма многолик и многообразен. Он всегда приспособлен к конкретным экономическим, техническим и культурно-историческим особенностям развития той или иной страны …». Мы согласны с Крушиновым, что для нашей страны, для сельского хозяйства в особенности, нужен свой маркетинг, освоенный путем проб и ошибок.

В определении маркетинга как системы управления В. Клюкач указывает, что «… маркетинг увязывает  научные, финансовые, производственные и сырьевые, торговые и человеческие ресурсы организационной структуры в четко скординированную и легкоуправляемую систему…». В качестве системы управления деятельностью предприятий он включает изучение потребностей рыночной конъюнктуры, динамики цен, постановку задач по разработке новых видов продукции и технологий, улучшения потребительских свойств выпускаемых изделий» - пишет А.А. Браверман.

Клюкач В.В., считает, что  система маркетинга в агропромышленном комплексе должна охватывать все  предприятия,  то есть субъектами маркетинга могут быть производители сельскохозяйственной продукции, заготовительные перерабатывающие и торговые предприятия. В то же время на практике маркетинг возникает тогда, когда в нем проявляется необходимость, поэтому его нельзя навязывать или внедрять в приказном порядке.

Маркетинговая служба – основной элемент организационной структуры управления маркетингом на предприятии. Как считает, В. Клюкач «… на крупных предприятиях (в хозяйствах, заготовительных и перерабатывающих организациях) целесообразно создать специальные управленческие структуры – службы маркетинга…».

Г. Гриценко, заведующая отделом организации агропромышленного  производства Алтайского филиала Сиб  НИЭСХ, отмечает, что «… в сельхозпредприятии с коллективно-долевой формой собственности, количеством работающих около 250 человек и ассортиментом выпускаемой продукции не более пяти неизменных наименований службу маркетинга наиболее эффективно строить по функциональному признаку. Состоять она может не более чем из трех человек: руководителя (менеджера по маркетингу), одновременно являющегося заместителем руководителя сельхозпредприятия, маркетолога и экономиста…»

Таким образом, завершая обзор, можем сделать вывод, что  маркетинг следует поставить  в начале производственного процесса, интегрировать в каждую фазу и им же завершить, сделав это завершение ступенькой к началу нового этапа. Система маркетинга должна охватывать все предприятия АПК, от производителя сырья до продавца конечной продукции потребителю.

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СХПК «ХОРНЗОР»

 

СХПК «Хорнзор» расположено  в Вурнарском районе Чувашской Республики в 13 км от районного центра п. Вурнары.

Административно-хозяйственная  часть хозяйства находится в деревне Хорнзоры в 12 км от районного центра – поселка Вурнары и в 95 км от столицы республики - города Чебоксары. Транспортная связь с районными центрами и со столицей республики осуществляется  по асфальтированным дорогам.

 Предприятие хорошо  обеспечено трудовыми ресурсами,  на каждые 100 га сельскохозяйственных  угодий приходиться 21 трудоспособных работников.

 Естественное плодородие почв в хозяйстве на среднерайонном уровне, почвы в основном серые лесные. Преобладание серых лесных почв в хозяйстве, которые в отличие от почв в хозяйстве, которые в отличие от черноземья более пригодны для возделывания картофеля, а не зерновых, а также высокая обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и обусловили картофелеводческо-молоководческую специализацию предприятия. В 2006 г. на долю молока главного товарного продукта предприятия приходилось 27,4% выручки от реализации продукции. Так же в хозяйстве большую долю в структуре товарной продукции имеет картофель – 17,2%.

Информация о работе Управление производством картофеля