Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:56, курсовая работа
Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).
Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами — растениями
Введение
1.Общая часть
1.1 Краткая историческая справка
1.2 Характеристика природных условий
1.3 Функциональное зонирование территории
1.4 Стилистическое направление
2.Специальная часть
2.1 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования
2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля
2.1.2 Композиция отрытого пространства.
2.1. 3 Рельеф.
2.1.4 Вода.
2.1.5 Растительность
2.2 Средства ландшафтной композиции
2.3 Композиция паркового пейзажа
2.3.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью
2.3.2 Композиция пейзажных картин.
2.3.3 Пейзажное разнообразие.
2.4 Методика реставрационных работ
2.4.1 Категории режима охраны территории
2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения
3. Проектная часть
3.1 Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства
3.2 Проектное решение
4. Техника безопасности
Заключение
Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра ландшафтной архитектуры и почвоведения
Курсовая работа
по дисциплине: «История садово-паркового искусства»
на тему: «Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства Петергоф»
Выполнила:
группа:
Проверила:
Воронеж 2013
Содержание.
Введение
1.Общая часть
1.1 Краткая историческая справка
1.2 Характеристика природных условий
1.3 Функциональное зонирование территории
1.4 Стилистическое направление
2.Специальная часть
2.1 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования
2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля
2.1.2 Композиция отрытого пространства.
2.1. 3 Рельеф.
2.1.4 Вода.
2.1.5 Растительность
2.2 Средства ландшафтной композиции
2.3 Композиция паркового пейзажа
2.3.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью
2.3.2 Композиция пейзажных картин.
2.3.3 Пейзажное разнообразие.
2.4 Методика реставрационных работ
2.4.1 Категории режима охраны территории
2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения
3. Проектная часть
3.1 Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства
3.2 Проектное решение
4. Техника безопасности
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Садово-парковое искусство — искусство
создания садов, парков и других озеленяемых
территорий. Сюда относятся: планировка
и разбивка садов и парков, подбор растений
для различных климатов и почв, размещение
и группировка растений в сочетании с архитектурой,
дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные
приёмы садово-паркового искусства подчиняются
двум основным принципам — регулярному
(геометрическому) или пейзажному (имитирующему
Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами — растениями
Памятники садово-паркового искусства — историко-культурные памятники, которые органично включают в свой состав растения, особенности ландшафта (холмы, источники воды и водопады, долины ручьев или рек, камни, скалы, дальние пейзажные перспективы, иногда заболоченные участки), архитектурные сооружения, скульптуры, цветники.
Понятие «сад» и «парк» недалеко ушли друг от друга и часто бывают заменителями друг друга. Но у них разные функции и достаточно самостоятельные объекты человеческой деятельности.
Разрушение старинных садов и парков – процесс естественный, так как на них воздействуют не только исторические уровни существования, но и общие законы биологического развития. Поэтому сохранение как части достояния всего человечества является одной из наиболее актуальных проблем культурного развития современного общества. Старинные сады и парки играют огромную роль в формировании и повышении культурного развития общества. Важность решения данной проблемы определяется и тем, что парки – памятники развитой садово-парковой культуры, сочетающие в себе исторические, градостроительные и иные культурные ценности, – служат образцом для проектирования и создания современных парков.
Консервация — первый этап восстановительных
работ в парках. Идет уход за его состоянием,
сохранение существующей пространственно-
В данной курсовой работе студентам предлагается провести композиционно-образный анализ дворцово-паркового ансамбля и запроектировать виды работ по восстановлению его исторического облика с соблюдением стилистических особенностей.
До начала XVIII века на месте Петергофа на берегу Финского залива находились финские деревни Куусоя (еловый ручей) и Похьяёки (северная речка), к югу от них, на Поповой горе (ныне Бабигонские высоты), — деревня Папингондо. Впервые Петергоф упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Для будущей петергофской резиденции было выбрано место рядом с мызой, находившейся западнее Марли. Пётр I взял её для себя, благоустроил, расширил и останавливался там во время морских поездок в строившийся Кронштадт. Мыза получила (по имени владельца) название Петров двор, которое на голландский и немецкий манер произносилось Питергоф или Петергоф. До основания города территория была покрыта хвойными лесами (сосновые и еловые) с примесью широколиственных пород и низинными болотами.
