Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ развития картофелеводства и разработка комплекса мероприятий по улучшению управления сбытом картофеля на основе маркетинга.
Задачами работы являются:
- анализ природных, климатических и экономических условий деятельности предприятия;
- анализ организации производства и управления хозяйством;
- определение уровня экономической эффективности производства и реализации картофеля;
- разработка основных мероприятий комплекса маркетинга картофеля.
На территории хозяйства наибольшее распространение имеют серые лесные почвы, остальное приходится на выщелоченный чернозем и дерново– подзолистые почвы.
В СХПК «Хорнзор» возделывают все характерные для этой зоны сельскохозяйственные культуры: зерновые и зернобобовые, картофель, кормовые культуры и овощи. В хозяйстве развита также отрасль животноводства.
3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МАРКЕТИНГОМ КАРТОФЕЛЯ
3.1 Организация маркетинговой системы управления производством и реализацией продукции
На сельскохозяйственных предприятиях, в том числе и в СХПК «Хорнзор», процесс внедрения маркетинговой деятельности должен осуществляться постепенно и, как правило, проходит пять стадий.
Маркетинг рассматривается исходя из таких понятий, как реклама и стимулирование сбыта. Также он формирует более широкий подход к управлению маркетингом: основная цель состоит в том, чтобы потребитель был удовлетворен приобретенной продукцией. Запросы и потребности могут меняться, поэтому их учет необходим при производстве и сбыте продукции. Вследствие этого следует постоянно повышать качество продукции. Внедрения маркетинга хозяйство должно изучить имеющиеся возможности и занять определенное положение на рынке, то есть попытаться выделиться на фоне других хозяйств, производящих аналогичную продукцию. Последней стадии внедрения маркетинга соответствует выполнение всех функций по анализу рынков и потребностей, по планированию, учету и регулированию работы, связанной с освоением рынков сбыта.
Формирование и развитие маркетинговой деятельности любым хозяйством означает организацию своей работы в области производства и сбыта продукции по конкретной программе. При существующем многообразии конкретных схем маркетинга все они основываются на совокупности основных принципов, а именно:
Система маркетинга предусматривает ряд основных элементов деятельности хозяйства и включает:
1. Проведение анализа
состояния рынка
2. Разработку товарной стратегии.
3.Анализ систем сбыта и каналов реализации основной сельскохозяйственной продукции.
4. Разработку типовых планов рекламы.
5. Разработку системы управления маркетингом.
Изучение состояния рынка сельскохозяйственной продукции подразумевает комплексное изучение рынка.
Организация маркетинга заключается, прежде всего, в создании на сельскохозяйственных предприятиях службы маркетинга – группы специалистов по сбыту продукции, установления подчиненности и ответственности работников этой службы за выполнение тех или иных маркетинговых функций и заданий. Служба маркетинга не заменяет и не отменяет существующие в хозяйстве структурные подразделения и службы, она работает рядом и вместе с ним, приспосабливая производство, и сбыт продукции к новым, рыночным отношениям, в зависимости от состояния спроса и конъюнктуры рынка.
Организация маркетинга
может быть функциональной, когда
ответственность распределяется между
работниками по сферам сбыта, продвижения, распределения и других, ориентированной
на продукцию,
когда работники закрепляются по видам или группам продукции и ориентированной на рынок, когда в дополнение к функциональному принципу выделяются работники по отдельным видам рынка. Основной задачей службы маркетинга является систематическое выполнение совокупности функций, реализующих комплекс маркетинга:
Глобальной целью
Для обеспечения устойчивой и прибыльной реализации товаров, осуществляя комплексное изучение рынка и участвуя в проведении исследовательских работ и совершенствовании производства, служба маркетинга выполняет следующие работы:
а) Комплексное изучение рынка, которое включает:
- анализ и прогноз конъюнктуры рынка;
- анализ развития структуры рынка;
- анализ и прогноз емкости рынка;
б) Определение требований к качеству и потребительским свойствам товаров включает:
- изучение возможностей изменения технического уровня;
- соответствие показателей
качества требованиям
- определение
в) Изучение методов и способов сбыта и организация рекламы включает:
- изучение способов
транспортировки товаров до
- организация наиболее экономичных способов сбыта (дилеры, фирменные магазины, другие торгующие организации);
- анализ издержек сбыта;
- определение наиболее эффективных способов оплаты товаров и установление льгот в оплате.