В 1710-е годы
начались активные ландшафтные и архитектурные
работы по строительству усадьбы Петра
I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский
дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир
и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно
поблизости от строительства резиденции
возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку
от Верхнего парка) и Большая слобода (к
западу, так называемый Старый Петергоф,
вдоль современного Собственного проспекта).
Туда же, на Купеческую пристань, прибывали
суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга.
В 1721 году основана водяная пильная мельница,
а при ней Гранильная фабрика (ныне Петродворцовый
часовой завод). Восточное звено — Монплезир
с одноимённым прибрежным дворцом. И западное
- Марлинский ансамбль с дворцом, окружённым
прудами. Замыслы Петра конкретизировали
немецкий архитектор И. Браунштейн, ученик
гениального скульптора и архитектора
А. Шлютера, известный французский зодчий,
теоретик и практик Ж.-Б. Леблон, итальянский
архитектор Н. Микетти и его соотечественник
скульптор Б.К. Растрелли. Это придало
Петергофу значение синкретического произведения
европейского искусства в его русской
транскрипции. От Петра и архитекторов
исходили предложения, касавшиеся планировки
и посадок, которые воплощались и корректировались
садовыми мастерами Л. Гарнихфельдтом
и А. Борисовым, зачастую выступавшими
и как авторы отдельных садовых композиций.
Петергоф должен был стать самой роскошной
летней царской резиденцией. Работы по
созданию новой резиденции велись с ошеломляющей
быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось
торжественное открытие Петергофа, причем
к этому времени был распланирован Нижний
парк, прорыт Морской канал, действовала
часть фонтанов, были отделаны верхние
палаты, а также построены дворцы "Монплезир"
и "Марли".
Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720—1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты. Работали по принципу сообщающихся сосудов. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов. В 1730-х годах благодаря архитектору М. Г. Земцову Петергоф впервые получил чёткую планировку. Он перестроил ряд зданий, создав для петегофских государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных служащих — Кавалерский. 15 августа 1723 года торжественным приёмом было ознаменовано официальное открытие петергофской резиденции. С 1723 года в создании Петергофа принимал участие архитектор М. Земцов вместе со своими помощниками И. Бланком и И. Давыдовым. Совместно со скульптором Б.-К. Растрелли в 1735 году М. Земцов создал монументальный фонтан-символ «Самсон, раздирающий пасть льва». Середина XVIII века стала для Петергофа апогеем развития регулярного стиля. Однако все нововведения и замены, осуществлявшиеся в Петергофе в последней трети XVIII и в XIX столетии, не изменили основу художественной сути петровского ансамбля. Верхний сад в окончательном виде, сложившемся в середине XVIII столетия, гармонично увязан с Большим дворцом, фасад которого равен ширине сада и служит монументальной заставкой всей композиции.
Первоначально в Петергофе находилась императорская резиденция, но после Октябрьской революции все здания были превращены в музеи. Чёрной полосой в истории дворцово-паркового ансамбля является Вторая мировая война, во время которой он был почти полностью уничтожен вражеской артиллерией — лишь благодаря нечеловеческим усилиям сотрудников музея отсюда до оккупации удалось вывезти около восьми тысяч предметов дворцовых интерьеров и примерно 50 статуй, что являлось мизерной частью всех сокровищ Петергофа.