г) Участие в разработке комплексных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ предполагает:
- участие в исследованиях образцов патентных поисков и защите собственных патентов;
- участие в исследованиях
д) Формирование потребительского спроса обеспечивается следующим:
- изучение спроса различных
групп потребителей на
- проведение опросов, анализов отзывов потребителей.
е) Стимулирование сбыта товаров на рынке осуществляется:
- введением торговых скидок, бонусных скидок, торговли в кредит и т.д.;
- моральным и материальным
поощрением торговых работников
Службы маркетинга имеют право предоставлять на рассмотрение и утверждение:
- текущие, среднесрочные
и долгосрочные планы
- предложения по составу
и порядку проведения
- предложения по
- предложения по улучшению
организации системы
- предложения по
- предложения по моральному
и материальному
- предложения и документы
по вопросам финансовой
Служба маркетинга может формироваться по следующим признакам: функциональному, товарному и географическому.
При сравнительно небольшой номенклатуре товаров, характеризующихся относительно высоким сходством эксплуатационно-технических параметров целесообразно применять функциональную структуру службы маркетинга.
Проблема создания маркетинговой службы непосредственно на предприятиях АПК решается ими самостоятельно. Проблемам перехода к маркетинговому управлению в хозяйствах уделяется мало внимания. Дело в том, что в условиях диспаритета цен главные усилия работников аппарата управления тратятся на производство продукции и его совершенствование. В условиях рынка существенно изменяется роль специалиста сельского хозяйства. С одной стороны его работа должна удовлетворять конкретным запросам работников хозяйств, с другой – должна стать коммерческой, направленной на получение доходов. Коммерческая деятельность требует знания вопросов рекламирования товаров и услуг, изучение спроса и конъюнктуры, формирование и предоставление заявок и заказов, проведение правовой и претензионной работы. Нынешние экономические условия требуют от специалиста не просто следования за рынком, а умение создавать новые для своих товаров и услуг. Изменения в структуре управления и его функциях можно осуществлять по-разному, но целесообразнее поэтапно.
Сначала в обязанности
работников действующих структурных
подразделений вмещаются
Оценка результатов труда специалистов значительно сложнее, поскольку она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена. В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.
Высокая эффективность маркетинговой деятельности может быть достигнута, если все действия, составляющие комплекс маркетинга взаимоувязаны, дополняют друг друга. Это означает, что, например, эффективность рекламы, может быть высокой только в сочетании с эффективной ценовой политикой, эффективной политикой в области товародвижения и послепродажного обслуживания. Если же реклама осуществляется вне системы маркетинга, одни и те же ассигнования на нее окажутся, менее эффективны.
В сельскохозяйственных предприятиях в виду незначительного объема продаваемой продукции служба маркетинга может состоять из одного - двух человек. Функции маркетинга может выполнять заместитель председателя по маркетингу,
Создание нового структурного подразделения сопровождается дополнительными затратами. Проведение основных мероприятий предполагает образование и выделение специализированных служб, занимающихся вопросами производства, и организации сбыта, а также улучшение качества продукции и защиты от предпринимательского риска. В этой связи необходимо произвести планирование бюджета отдела маркетинга и рекламы на предприятии, которое заключается в определении всех затрат. Затраты определяются как сумма:
З общ = Ф1 + Ф2 + З1 + З2 + З3 ,
где Ф1 – заработная плата начальника службы маркетинга;
Ф2 – премия по результатам работы;
З1 – затраты на рекламу;
З2 – затраты на командировки;
З3 – затраты на оплату услуг сотовой компании.
Поскольку в хозяйстве
не предусмотрено выделение
Заработная плата
Ф1 = О × 12, где
О – оклад начальника службы маркетинга. Годовой фонд заработной платы составит:
Ф1 = 1500 × 12 = 18000 руб.
Фонд премирования составляет 50 % от фонда заработной платы.
Ф2 = 0,5 × Ф1 = 0,5 × 18000 = 9000 руб.
Затраты на рекламу определяется следующим образом:
З1 = ( S × П × N), где
S – стоимость единицы (1 см);
N – периодичность выхода;
П – количество единиц.
З1 = (15 × 25 × 24) = 9000 руб.
Затраты на командировки определяется исходя из формулы:
З2 = S × N, где