В Петергофе находится один из наиболее значительных в России комплексов архитектурно-парковых ансамблей XVIII-XIX вв. Его ядром является парадная резиденция Петра I. Петергофские парки - это музей фонтанного искусства XVIII и XIX веков. В его экспозиции представлены различные стилистические направления - барокко, классицизм, их сочетание и позднейшая интерпретация. Здесь множество типов и форм фонтанов - одноструйные и многоструйные, чаши, водные колокола и столпы, фонтаны солирующие, парные и сгруппированные в определенные ряды. Рисунок струй каждого типа фонтанов не повторяется: букеты, веера, "занавеси". Представлены и фонтанные скульптуры, где композиция дополняется рисунком струй. Цветовая гамма искрящихся фонтанов и каскадов сочетается с их инструментовкой - от громкого звучания бурных потоков до едва различимого шелеста. Всего в Нижнем парке и Верхнем саду действует 4 каскада и 191 фонтан (Фото 1).
1.2 Характеристика природных условий
Оценка природно-климатических условий и микроклимата
Основным материалом служат наблюдения метеорологических станций, представленные в климатических справочниках. Рекомендуется разрабатывать природно-климатическую основу проекта, в комплексе представляющую физико-географические особенности, климат, микроклиматические условия местности. За господствующее направление ветра принимают данные на теплый период времени, составленные по многолетним наблюдениям. Следует учитывать продолжительность и повторяемость опасных скоростей ветра. Очень важно установить взаимодействие показателей климата и микроклимата с элементами ландшафта. Основное внимание при этом надо обратить на радиационный режим склонов различной крутизны и экспозиции, а также длительность суточной инсоляции на отдельных участках;
Температурные различия, вызываемые формами рельефа, почвенными условиями, видами растительного покрова, наличием водоемов;
Ветровой режим, характеризующийся усилением и ослаблением ветра на отдельных участках территории, а также образование местных потоков воздуха в условиях сложного рельефа при чередовании открытых и облесенных участков, при наличии водных поверхностей.
При оценке микроклимата следует учитывать общие закономерности изменения микроклимата в зависимости от условий и различий температурно-влажностного режима путем проведения специальных микроклиматических натурных исследований.
При проектировании парков на сложном рельефе составляют карту участков с различными микроклиматическими показателями, выделяют участки наиболее благоприятные, неблагоприятные, особо неблагоприятные, зоны застоя воздуха, ветровой тени, озера холода в пониженных местах.
Микроклиматическая характеристика территории дает основание для разработки мероприятий по улучшения микроклимата и общему композиционному решению.
Климат Петергофа умеренный и влажный,
переходный от морского к континентальному.
Продолжительность дня меняется от 5 часов
51 минуты 22 декабря до 18 часов 50 минут 22
июня. Для города характерна частая смена
воздушных масс, обусловленная в значительной
степени циклонической деятельностью.
Летом преобладают западные и северо-западные
ветры, зимой западные и юго-западные.
Климат Петергофа аналогичен климату расположенного
рядом Санкт-Петербурга. Финский залив,
несмотря на мелководность, оказывает
некоторое влияние на температурный режим
города. Летом, особенно в августе—сентябре,
средняя температура воздуха здесь немного
выше чем в Санкт-Петербурге (на 0,5-0,8°),
а зимой — ниже (на 0,5—0,6°). Долина сложена
озёрно-ледниковыми и постледниковыми
отложениями. Балтийско-Ладожский уступ поднимается
от берега Финского залива на юг до высоты
70—80 метров ступенями, образуя на прибрежной
равнине три террасы. Многочисленные небольшие
речки и ручьи, берущие начало в источниках
глинта, рассекают эти террасы и впадают
в море. Берег Финского залива отлогий,
с небольшими пляжами. Нижняя терраса
всего в один километр шириной отделена
от лежащей над ней второй террасой 20-метровым
уступом. До основания города территория
была покрыта хвойными лесами (сосновые и еловые)
с примесью широколиственных пород и низинными
болотами. Сейчас в узкой прибрежной полосе
Финского залива сохранились низинные
болота с чёрной ольхой. Преобладают среднесуглинистые
1.3 Функциональное зонирование территории парка и его назначение
Для эффективного решения задач, стоящих перед объектами ландшафтного проектирования, используют функциональное зонирование территории — разделение на участки с различным приоритетным назначением (функцией) и с различными режимами охраны и использования. Функциональная зона рассматривается как основная единица территориального управления ландшафтным объектом.
Информация о работе Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства Петергоф